ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4091 от 14.10.2011 Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан)

                                                                                    Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-4091/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2011 г. г. Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Ланиной О.А.,

при секретаре Ягафаровой З.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению адвоката Санчаева Ф.Ф. к Администрации городского округа город Стерлитамак, Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Стерлитамак об оспаривании действий Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Стерлитамак, суд

УСТАНОВИЛ:

Адвокат Санчаев Ф.Ф. обратился в суд с исковым заявлением и просить признать отказ Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Стерлитамак по предоставлению адвокатскому кабинету адвокат Санчаев Ф.Ф., помещения площадью  кв. м., расположенного по  под адвокатский кабинет в аренду без проведения торгов, незаконным. Свои требования мотивирует тем, что он является руководителем Стерлитамакского филиала № НО "Башкирская республиканская коллегия адвокатов". Администрация городского округа город Стерлитамак выделила филиалу помещение общей площадью  кв. м., расположенное по . В ДД.ММ.ГГГГ отказался от части арендуемого помещения и заключил договор об аренде помещения площадью  кв. м., по тому же адресу. Три кабинета в этом помещен7ии, площадью  кв.м.,  кв.м.,  кв.м., поступают про настоящее время. В связи с учреждением им адвокатского кабинета в г. Стерлитамак ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Стерлитамак. С заявлением о предоставлении ему в аренду помещения площадью  кв. м., расположенного по  под адвокатский кабинет. Ему был дан ответ, что адвокатам помещений под адвокатские кабинеты проводиться только через торги, так как в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. За исключением предоставления указанных прав на такое имущество: адвокатским, нотариальным, торгово – промышленным палатам.

Истец адвокат Санчаев Ф.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что он является членом адвокатской палаты РБ. Адвокатов можно отнести к социально – ориентированным организациям. Адвокатский кабинет не относится к коммерческим организациям. Просит признать отказ КУМС по г. Стерлитамак

2

незаконным, заявление просит удовлетворить, так как с ДД.ММ.ГГГГ он является руководителем филиала БРКА, и им администрацией города выделено помещение по . Несколько кабинетов пустует, так как тяжело платить за аренду. Он обратился в КУМС о предоставлении помещения площадью  кв. м. из тех трех кабинетов которые пустовали. Ему ответили, что только через торги, так как адвокатские образования осуществляют предпринимательскую деятельность. До сих пор с ним договор аренды не заключен. Оказание юридической помощи – это правовое просвещение граждан, то чем занимаются адвокаты. В некоторых случаях оказывают помощь бесплатно. В соответствии с законом «Об адвокатской деятельности» помещение предоставляется без торгов, как социально ориентированной некоммерческой деятельностью. Считает, что на адвокатскую палату не распространяется закон «О конкуренции», нет оснований для признания хозяйствующим субъектом. Ответ,который он получил, считает отказом.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Стерлитамак, Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Стерлитамак по доверенности Жванко Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала и показала, что адвокат оспаривает ответ администрации о направлении запроса в ФАС, для получения разрешения. Имеется закрытый перечень лиц, которым возможно предоставление помещения без торгов – адвокатские палаты и некоммерческие организации социально – ориентированной деятельности. Адвокат это лицо получающее прибыль своей деятельностью. Адвокат должны осуществлять деятельность через кредитные учреждения, вести книгу учета доходов и расходов, можно проследить имеется прибыль или нет. Если физическое лицо осуществляет деятельность, приносящую доход, предоставляется помещение по результатам торгов. Согласно закону «Об адвокатской деятельности» адвокат не может отказать в осуществлении бесплатной помощи льготным категориям населения. Адвокатский кабинет нельзя отнести к некоммерческим социально – ориентированным организациям.

Суд, исследовав материалы гражданского дела, выслушав участников процесса, считает необходимым удовлетворить иск Санчаева Ф.Ф. по следующим основаниям.

Решением Совета Адвокатской палаты РБ от ДД.ММ.ГГГГ адвокатский кабинет Санчаев Ф.Ф. внесен в реестр Совета Адвокатской палаты РБ под № (л.д.23-24). Согласно ответу председателя Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Стерлитамак ФИО4 о том, что по данному вопросу направлен запрос в Башкортостанское УФАС.

Согласно разъяснения ФАС России по применению ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции». Передача государственного и (или) муниципального имущества во владение и (или) пользование физическим лицам и некоммерческим организациям, не являющимся хозяйствующими субъектами. В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции действие указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая

3

организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Таким образом, действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на случаи, когда

стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества, выступают физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Передача государственного или муниципального имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, осуществляется без проведения торгов, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, и без предварительного согласования с антимонопольным органом. При этом, действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче государственного и (или) муниципального имущества, которая получает право владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества выступает физическое лицо - индивидуальный предприниматель, в случае если им осуществляется деятельность, приносящая доход. Действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции также не распространяется на случаи заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на государственное или муниципальное имущество некоммерческим организациям, которые не осуществляют деятельность приносящую им доход - предпринимательскую деятельность, то есть не являются хозяйствующими субъектами. Вместе с тем, поскольку в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяется на случаи заключения данных договоров с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность, приносящую доход.

Таким образом, если в период владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, полученным без торгов некоммерческой организацией, не имеющей статуса хозяйствующего субъекта, организация начнет осуществлять деятельность, приносящую ей доход, орган государственной власти или орган местного самоуправления, который принял решение о передаче организации государственного или муниципального имущества, должен принять меры по прекращению использования данного имущества и по его возврату в целях предоставления такого имущества в соответствии с Законом о защите конкуренции - на торгах или с предварительным согласованием с антимонопольным органом порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

При этом, статья 17.1 Закона о защите конкуренции также применяется в случаях, когда некоммерческие организации, являющиеся хозяйствующими субъектами, осуществляют предпринимательскую деятельность без использования предоставленного государственного или муниципального имущества.

Действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции также не распространяется на случаи заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на государственное или муниципальной имущество, некоммерческим организациям, которые не осуществляют деятельность, приносящую им доход - предпринимательскую деятельность, то есть не являются хозяйствующими субъектами. К такими некоммерческим организациям могут быть отнесены адвокатские образования, которые в период аренды государственных или муниципальных помещений не осуществляли деятельность, приносящую доход.

Таким образом, передача негосударственного и муниципального имущества во владение адвокатскому кабинету проводится без проведения конкурса и аукциона. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом, не имеет правового значения для распространения на него действия ФЗ «О защите конкуренции». Поскольку доказательств,

4

свидетельствующих о занятии адвоката Санчаева Ф.Ф. предпринимательской деятельностью, получении им доходов от занятия предпринимательской деятельностью,

не представлено, то отсутствуют основания для признания адвокатского кабинета хозяйствующим субъектом и распространения на него положений ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции». Положения ФЗ «О защите конкуренции» не могут применяться к адвокатским образованиям, в том числе к специализированной коллегии адвокатов, адвокатскому кабинету, т.к. они являются некоммерческими организациями, не осуществляющими деятельность, приносящую им доход, - предпринимательскую деятельность, т.е. не являются хозяйствующими субъектами.

В связи с вышеизложенным, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования адвоката Санчаева Ф.Ф. к Администрации городского округа город Стерлитамак, Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Стерлитамак об оспаривании действий Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Стерлитамак.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-256 ГПК РФ, Постановления Пленума Верховного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел « об » « оспаривании » решений, « действий » (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд

РЕШИЛ:

Исковые требования адвоката Санчаева Ф.Ф. к Администрации городского округа город Стерлитамак, Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Стерлитамак об оспаривании действий Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Стерлитамак – удовлетворить.

Признать отказ Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Стерлитамак по предоставлению адвокатскому кабинету адвокат Санчаев Ф.Ф., помещения площадью 29,8 кв. м., расположенного по  под адвокатский кабинет без проведения торгов незаконным.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 суток со дня его вынесения через Стерлитамакский городской суд.

Председательствующий судья Ланина О.А.