Дело №
УИД 39RS0№-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2021 года <адрес>
Гвардейский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Клименко М.Ю.,
при секретаре: Бедке К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гвардейского района к администрации МО «Гвардейский городской округ» о понуждении поставить объект на учет как опасный производственный объект
установил:
Прокурор Гвардейского района Калининградской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, с исковыми требованиями, с учетом их уточнений, о возложении на администрацию МО «Гвардейский городской округ» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обязанности поставить объект газопровод высокого давления в <адрес> на учет как опасный производственный объект и внести соответствующие сведения в реестр опасных производственных объектов, а также получить лицензию на осуществление конкретного вида деятельности при эксплуатации опасного производственного объекта.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Гвардейского района проведена проверка соблюдения администрацией МО «Гвардейский городской округ» требований законодательства, направленного на развитие газоснабжения.
В ходе проверки установлены нарушения п. 2 ст. 2 ФЗ от 21 июля 1997 года №116-ФЗ, согласно которому опасные производственные объекты, к которым относятся газовые объекты, эксплуатируемые на территории <адрес>, подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. В собственности муниципального образования «Гвардейский городской округ» находится газопровод, расположенный в <адрес> (Объект № «Газоснабжение поселка <адрес>» в т.ч. охранные зоны, кадастровый № - высокое давление, № - низкое давление). Данный газопровод принят в муниципальную собственность на основании постановления главы администрации МО «Гвардейский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ№. Администрацией МО «Гвардейский городской округ» в 2020 году утвержден план мероприятий по локализации последствий аварий на опасном объекте.
Однако по настоящее время объект газопровода высокого давления в <адрес> администрацией МО «Гвардейский городской округ» на учет как опасный производственный объект не поставлен, в реестре опасных производственных объектов не числится.
Приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 года №471 утверждены требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению реестра опасных производственных объектов, согласно которым опасные объекты должны быть зарегистрированы в реестре собственником или лицом, владеющем объектами на ином законном основании.
Администрация МО «Гвардейский городской округ», являясь лицом, осуществляющим полномочия собственника в отношении опасного производственного объекта - газопровода высокого давления в <адрес>, не предприняло меры для соблюдения требований промышленной безопасности и обеспечения его регистрации в реестре ОПО, а также не имеет лицензии для осуществления конкретного вида деятельности при эксплуатации опасного производственного объекта.
Поскольку администрацией МО «Гвардейский городской округ», являющемся собственником опасного объекта газоснабжения, регистрация объекта в реестре опасных производственных объектов, не проведена, данных о том, что опасный объект передан иному лицу на законных основаниях во владение, не имеется, в связи с чем просит суд обязать ответчика устранить выявленные нарушения.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Калининградгазификация», Северо-Западное управление Ростехнадзора, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, Министерство развития инфраструктуры Калининградской области.
Помощник прокурора Гвардейского района Рязанцева М.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации МО «Гвардейский городской округ» в судебное заседание не явился. А предыдущем судебном заседании представитель Алексеева Е.И., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, указала, что органы местного самоуправления, как органы власти, не являются эксплуатирующими организациями. В противоречие доводам иска на изменение статуса публично-властного органа на эксплуатирующую организацию, на которую возложены обязанности по постановке объектов в реестр ОПО и по получению лицензии на эксплуатационную деятельность, титул собственника имущества не влияет. Считает, что органы местного самоуправления, управляющие газораспределительными системами, находящимися в муниципальной собственности, для эксплуатации таковых в установленном законом порядке обязаны либо создать муниципальную специализированную организацию, либо заключить договор со специализированной (эксплуатирующей, газораспределительной) организацией, что ими было сделано.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ОАО «Калининградгазификация» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменном отзыве на иск представитель Евсеева Т.А., действующая на основании доверенности, согласилась с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что в силу закона опасные объекты на учет обязан ставить собственник этих объектов, который и несет за них ответственность. Во исполнение Приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ между АО (ранее-ОАО) «Калининградгазификация» (Специализированная организация) (далее -Общество) и Администрацией МО «Гвардейский район» заключен договор на техническую эксплуатацию (в т.ч. техническое обслуживание и ремонт) газопровода высокого, низкого давления L общ =11904,36 п.м., ШРП — 1 шт, расположенных по адресу: <адрес>. В указанном договоре условие об обязанности Общества по регистрации объектов сети газоснабжения в реестре опасных производственных объектов, страхованию гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном производственном объекте не предусматривается, т. к. заключение договоров на техническую эксплуатацию не наделяет Общество признаками организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты. На основании изложенного, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Северо-Западного Управления Ростехнадзора Шеховцова Л.Ю., действующая на основании доверенности, согласилась с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что обязанность по регистрации опасных объектов лежит на собственнике, с 2019 года Ростехнадзор при постановке на учет опасных объектов не требовало документов, подтверждающих право собственности, но в связи с изменениями в Регламент такой документ стал обязательным. Ответственность за какое-либо происшествие на опасном объекте несет только собственник, либо собственник должен передать объекты в пользование кому-либо на законных основаниях. Также пояснила, что в настоящее время они работают с муниципалитетами, правительством Калининградской области и Калининградгазификацией над вопросом перерегистрации опасных объектов на собственников, которые впоследствии должны получить лицензию. Выбор организации, которая будет проводить обслуживание опасных объектов лежит также на собственнике этих объектов.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, в том числе, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом исполнительной власти, осуществляющим соответствующее нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности, разрабатывает и утверждает нормативные правовые, нормативно-технические и методические документы в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции.
Правовые, экономические, социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту - Федеральный закон №116-ФЗ).
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В статьях 1, 3 Федерального закона № 116-ФЗ определено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах, федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 116-ФЗ, правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Из материалов дела следует, что муниципальное образование «Гвардейский городской округ» является собственником газопровода, расположенного в <адрес> (Объект № «Газоснабжение поселка <адрес>» в т.ч. охранные зоны, кадастровый № - высокое давление, № - низкое давление).
Данный газопровод принят в муниципальную собственность на основании постановления главы администрации МО «Гвардейский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Данные объекты согласно Перечня опасных производственных объектов имеют III класс опасности.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Калининградгазификация» и администрацией МО «Гвардейский городской округ» был заключен договор№ на техническую эксплуатацию газопровода высокого давления Lобщ=11904,36 п.м., ШРП-1шт., построенные в 2019 году, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 17-22).
Статьей 2 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону (ч.1).
Согласно п. 1 Приложения № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся, в частности, объекты, на которых получаются, используются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (п. «в»).
Прокуратурой Гвардейского района проведена проверка соблюдения администрацией МО «Гвардейский городской округ» требований законодательства, направленного на развитие газоснабжения.
В ходе проверки установлены нарушения п. 2 ст. 2 ФЗ от 21 июля 1997 года №116-ФЗ, согласно которому опасный производственный объект, к которым относится газовый объект - газопровод высокого давления Lобщ=11904,36 п.м., ШРП-1шт., построенный в 2019 году, расположенный по адресу: <адрес>, КН №, подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а именно: Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года №1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года №1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» утверждены прилагаемые Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок регистрации опасных производственных объектов (далее - объекты) в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - государственный реестр) и ведения государственного реестра (пункт 1 Правил).
Согласно п. 3 Правил, регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), а также федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов, и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».
В соответствии с п. 10 Правил, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в пределах своих полномочий обеспечивает разработку и утверждение единых методологических и программно-технологических принципов регистрации объектов в государственном реестре и ведения этого реестра, регистрацию, в том числе территориальными органами, объектов в государственном реестре
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден «Административный регламент Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов » (далее - Регламент).
Настоящий административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Ростехнадзора (его территориальных органов) при предоставлении государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - государственная услуга), а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Ростехнадзора (его территориальных органов) и их должностными лицами, взаимодействия Ростехнадзора (его территориальных органов) с заявителями при предоставлении государственной услуги.
В соответствии с п.2 Регламента, заявителями по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов (далее - ОПО) на праве собственности или ином законном основании.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод, что именно ответчик является «заявителем» в том понятии, которое раскрыто в Регламенте.
Основанием для предоставления государственной услуги является направление (представление) заявителем в территориальный орган Ростехнадзора (по адресу места нахождения заявителя) заявления о предоставлении государственной услуги, а также документов, определенных требованиями Административного регламента, содержащих сведения, необходимые для формирования и ведения Реестра (п. 18 Регламента).
Согласно п. 19 Регламента заявление о предоставлении государственной услуги заполняется заявителем в соответствии с формой, установленной приложением № к Административному регламенту (далее - заявление), от руки или с использованием электронных печатающих устройств и подписывается руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным представителем заявителя, заверяется печатью заявителя (при наличии) или оформляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо уполномоченного представителя заявителя (далее - усиленная квалифицированная электронная подпись).
В п. 20 Регламента указан перечень необходимых документов, предоставляемых заявителем для регистрации ОПО в Реестре, в том числе копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются ОПО (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что опасный производственный объект газоснабжения, принадлежащий ответчику на праве собственности, в Государственный реестр опасных производственных объектов в порядке, предусмотренном законодательством, не внесен, доказательств передачи на законном основании прав владения опасными производственными объектами иным лицам ответчиком не представлено.
В этой связи исковые требования прокурора, направленные на понуждение ответчика обратиться в Северо-Западное Управление Ростехнадзора для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов законны и обоснованны.
Относительно срока выполнения работ, суд с учетом позиции прокурора, полагает необходимым установить его в 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию МО «Гвардейский городской округ» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать в Северо-Западном управлении Ростехнадзора в качестве опасного производственного объекта газопровод высокого давления – газоснабжение поселка <адрес>, КН №, а также получить лицензию на эксплуатацию указанного объекта.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский облсуд через Гвардейский райсуд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись
Копия
Судья Клименко М.Ю.