ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4091/2012 от 18.10.2012 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

  Дело №­­ 2-4091/2012

РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 18 октября 2012 года

 Ленинский районный суд г.Перми в составе:

 председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

 при секретаре Кивилевой А.А.,

 с участием представителя заявителя Трутнева С.В.,

 представителя заинтересованного лица Доценко О.Г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по заявлению Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» о признании предупреждения Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю незаконным,

установил:

 Общественная организация «Пермский региональный правозащитный центр» (далее – ПРПЦ) обратилась в суд с заявлением в порядке гл.25 ГПК РФ о признании предупреждения Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю (далее – Управление) незаконным.

 В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в ДД.ММ.ГГГГ Управление провело плановую проверку деятельности ПРПЦ, по результатам которой был составлен акт, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя было вынесено предупреждение, в котором указано, что ПРПЦ в нарушение требований закона пользуется незарегистрированной символикой и не уплатило налог с целевых средств. Данным предупреждением Управление обязывает ПРПЦ устранить допущенные нарушения. Заявитель считает, что предупреждение является незаконным и необоснованным, поскольку регистрация символики – это не разрешение на её использование, а форма защиты от нарушений со стороны третьих лиц, соответственно регистрация символики – это право, а не обязанность лица и каждый вправе сам решать прибегать к такому способу защиты, как государственная регистрация, или нет. Предупреждение в части возложения обязанности уплатить налог также является незаконным, так как Управление не является органом, уполномоченным на осуществление налогового контроля, таким органом является только налоговый орган, в связи с чем Управление не вправе было выставлять требование об уплате налога, кроме того, обязанность по уплате налога также отсутствует, поскольку денежные средства, полученные от Фонда <Наименование> являются целевыми поступлениями (пожертвованиями) и не должны учитываться при исчислении налога на прибыль (л.д.2-7).

 Представители заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, просили суд их удовлетворить в соответствии с доводами, изложенными в заявлении, также дополнил, что возложение на общественные организации обязанности зарегистрировать символику ставит их в неравное положение по отношению к иным юридическим лицам, так как остальные юридические лица символику не регистрируют.

 Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с заявленными требования не согласилась, представила возражения, из содержания которых следует, что символика подлежит государственной регистрации в силу ст.24 Федерального закона «Об общественных объединениях». Порядок регистрации государственной символики установлен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений, утвержденным Приказом Минюста РФ от 01.02.2012 № 10, в соответствии с требованиями которого считает, что соблюдение ПРПЦ статьи 24 Федерального закона «Об общественных объединениях» возможно только при условии её обязательной государственной регистрации. Кроме того, указание в предупреждении на нарушение ПРПЦ налогового законодательства не может расцениваться как требование об уплате налога, поскольку оно не соответствует ст.69 НК РФ (л.д.47-48). Дополнительно в судебном заседании пояснила, что, изучив судебную практику, Управление согласилось с тем, что у ПРПЦ не возникла обязанность по уплате налога и данное указание в предупреждении является необоснованным, однако настаивает, что это не является требованием об уплате налога.

 Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, суд считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению в силу следующего.

 В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Как следует из положений ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 22.04.2004 № 213-О статья 255 по своему конституционно-правовому смыслу предоставляет объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и предполагают обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу..

 В судебном заседании установлены следующие обстоятельства дела.

 На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю «О проведении плановой документарной проверки Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» Управлением в период ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка деятельности ПРПЦ, предметом которой являлось соответствие деятельности общественного объединения, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.

 По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки ПРПЦ, в соответствии с выводами которого Управлением выявлены следующие нарушения:

 1) В нарушение ст.24 Федерального закона от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» символика не зарегистрирована в порядке, установленном Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений, утвержденным Приказом Минюста РФ от 31.03.2009г. № 97.

 2) В нарушение п.п.14 п.1 ст.251 гл. 25 НК РФ ПРПЦ не уплачивал налог с дохода со средств, полученных в виде грантов от международных организаций (л.д.27-38).

 ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес ПРПЦ вынесено предупреждение, которым на заявителя возложена обязанность устранить вышеуказанные нарушения и представить в Управление в срок до ДД.ММ.ГГГГ документы, подтверждающие устранение нарушений (л.д.24-25).

 Согласно ст.38 Федерального закона «Об общественных объединениях» орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе:

1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;

2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;

3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

 В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313 Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации,

 Статьей 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

2. В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

 В соответствии со ст.16 вышеуказанного закона по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

 Таким образом, Управление является органом, уполномоченным проверять соответствие деятельности общественных объединений их уставным целям, проверка проводилась Управлением на основании приказа руководителя, который соответствует ст.14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», результаты проверки оформлены в соответствии с требованиями закона.

 При проведении проверки Управлением установлено, что ПРПЦ при определении налоговой базы по налогу на прибыль за ДД.ММ.ГГГГ и за ДД.ММ.ГГГГ не учитывались денежные средства, перечисленные Фондом <Наименование>, что подтверждается актом проверки, налоговыми декларациями (л.д. 57-62) и не оспаривается заявителем.

 Свои требования о необходимости исчисления налога на прибыль с данных денежных средств Управление обосновало следующим.

 В соответствии с п.п.14 п.1 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

 К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

 Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления – СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.

 Перечень таких организаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008г. №485, в данный перечень Фонд <Наименование> не входит.

 Согласно ст.15 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение обязательных требований   и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора)  , органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица  .

 Исходя из положений ст.38 Федерального закона «Об общественных объединениях» Управление вправе проверять только соответствие деятельности общественного объединения, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, его уставным целям.

 Функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов отнесены ст.30 Налогового кодекса РФ к полномочиям налоговых органов (Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы).

 В связи с чем Управление, при проведении проверки, не вправе было проверять правильность исчисления ПРПЦ налога на прибыль и вносить предупреждение об устранении данного нарушения.

 Кроме того, суд соглашается с доводами заявителя о том, что независимо от наличия либо отсутствия полномочий на проведение проверки налогового законодательства, требования Управления в любом случае являются незаконными, поскольку отсутствие Фонда <Наименование> в вышеуказанном перечне, не исключает применение п.п.1 п.2 ст.251 НК РФ, предусматривающего, что к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с требованиями ст.582 ГК РФ денежные средства, предоставленные Фондом <Наименование>, являются пожертвованиями и не подлежат учету при исчислении налога на прибыль.

 В связи с этим, требования заявителя о признании незаконным и отмене предупреждения Управления от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на ПРПЦ обязанности по уплате налога со средств, полученных в виде грантов от международных организаций, подлежат удовлетворению. Представителем заинтересованного лица данные требования в судебном заседании фактически не оспариваются.

 В то же время суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным предупреждения Управления от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на ПРПЦ обязанности зарегистрировать символику.

 Согласно ст.24 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные объединения вправе иметь символику: эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги, а также гимны.

Символика общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики общественных объединений не могут быть использованы эмблемы и иные символы ранее зарегистрированных в Российской Федерации общественных объединений, эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Символика общественных объединений не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

Символика общественных объединений подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественные объединения могут учреждать награды (почетные звания, медали и знаки отличия) и иные виды поощрения за личные и коллективные заслуги. Награды общественных объединений не должны иметь аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами Российской Федерации, наградами и ведомственными знаками отличия органов государственной власти и наградами органов местного самоуправления.

 Использование ПРПЦ незарегистрированной символики подтверждается материалами дела – актом проверки, письмом ПРПЦ от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении оттиска печати (л.д.54) и не оспаривается заявителем.

 Доводы заявителя о том, что регистрация символики является правом, а не обязанностью общественного объединения основаны на неверном толковании закона, поскольку ч.1 ст.24 Федерального закона "Об общественных объединениях", предоставляющей общественной организации право иметь символику следует рассматривать в совокупности с положениями ч.5 данной статьи, в соответствии с которой символика подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Судом отвергается довод представителя заявителя о том, что возложение на общественные организации обязанности зарегистрировать символику, ставит их в неравное положение по отношению к иным юридическим лицам, дискриминирует их, поскольку деятельность коммерческих и некоммерческих организаций регулируется разными законами, исходя из целей, ради которых они созданы, положения ст.24 Федерального закона «Об общественных объединениях» в установленном законом порядке недействующими либо не соответствующими Конституции РФ не признаны.

 Таким образом, предупреждение Управления от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на ПРПЦ обязанности зарегистрировать символику является законным и обоснованным

 Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

 Признать незаконным и подлежащим отмене предупреждение Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения обязанности на Общественную организацию «Пермский региональный правозащитный центр» по уплате налога со средств, полученных в виде грантов от международных организаций.

 В удовлетворении остальной части заявления – отказать.

 Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

 Председательствующий: Дульцева Л.Ю.