ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-409 от 19.08.2010 Братского районного суда (Иркутская область)

                                                                                    Братский районный суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Братский районный суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 19 августа 2010 года

Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Гопина С.Н., при секретаре судебного заседания Филатовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-409/2010

по заявлению Кречетовой Татьяны Александровны, Брагиной Татьяны Владимировны, Волгушевой Галины Андреевны, Михальчук Наталии Арсентьевны о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 11 по Иркутской области по регистрации ликвидатором ТСЖ «...» гражданки ФИО1, обязывании восстановить ликвидатором ФИО2

УСТАНОВИЛ:

Кречетова Т.А., Брагина Т.В., Волгушева Г.А., Михальчук Н.А. обратились в Братский районный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 11 по Иркутской области по регистрации ликвидатором ТСЖ «...» гражданки ФИО1, обязывании восстановить ликвидатором ФИО2, указывая в обоснование своих требований следующее.

27 апреля 2010 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 11 ФИО1 была проведена ликвидатором ТСЖ «...» на основании Уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора и протокола от 07.04.2010 года № 5 общего собрания членов ТСЖ «...».

Считают, что это решение является незаконным и нарушающим их права как собственников жилых помещений по следующим основаниям.

12 марта 2010 года внеочередным общим собранием собственников жилых помещений по ... принято решение о признании образования товарищества собственников жилья «...», председателем которого являлась ФИО1 нецелесообразным и незаконным, и принято решение о его ликвидации.

25 марта 2010 года внеочередным общим собранием собственников жилых помещений по ... принято решение об утверждении состава ликвидационной комиссии и назначении руководителем ликвидационной комиссии ФИО2

На основании данных решений 5 апреля 2010 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 11 по Иркутской области внесены записи в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации юридического лица ТСЖ «...», о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.

Ликвидационной комиссией была проделана определенная работа по ликвидации ТСЖ «...»: сдан 22.04.2010 г. в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 11 промежуточный бухгалтерский баланс, отправлена заявка в газету «Российский вестник» на объявление о ликвидации ТСЖ «...» и оплачена в сумме 1800 рублей, разосланы письма-уведомления о ликвидации ТСЖ «...» в организации Братского района, г. Братска и г. Вихоревка, в т.ч. в администрацию Вихоревского городского поселения.

Однако 30.04.2010 г. в ходе продолжения процедуры ликвидации, а именно при оплате налога в ВостСибТрансКомБанке, платежное поручение, подписанное ФИО2 принято не было с мотивировкой, что поручение подписано ненадлежащим лицом.

30 апреля 2010 года в тот же день по этому поводу был сделан запрос в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 11, и 04 мая 2010 г. получен ответ (датированный 23.04.2010 г.), за подписью начальника инспекции А.С. Степанова (исп. Ножко Ольга Викторовна) о том, что ФИО1 27 апреля 2010 года была проведена ликвидатором ТСЖ «...» на основании Уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора и Протокола от 07.04.2010 года № 5 общего собрания членов ТСЖ «...».

После чего ФИО2 незаконно, без всяких на то оснований, был исключен из реестра как руководитель ликвидационной комиссии, вследствие чего был лишен возможности завершить процедуру ликвидации ТСЖ «...».

Действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 были обжалованы в вышестоящий налоговый орган, однако до сих пор никаких мер не принято.

Считают, что налоговый орган должен был отказать в регистрации ФИО1 в качестве ликвидатора ТСЖ «...».

Согласно ст. 141 Жилищного кодекса РФ, ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

Федеральным законом № 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен порядок регистрации ликвидации юридического лица, согласно ст. 20 которого:

«1. учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица,  в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица, (п. 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 352-ФЗ);

2. регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ);

3. учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса».

Таким образом, согласно закону заявление о регистрации формирования ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора в налоговый орган могут подать либо учредители (участники) юридического лица либо орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, но никак не одновременно.

В случае ликвидации ТСЖ «...» органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (ТСЖ «...») выступило общее собрание собственников жилых помещений по ... ... района ..., которое действовало законно и обоснованно, на основании ч. 2 ст. 141 Жилищного кодекса РФ.

Частью 3 ст. 62 Гражданского кодекса РФ установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия по ликвидации ТСЖ «...» назначена 25 марта 2010 года внеочередным общим собранием собственников жилых помещений по ... района .... Следовательно, с 25.03.2010 года полномочия ФИО1 и иных учредителей ТСЖ «...» прекращаются.

Исходя из вышеизложенного, ФИО1 с 25.03.2010 года является неуполномоченным лицом,   в связи с чем Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 11, на основании п. «д» ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации) должна была отказать в регистрации ... в качестве ликвидатора.

В результате незаконных действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11, ликвидация ТСЖ «...» ФИО1. приостановлена, ею предпринимаются активные действия по незаконному сбору денежных средств с жильцов ... по оплате коммунальных услуг от имени ТСЖ «...», чем нарушаются законные права и интересы заявителей. Кроме того, ФИО1 став ликвидатором ТСЖ «...», всячески препятствует деятельности управляющей компании ООО «Управдом» по обслуживанию общего имущества домов по ул. ... с которой у собственников помещений заключены договоры на управление многоквартирным домом, что влечет за собой невыполнение заявок по ремонту инженерных сетей, крыш; полностью не ведутся работы по подготовке домов по ... к отопительному сезону 2010-2011 г.

Просили признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Иркутской области, выразившиеся в принятии решения от 27 апреля 2010 года по проведению ликвидатором ТСЖ «...» Столбовой Валентины Ивановны, признать недействительной запись от 27.04.2010 г. о внесении в ЕГРЮЛ сведений о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора Столбовой В.И.

Истец Волгушева Г.А. извещена о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

При разбирательстве дела в судебном заседании истцы Кречетова Т.А., Брагина Т.В., Михальчук Н.А., представитель истцов Банщиков С.В. просили удовлетворить заявление по основаниям, изложенным в его содержании,

Представитель заинтересованного лица МИФНС №11 по Иркутской области Карнаухова Н.Б., полагая, что заявление не подлежит удовлетворению, пояснила следующее.

Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица регулируется Законом Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно пункту 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона. Ссылка истцов на положения пункта «д» ст.23 Закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не состоятельна, поскольку указанный пункт относится к случаям представления заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц. В рассматриваемом же случае для государственной регистрации было представлено Уведомление (формы Р15002) о назначении нового ликвидатора. Законом N 129-ФЗ не предусмотрено право отказа регистрирующего органа в государственной регистрации уведомления, о назначении нового ликвидатора на основании пункта «д» ст. 23.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Каких-либо ограничений в отношении государственной регистрации иных сведений о юридических лицах, в том числе сведений о смене ликвидатора в процессе ликвидации, данная норма не устанавливает.

Возможность оставления без рассмотрения уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора Законом не предусмотрена.

Межрайонной ИФНС России №11 по Иркутской области не вносились изменения в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, равно как и не осуществлялась государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, и не осуществлялась государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. В связи с чем ссылка истцов на нарушение налоговой инспекцией п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ не обоснована и не состоятельна.

В силу ст. 145 Жилищного Кодекса РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества. И именно к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья статьей 145 Жилищного Кодекса РФ отнесено принятие решения о реорганизации и ликвидации товарищества. Таким образом, назначение (переизбрание) ликвидационной комиссии относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества и полномочия назначенной ликвидационной комиссии могут быть переданы другой ликвидационной комиссии (ликвидатору) на основании соответствующего решения общего собрания членов товарищества. На основании пункта 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Поскольку документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица были представлены в регистрирующий орган в полном объеме, а оснований для отказа в государственной регистрации не имелось, регистрирующий орган обязан был внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о назначении ликвидатора ФИО1 Регистрирующий орган не наделен правом правовой проверки представленных на регистрацию документов, за исключением соответствия их по форме и содержанию установленным нормативными актами формам.

Кроме того, доводы, изложенные в заявлении, относятся к другому предмету, по оспариванию принятых в ходе ликвидации общества решений, а не оспаривания решения и действий регистрирующего органа. Протокол общего собрания членов ТСЖ «...» №*** от 07.04.2010 г. истцами не оспаривается и меры направленные на признание недействительным (незаконным) указанного протокола истцами не предпринимаются, следовательно, отсутствуют какие-либо правовые основания для признания действий Межрайонной ИФНС России №11 по Иркутской области, выразившихся в принятии решения от 27.04.2010 г. незаконными, поскольку действия Межрайонной ИФНС России №11 по Иркутской области были основаны на представленных в установленном порядке документов в том числе: на уведомлении формы Р15002 от 20.04.2010 г. о назначении ликвидатором ТСЖ «...» Столбовой В.И. и на протоколе №5 общего собрания членов ТСЖ «...» от 07.04.2010 г. Указанная позиция Межрайонной ИФНС России №11 по Иркутской области подтверждена судебной практикой - Постановление ФАС ЗСО от 17.08.2006 г. по делу Ф04-5293/20()6(255()5-АОЗ-29), где указано, что налоговый орган не наделен правом правовой проверки документов, представленных на регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией, следовательно, нарушения, имевшие место при создании ликвидационной комиссии, не могут быть основанием для отказа в указанной регистрации, учитывая, что факт фальсификации заявления о регистрации не подтвержден материалами дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательством нарушения прав и законных интересов заявителей не является указание на нарушение прав в объяснениях, представленных в суд, так как никаких доказательств (заявлений и принятых по ним решений) в материалы дела не представлено.

Кроме того, Межрайонная ИФНС России №11 по Иркутской области считает, что заявителями не доказано то, что именно действиями Межрайонной ИФНС России №11 по Иркутской области, выразившимися в принятии решения от 27.04.2010 г. нарушены их права и свободы, либо созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод; либо незаконное возложение на заявителей какой-либо обязанности и заявителями не указано, какие именно права, были нарушены. При этом Межрайонная ИФНС России №11 по Иркутской области не имеет никакого отношения ни к приостановлению ликвидации ТСЖ «...», ни к действиям ФИО1 по взысканию денежных средств с жильцов ул. ... по оплате коммунальных услуг, ни к каким иным действиям ФИО1 направленным на нарушение прав и законных интересов заявителей. На основании вышеизложенного, Межрайонная ИФНС России №11 по Иркутской области, считает, доводы, изложенные заявителями необоснованными, основанным на неверном толковании норм права, и не подтвержденными материалами дела. Просила суд отказать в удовлетворении требований Кречетовой Т.А., Брагиной Т.В. Волгушевой Г.А.. Михальчук Н.А. требований о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России №11 по Иркутской области по проведению ликвидатором ТСЖ «...» ФИО1

Заинтересованное лицо ФИО1. извещена о месте и времени рассмотрения дела, просила рассмотреть его в своё отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ФИО1 по доверенности Чупалова Н.В. и второй представитель заинтересованного лица МИФНС №11 по Иркутской области Ножко О.В. поддержали доводы возражений по заявлению представителя заинтересованного лица МИФНС №11 по Иркутской области Карнауховой Н.Б.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд удовлетворяет заявление по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 141 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ТСЖ «...» образовано 16.12.2009 г.

Истцы, их представитель, представители заинтересованных лиц не оспаривают, что члены ТСЖ «...» не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений как во всех многоквартирных домах на ..., так и в каждом из них в отдельности.

Документально обоснованных сведений о том, сколько собственников квартир в жилых домах являются членами ТСЖ заинтересованное лицо ФИО1 в материалы дела не представила.

Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ), в связи с чем суд приходит к выводу о незаконности создания ТСЖ и о том, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме было обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья.

12 и 25 марта 2010 года на внеочередных общих собраниях собственников   жилых помещений по ... района принято решение признать незаконным образование ТСЖ «...», и принято решение о его ликвидации, о создании ликвидационной комиссии под председательством ФИО2 На основании этих решений 5 апреля 2010 года МИФНС России № 11 по Иркутской области внесла записи в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации юридического лица ТСЖ «...», о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора ФИО2

07 апреля 2010 года общим собранием членов   ТСЖ «...» было принято решение признать незаконными решения внеочередных общих собраний собственников помещений от 12 и 25 марта 2010 г. и о ликвидации ТСЖ в связи с тем, что невозможно вести хозяйственную деятельность, оказывать услуги населению в условиях конфликта с администрацией городского поселения, вмешательства в деятельность товарищества ООО «Управдом» при поддержке администрации. 27.04.2010 г. принято решение регистрирующим органом о внесении в ЕГРЮЛ сведений о формировании ликвидационной комиссии товарищества, назначении ликвидатором ФИО1

Учитывая, что решение о ликвидации ТСЖ было принято высшим органом - общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах по ..., им же была сформирована ликвидационная комиссия, то полномочия по управлению делами товарищества в силу ч. 3 ст. 62 ГК РФ перешли к ликвидационной комиссии, следовательно, ТСЖ «...» не имело права совершать какие-либо действия, принимать какие-либо решения по управлению товариществом, в том числе и о его ликвидации, назначении ликвидационной комиссии. Из чего следует, что решение регистрирующего органа о внесении 27.04.2010 г. в ЕГРЮЛ сведений о формировании ликвидационной комиссии товарищества, назначении ликвидатором ФИО1 является незаконным.

Кроме того, согласно статье 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Члены ТСЖ, не обладающие более 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, как того требуют нормы статьи 135 ЖК РФ, не вправе представлять интересы собственников помещений в многоквартирном доме и осуществлять функции по управлению общим имуществом дома.

Установленные судом обстоятельства дела очевидны, так как подтверждены протоколами общих собраний собственников помещений, следовательно, регистрирующий орган незаконно принял решение о внесении записи от 27.04.2010 г. о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора ФИО1 и данная запись должна быть признана недействительной.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Иркутской области по регистрации ликвидатором ТСЖ «...» ФИО1

Признать недействительной запись от 27.04.2010 г. о внесении в ЕГРЮЛ сведений о формировании ликвидационной комиссии ТСЖ «...», назначении ликвидатора ФИО1

Восстановить ликвидатором ТСЖ «...» (лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица) - ФИО2

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья: