ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-408/2021 от 17.09.2021 Краснозерского районного суда (Новосибирская область)

№ 2-408/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего - судьи Чукановой Н.А.,

при секретаре Гавронине В.В.,

с участием представителя истца ФИО1, ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Краснозерского района Новосибирской области к ФИО2 о взыскании средств предоставленной социальной выплаты

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании средств предоставленной социальной выплаты по следующим основаниям.

На основании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ответчик и члены его семьи были включены в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, которое признано утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от ДД.ММ.ГГГГ. Мероприятия федеральной программы продолжаются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчику было выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ о том, что он и члены его семьи являются участниками указанной программы и получателями социальной выплаты на строительство жилого дома по адресу: <адрес>, Краснозёрский район, <адрес>. Факт начала строительства дома подтверждается: заключенным ответчиком договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № RU 54513310-06-15. Согласно п.30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N4 к федеральной программе)) жилое помещение (приобретенное или построенное с использованием средств социальной выплаты) оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 22 Порядка предоставления из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области иных межбюджетных трансфертов на обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях Новосибирской области, являющегося приложением №2 к Постановлению Правительства Новосибирской области от 31 декабря 2019 года №525-п «О государственной программе Новосибирской области «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области», приобретенное или построенное получателем социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в соответствии с п.31 Положения в срок не позднее 1 года и трех месяцев со дня получения свидетельства. На основании п.32 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность. Срок оформления построенного ответчиком жилого помещения в собственность истек ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком из бюджета <адрес> была получена социальная выплата на строительство жилого дома по адресу: <адрес> в размере 805300 рублей. Данная выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. С учетом ее правовой природы само по себе введение срока для регистрации права собственности на построенное (приобретенное) жилое помещение призвано стимулировать получателей выплаты к своевременному и должному ее использованию, а возврат ее средств по требованию компетентного органа публично-правовою образования не может быть признан неприемлемым, если действия получателя выплаты входят в противоречие с теми целями, для достижения которых она предоставлена. ДД.ММ.ГГГГ ответчику была направлена претензия, которая содержала требование о предоставлении документов, подтверждающих государственную регистрацию права общей долевой собственности всех членов семьи ответчика (справка о составе семьи прилагается), указанных в свидетельстве на построенный жилой дом. Ответа на претензию не поступало, каких-либо объяснений причин отсутствия оформления права собственности на построенный жилой дом, ответчиком не представлено.

Просит взыскать с ответчика средства в размере предоставленной социальной выплаты 805300 рублей в доход бюджета Краснозерского района Новосибирской области в связи с несоблюдением срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность в соответствии с условиями государственной программы Новосибирской области «Комплексное развитие сельской территории в Новосибирской области».

Представитель истца Администрации Краснозерского района Новосибирской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала.

Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал, считает, что подход со стороны администрации к соблюдению требований об использовании указанной социальной выплаты является формальным, что противоречит самой сути предоставления такой выплаты. Обращает внимание суда на то, что основной целью федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» является не только сохранение численности сельского населения, но и улучшение жилищных условий, особенно молодых семей, имеющих детей. Поскольку выплата является безвозмездной мерой социальной поддержки и носит целевой характер, значение имеет то, что средства ее направлены именно на строительство жилого дома. Строительство дома им практически завершено. С его стороны предприняты все необходимые действия для исполнения этой обязанности, однако для ввода построенного жилого дома в эксплуатацию и регистрации права собственности необходимо время.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик и члены его семьи были включены в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N598.

Не смотря на то, что Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2013 года N598 признано утратившим силу с 01 января 2018 года, мероприятия утвержденной им федеральной программы продолжаются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года №1243.

Положения указанной федеральной программы подлежали учету органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на устойчивое развитие сельских территорий (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года №598).

Ответчику было выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ о том, что он и члены его семьи являются участниками указанной программы и получателями социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в размере 1100000 рублей. Социальная выплата в размере 805300 рублей перечислена в счет оплаты Договора подряда на строительство жилого дома, оставшаяся часть в размере 305700 рублей находится на счете ответчика в банке.

Факт начала строительства дома по адресу: <адрес><адрес> подтверждается: договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N4 к федеральной программе)) жилое помещение (приобретенное или построенное с использованием средств социальной выплаты) оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 22 Порядка предоставления из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области иных межбюджетных трансфертов на обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях Новосибирской области, являющегося приложением №2 к Постановлению Правительства Новосибирской области от 31 декабря 2019 N525-п «О государственной программе Новосибирской области «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области», приобретенное или построенное получателем социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в соответствии с пунктом 31 Положения в срок не позднее 1 года и трех месяцев со дня получения свидетельства.

На основании п.32 положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, являющегося приложением к Постановлению Правительства РФ от 31 мая 2019 года N696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.

Ответчик в соответствии с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий молодых семей обязан был оформить построенное жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок жилое помещение ответчиком не было оформлено в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, право собственности не зарегистрировано.

В силу ч. 1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №264-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года №598 утверждена федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года №1544.

Одна из основных задач федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты.

Судом установлено, что ответчик работает в ЗАО «Новомайское», основная деятельность, которой связана с выращиванием зерновых культур и проживает в <адрес>.

Оценив установленные обстоятельства, с учётом целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, суд приходит к выводу, что само по себе нарушение ответчиком срока оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности не является достаточным основанием для взыскания с ответчика социальной выплаты, поскольку вызвано объективными причинами, препятствующими ответчику своевременно закончить строительство дома, произвести его техническую инвентаризацию и зарегистрировать право собственности на дом.

Возложение на ответчика обязанности возвратить денежные средства, которые были предоставлены ему в установленном нормативными правовыми актами порядке в качестве меры социальной поддержки, при отсутствии данных о недобросовестности с его стороны будет противоречить вышеприведенным положениям законодательства.

С учётом соблюдения ответчиком всех условий получения социальной выплаты, использования социальной выплаты в соответствии с её целевым назначением – на строительство жилого дома, а также тот факт, что ответчиком принимаются меры к оформлению построенного жилого помещения в собственность, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Администрации Краснозерского района Новосибирской области к ФИО2 о взыскании выплаченной суммы социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы в Краснозерский районный суд Новосибирской области.

Решение в окончательной форме принятоДД.ММ.ГГГГ.

Судья