Дело №2-4090/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Кивилевой А.А.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о признании распоряжения незаконным, возложении обязанностей,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, с требованием о признании распоряжения начальника УЖО № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности включить семью в подпрограмму 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственная программа «Социальная поддержка жителей Пермского края», обязать выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 10%.
В обоснование своих требований указала, что распоряжением начальника УЖО № от ДД.ММ.ГГГГ исключена из списка участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственная программа «Социальная поддержка жителей Пермского края», в связи с несоответствием требованию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. ДД.ММ.ГГГГ. было подано заявление на участие в областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы». ДД.ММ.ГГГГ. поступило подтверждением о том, что семья признана участником программы и присвоен номер личного дела – 2480. В связи с достижением ДД.ММ.ГГГГ возраста 36 лет, семья исключена из списка молодых семей – участников основного мероприятия (на получение социальной выплаты – 30-35% расчетной стоимости жилья). Вместе с тем исключение из списка молодых семей- участников основного мероприятия не является препятствием для получения социальной выплаты в размере 10% расчетной стоимости жилья. ДД.ММ.ГГГГ подано заявление на получение социальной выплаты в размере 10%. ДД.ММ.ГГГГ сообщили, что семья включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной стоимости жилья в 2018 году. ДД.ММ.ГГГГ подано заявление с просьбой выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 10% с приложением необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГ. поступило письмо об отказе в выдаче свидетельства по тому основанию, что в соответствии с п. 2.6.2 постановления правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, представленным для приобретения жилья. Однако истцом заключен кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ в целях рефинансирования ранее полученного кредита в ПАО Сбербанк № от ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительным основанием для отказа в выдаче свидетельства явилось несоответствие семьи требования признания данной семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. На момент заключения кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ПАО Сбербанк семья соответствовала требованиям нуждаемости в улучшении жилищных условий. Кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ направлен на погашение основного долга по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, о чем прямо указано в тексте самого кредитного договора. Целью заключения кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ явилось желание семьи уменьшить размер процентов за пользование кредитом. Следовательно, данные денежные средства были направлены именно на улучшение жилищных условий, в связи с чем оснований для отказа в получении социальной выплаты не имелось.
Истец о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, в судебное заседание не явилась.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО3 в силу следующего.
Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 г. утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, включающая в себя Подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
Одним из принципов реализации подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Приложением №1 к данной Подпрограмме установлены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила).
На уровне субъекта РФ - Пермского края принято постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1321-п "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", приложением 1 которой является подпрограмма 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот".
Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края" утвержден постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1321-п" (далее по тексту – Порядок реализации мероприятий).
Согласно п.1.4.3 указанного Порядка сохраняют право на получение социальной выплаты, в том числе за счет средств бюджета Пермского края в рамках реализации Подпрограммы: потенциальные участники Подпрограммы, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия Подпрограмме на условиях, предусмотренных Законом Пермского края от 7 декабря 2006 г. N 33-КЗ "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" до внесения в него изменений Законом Пермского края от 4 июня 2008 г. N 253-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы".
В соответствии с п.2.1 Порядка реализации мероприятий реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется по двум направлениям: 2.1.1. предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Подпрограммы в рамках участия Пермского края в реализации основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов; 2.1.2. предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
Согласно п.2.6 Порядка в случае предоставления молодым семьям социальной выплаты, указанной в пункте 2.1.2 настоящего Порядка, социальная выплата по выбору молодой семьи используется в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка либо может быть направлена: 2.6.1. на приобретение жилья путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома; 2.6.2. на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или займам, предоставленным для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам; 2.6.3. для оплаты договора строительного подряда на реконструкцию индивидуального жилого дома, в том числе на завершение ранее начатого строительства индивидуального жилого дома.
Пунктом 4.14 Порядка реализации мероприятий установлен исчерпывающий перечень случаев внесения изменений в списки молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме. Согласно п.4.14.11. Порядка, если потенциальная участница Подпрограммы перестала соответствовать хотя бы одному из требований, установленных Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат, то орган местного самоуправления исключает молодую семью из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
С ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления ФИО4 о включении его молодой семьи в составе трех человек (в том числе супруга ФИО3) в состав участниц краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы» молодая семья ФИО4 в составе двух человек включена в список участников программы (л.д.7-8,9,9а том 1, 36,37-38 том 2).
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась в УЖО администрации г.Перми с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья (л.д.73 том 1).
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об исключении семьи ФИО5 из списка участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» молодая семья ФИО3 в составе трех человек, в том числе ФИО4, ФИО6, исключена из списка участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» в связи с несоответствием требованию, предусмотренному пп.«б» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (л.д.22,66 том 1).
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между ОАО «Сбербанк России» (кредитор) и ФИО3, ФИО4 (созаемщики) заключен кредитный договор №, в соответствии с которым истцу предоставлен кредит «Приобретение готового жилья» в сумме <данные изъяты> руб. под 15,25 процентов годовых на срок ДД.ММ.ГГГГ на приобретение объекта недвижимости: двухкомнатной квартиры по адресу: <Адрес>. Исполнение обязательств по кредитному договору обеспечено залогом указанного объекта недвижимости (л.д.44-49 том 1).
Согласно договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.50-53 том 1), свидетельствам о государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрировано право собственности ФИО3, ФИО4 на объект недвижимости - квартира по адресу: <Адрес>, а также зарегистрировано обременение – ипотека в силу закона в пользу ОАО «Сбербанк России» (л.д.99-104 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ. между ОАО КБ «Петрокоммерц» (кредитор) и ФИО3, ФИО4 (созаемщики) заключен кредитный договор №, в соответствии с которым истцу предоставлен целевой кредит для погашения ранее предоставленного первоначальным кредитором рефинансируемого кредита; сумма кредита <данные изъяты> руб., процентная ставка за пользование кредитом – 14,5 процентов годовых до получения договора залога, 11,5 процентов годовых, с даты получения кредитором договора залога (л.д.116-126 том 1).
В обеспечение исполнения обязательств по указанному кредитному договору ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор об ипотеки №, в соответствии с которым в залог банку передан объект недвижимости - квартира по адресу: <Адрес>, ипотека в пользу ОАО КБ «Петрокоммерц» зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.127-134 том 1).
В связи с указанными обстоятельствами по результатам рассмотрения заявления истца о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья ДД.ММ.ГГГГ. УЖО администрации г.Перми отказало в выдаче свидетельства (л.д.71-72 том 1), а также ДД.ММ.ГГГГ. было издано распоряжение об исключении семьи ФИО3 из списка участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края».
Установив фактические обстоятельства по делу, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что решение УЖО администрации г.Перми об исключении молодой семьи ФИО3 в составе трех человек, из списка участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» не основано на положениях действующего законодательства.
Согласно п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Как следует из рассматриваемого распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ года № основанием для исключения молодой семьи ФИО11 из списка участниц подпрограммы 1 явилось несоответствие требованию, предусмотренному пп.«б» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, т.е. отсутствие нуждаемости в жилом помещении в связи с наличием на дату рассмотрения заявления о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в собственности истцов квартиры общей площадью 51,5 кв.м, по адресу: <Адрес>.
Вместе с тем, данный вывод сделан ответчиком без учета фактических обстоятельств приобретения истцом в собственность указанного жилого помещения, а именно наличием заключенного кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ. и кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 2.6.2 Порядка реализации мероприятий и подпунктом "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставленным для приобретения жилья.
В соответствии с пунктом 19 указанных Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства в числе прочих документов документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта.
Делая вывод о том, что семья истца обеспечена жилым помещением общей площадью на каждого члена семьи больше учетной нормы, ответчик не принял во внимание, что квартира приобретена истцом с использованием средств ипотечного кредита. Поэтому истец вправе направить социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему. При этом на дату заключения кредитного договора семья истца не была обеспечена жилым помещением площадью, превышающей учетную норму. Поскольку площадь жилого помещения, приобретенного за счет средств ипотечного кредита, не подлежала учету при определении нуждаемости семьи истца в жилом помещении, постольку фактически на день заключения кредитного договора семья истца продолжала оставаться нуждающейся в жилом помещении как и в тот период, когда в ДД.ММ.ГГГГ году была включена в список участников программы.
Из материалов дела следует, что кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ. был заключен именно в целях погашения ранее предоставленного первоначальным кредитором рефинансируемого кредита, на что прямо указано в тексте кредитного договора, единственной мотивацией заключения указанного кредитного договора являлось снижение размера ежемесячных платежей по кредиту в связи с существенным уменьшением размера процентной ставки по договору (11,5% против 13,75%).
Таким образом, истец соблюла необходимые условия для получения социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищному кредиту, а именно: приобрели жилое помещение с использованием ипотечного жилищного кредита; последующий кредит (на рефинансирование) предоставлен под залог именно приобретенного жилого помещения (а не какого-либо иного жилья). Также суд учитывает, что истец до настоящего времени исполняет обязательства по погашению кредита, предоставленного в порядке рефинансирования и направленного на погашение первоначального кредита в целях приобретения жилого помещения, кредит остается ипотечным в соответствии с положениями Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", квартира обременена залогом.
Целью основного мероприятия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.1.2 государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края" приоритетами реализуемой в Пермском крае государственной политики в сфере социальной защиты населения, а также целями подпрограммы 1 является создание защищенной, комфортной и доброжелательной среды для жизни, развития и благополучия детей и семей с детьми в Пермском крае; снижение уровня бедности; повышение социальной защищенности населения (п.1.3).
Таким образом, ограничительное толкование и применение ответчиком положений п.2.6.2, п.2.9 Порядка реализации мероприятий не может быть признано основанным на конституционных гарантиях граждан РФ, целях и задачах государственной программы.
На основании вышеизложенного, исковые требования о признании незаконным распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ об исключении семьи ФИО3 из списка участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» и о возложении обязанности на ответчика восстановить семью ФИО3 в списке участниц подпрограммы 1 подлежат удовлетворению.
Также, поскольку из представленной ответчиком информации о выдаче свидетельств на получение социальной выплаты в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья следует, что молодой семье под номером 48 (Т-вы) свидетельство на получение социальной выплаты выдано не было, молодой семье под номером 49 было выдано свидетельство на получение социальной выплаты в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья ДД.ММ.ГГГГ., являются обоснованными и подлежат удовлетворению исковые требования о возложении обязанности выдать молодой семье ФИО3 в составе трех человек, в том числе ФИО4, ФИО6, свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным распоряжение Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Возложить на Управление жилищных отношений администрации г.Перми обязанность восстановить семью ФИО3 в состав участников подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края».
Возложить на Управление жилищных отношений администрации г.Перми обязанность выдать молодой семье ФИО3 свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий – подпись (Л.Ю. Дульцева)
<данные изъяты>