УИД 04RS0008-01-2020-000413-49 №2-409-2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Заиграево 07 июля 2020 года
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Григорьевой В.В., при секретаре Амбаеве А.Г.,
с участием старшего помощника прокурора района Вершининой И.М.,
представителя ответчика МО «Заиграевский район» Бакшеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района Республики Бурятия к администрации МО «Заиграевский район» о понуждении,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заиграевского района Республики Бурятия обратился в суд с иском, указывая, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства в сфере соблюдения органами местного самоуправления законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлено, что администрацией района как органом местного самоуправления в нарушение п. 7 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 №804, п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» 32 населенных пункта района оборудованы электросиреной С 40С, 4 населенных пункта - электросиреной С28, при этом источники бесперебойного электропитания (электроснабжения) не обеспечены, единого места запуска не имеют (каждая установка запускается по месту нахождения), т.е. не создана и не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальная система оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, не создана система оповещения, представляющая собой организационно - техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения. Представление прокурора района об устранении нарушений федерального законодательства не исполнено в связи с отсутствием финансирования. Отсутствие автоматизированной системы оповещения ставит под угрозу заблаговременное оповещение населения о возникновении чрезвычайных ситуаций. В этой связи с порядке ст.45 ГПК РФ просит суд обязать администрацию МО «Заиграевский район» в течение 6 месяцев с момента вступления решениясуда в законную силу оборудовать автоматизированную системуоповещения: приобрести дополнительное оборудование (gsm модем речевое) для систем оповещения (сирен), обеспечить организацию централизованного включения сиреноповещения населения о ЧС с места оперативного дежурного ЕДДСМО «Заиграевский район», приобрести дополнительные резервные источники электроснабжения.
В судебном заседании старший помощник прокурора района Вершинина И.М. требования иска поддержала по указанным в нем основаниям, настаивала на их удовлетворении, установив срок исполнения в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика МО «Заиграевский район» Бакшеева И.В. не отрицала выявленные недостатки в работе муниципалитета, пояснив суду, что работы по автоматизации системы оповещения начаты, требуются значительные материальные и временные затраты.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 7 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-Ф3 от06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» к вопросам местного значения муниципальногорайона относится в том числе участие в предупреждении и ликвидациипоследствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 1, пп. «г», «ж» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон№68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определеннойтерритории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления,катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь илиповлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей илиокружающей среде, значительные материальные потери и нарушениеусловий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайныхситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно инаправленных на максимально возможное уменьшение риска возникновениячрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижениеразмеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае ихвозникновения. Органы местного самоуправления самостоятельноосуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
Согласно пп. «м» ч.2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Согласно п. 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 №804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является, в том числе, создание локальных систем оповещения.
В соответствии с п.З Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС РФ, Мининформсвязи РФ, Минкультуры РФ № 422/90/376 от 25.07.2006 (далее - Положение) система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.
Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. 10 Положения основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием; специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 14 Положения передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.
Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения.
Из материалов дела следует, что 32 населенных пункта МО «Заиграевский район» оборудованы электросиреной С 40С, 4 населенных пункта - электросиреной С28. При этом источники бесперебойного электропитания (электроснабжения) не обеспечены, единого места запуска не имеют (каждая установка запускается по месту нахождения).
Данный факт стороной ответчика не оспаривается, напротив, из материалов дела следует, что муниципалитетом рассмотрено представление прокурора района, предпринимались меры по планированию расходов в бюджете района по расходным обязательствам на обеспечение устранения нарушений закона в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Выявленные обстоятельства нарушают права граждан на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в этой связи суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Заиграевского района Республики Бурятия к администрации МО «Заиграевский район» о понуждении - удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Заиграевский район» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать автоматизированную системуоповещения:
- приобрести дополнительное оборудование (gsm модем речевое) для систем оповещения (сирен);
- обеспечить организацию централизованного включения сирен оповещения населения о ЧС с места оперативного дежурного ЕДДС МО «Заиграевский район»;
- приобрести дополнительные резервные источники электроснабжения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Заиграевский районный суд Республики Бурятия.
Судья подпись В.В. Григорьева
Копия верна. Судья В.В. Григорьева
Решение в окончательно форме принято 11.07.2020 года.