ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4094 от 26.10.2010 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Первомайский районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Первомайский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-4094/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд города Омска в составе

председательствующего судьи Рубе Т. А.

при секретаре Жеребиловой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске

26 октября 2010 года

гражданское дело по иску Администрации города Омска к СПИ ОСП по ЦАО № 1 г. Омска УФССП по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Администрации города Омска обратилась в суд с требованием к СПИ ОСП по ЦАО № 1 г. Омска УФССП по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Свои требования мотивирует тем, что ... Администрацией города Омска было получено постановление судебного пристава-исполнителя по ЦАО № 1 г. Омска УФССП по Омской области Г. о взыскании с должника - Администрации города Омска исполнительского сбора в размере 5000 рублей. Данное постановление было вынесено на основании исполнительного листа ...., выданного Центральным районным судом города Омска, в соответствии с которым Департамент жилищной политики Администрации города Омска обязан внести изменения в список граждан, претендующих на получение государственного жилищного сертификата в ... году по городу Омске в рамках подпрограммы выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы жилище на 2002-2010 годы, составленный на основании протокола заседания комиссии по жилищным вопросам ...(2) от ... по категории «граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица». В соответствии со статьей 6 Федерального закона от ... ... «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле статьи 57 Конституции Российской Федерации, его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, т.е. штрафную санкцию, меру публично-правовой (административно-правовой) ответственности. По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, «должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния». При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности. В соответствии со статьей 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1); исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2); исполнительский сбор устанавливается в размере пяти тысяч рублей в случае неисполнения должником-организацией исполнительного документа неимущественного характера (часть 3). В соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1); отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2). Аналогичные выводы содержатся в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ... .... Решением Центрального районного суда города Омска от ... Департамент жилищной политики Администрации города Омска обязали внести изменения в список граждан, претендующих на получение государственного жилищного сертификата в 2010 году по городу Омску в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее - подпрограмма), составленный на основании протокола заседания комиссии по жилищным вопросам ... (2) от ..., по категории «граждане, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица»: ФИО1 составом семьи три человека с учетом права ФИО1 на бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты во внеочередном порядке. Управлением Федеральной службы судебных приставов по Омской области ... в отношении Департамента жилищной политики Администрации города Омска возбуждено исполнительное производство. ФИО1 состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ... составом семьи 3 человека (он, жена, дочь). На основании заявления от ... на получение сертификата в ... году ФИО1 включен в список граждан, претендующих на получение государственного жилищного сертификата в 2010 году по городу Омску в рамках подпрограммы, составом семьи 3 человека. В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», органы местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формируют список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет. Исходя из даты принятия граждан на учет Департаментом жилищной политики Администрации города Омска был сформирован и утвержден список граждан, претендующих на получение государственного жилищного сертификата в 2010 году по городу Омску, и ... представлен в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области для формирования сводного списка граждан, претендующих на получение государственного жилищного сертификата в 2010 году по Омской области. Дальнейшую работу со списками осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. В соответствии с подпунктом «в» пункта 18 Правил выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, уволенным с военной службы, на территории Омской области осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Администрация города Омска согласно пункту 36 Правил непосредственно вручает данные сертификаты гражданам. Таким образом, Департамент жилищной политики Администрации города Омска в ... года не имел правовых оснований для внесения изменений в список граждан, претендующих на получение государственного жилищного сертификата в ... году по городу Омску. В связи с этим у Администрации города Омска отсутствует возможность исполнения исполнительного документа. Просит освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей по исполнительному производству возбужденному ... ... на основании исполнительного листа ..., выданного Центральным районным судом города Омска.

В судебном заседании представитель Администрации г. Омска ФИО2 (доверенность от ... (л.д. 6) заявленные исковые требования поддержала полностью, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении. Суду пояснила, что решение суда до настоящего времени не исполнено, изменения в список не внесены, так как они не могут исполнить данное решение. Список граждан претендующих на получение жилищного сертификата, в который был включен взыскатель по исполнительному производству ФИО1, был сформирован до ... и передан в Министерство строительства Омской области. Считает, что решение суда было исполнено администрацией города Омска еще до его вынесения, так как ФИО1 был включен в список с членами семьи. Оснований для внесения изменений в указанный список у администрации города нет, в связи с чем они не могут исполнить решение суда. Считает, что решение суда должно исполнять Министерство строительства Омской области, которое в настоящее время работает с данным списком. Так как решение суда фактически исполнено до его вынесения, просит освободить администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора.

СПИ ОСП по ЦАО № 1 г. Омска УФССП по Омской области ФИО3 исковые требования не признала, поддержав доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. Суду пояснила, что на основании исполнительного документа в отношении администрации г. Омска было возбуждено исполнительное производство. ... должнику было направлено постановление о возбуждении исполнительного производства с предложением добровольного исполнения решения суда в течении пяти дней. Однако до настоящего времени требование, содержащееся в исполнительном документе о внесении изменений в список лиц, претендующих на получение государственного жилищного сертификата, не исполнено, изменения в список не внесены. Должнику неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда, которые так же не исполнены. Так как должник в установленный срок без уважительной причины в добровольном порядке не выполнил требование об исполнении решения суда, ... было вынесено постановление о взыскании с администрации города Омска исполнительского сбора. Считает данное постановление законным, вынесенным в соответствии с требованиями закона, просит в иске отказать.

Третье лицо ФИО1 с исковыми требованиями не согласен. Суду пояснил, что на основании его заявлений Администрация г. Омска каждый год вносит его в список лиц, претендующих на получение жилищного сертификата. Однако его очередь не продвигается, в связи с чем он обратился в суд с требованием обязать ответчика предоставить ему жилое помещение во внеочередном порядке с учетом его права на дополнительную площадь. Решением суда его требования удовлетворены, Администрация города Омска должна была внести в список изменения о предоставлении ему бесплатной жилой площади во внеочередном порядке. Однако решение суда до настоящего времени не исполнено, в связи с чем он до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, вынужден жить с семьей на съемной квартире. Просит в иске отказать и обязать администрацию исполнить решение суда.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

Статьей 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении установленного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пяти тысяч рублей. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от установленного данной статьей размера. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что ... СПИ ОСП по ЦАО № 1 г. Омска УФССП по Омской области на основании исполнительного листа ... от ..., выданного Центральным районным судом г. Омска, было возбуждено исполнительное производство ..., в соответствии с которым Департамент жилищной политики Администрации города Омска обязан внести изменения в список граждан претендующих на получение государственного жилищного сертификата в ... году по городу Омске в рамках подпрограммы выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы жилище на 2002-2010 годы, составленному на основании протокола заседания комиссии по жилищным вопросам ...... от ... по категории «граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица».

Постановлением о возбуждении исполнительного производства от ... должнику был установлен 5 дневный срок со дня получения постановления для добровольного исполнения требования, содержащихся в исполнительном документе.

Представитель истца пояснил суду, что решение суда не было исполнено в установленный данным постановлением срок.

При этом должник не представил в службу судебных приставов документы, подтверждающие факт неисполнения судебного решения по уважительной причине, что подтверждается исследованными судом материалами исполнительного производства и не оспорено представителем истца.

В связи с неисполнением в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа без уважительной причины, ... СПИ ОСП по ЦАО № 1 г. Омска вынесла постановление о взыскании с должника Администрации города Омска исполнительского сбора в размере 5000 рублей.

Администрация города Омска просит освободить ее от уплаты данного исполнительского сбора в соответствии с п. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора..

В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

То есть закон предусматривает освобождение должника от уплаты исполнительского сбора при условии, что должник предпринял все необходимые меры для надлежащего исполнения решения, но не смог исполнить судебное решение в установленный срок не по своей вине.

В обоснование своего требования истец ссылается на то, что решение суда не было исполнено, так как департамент жилищной политики Администрации города Омска в ... года не имел правовых оснований для внесения изменений в список граждан, претендующих на получение государственного жилищного сертификата в ... году по городу Омску. Кроме того, считает, что решение суда фактически исполнено до его вынесения, так как взыскатель и члены его семьи внесены в указанный список.

Суд считает данные доводы безосновательными.

Решением Центрального районного суда г. Омска от ... Администрация города Омска была обязана внести изменения в ранее составленный список, указав, что ФИО4 составом семьи три человека имеет право на бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты во внеочередном порядке.

В соответствии с Конституцией РФ и действующим граждански законодательством правовым основанием для внесения указанных изменений в ранее сформированный список является вступившее в законную силу решение суда.

Ссылка истца на то, что фактически решение суда должно исполнять Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, является несостоятельной, так как в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, обязанность по формированию списка граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат, возложена на орган местного самоуправления, которым в данном случае является администрация города Омска (п. 24 Правил). Орган исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае Министерство по строительству Омской области, формирует сводный список на основании списка, представленного органом местного самоуправления. Право на внесение органом исполнительной власти субъекта РФ каких-либо изменений в предоставленный органом местного самоуправления список законом не предусмотрено.

На основании изложенного, учитывая, что решением суда обязанность по внесению изменений в ранее сформированный список была возложена на Администрацию города Омска, как на орган местного самоуправления, суд считает, что истец должен был исполнять вступившее в законную силу решение суда, по которому он является ответчиком.

Представитель Администрации города Омска подтвердил в судебном заседании, что администрация, являясь должником, до настоящего времени решение суда не исполнила, каких-либо действий, направленных на надлежащее исполнение судебного решения, не предпринимала.

Учитывая, что истец не доказал суду, что им были предприняты все зависящие от него меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, то есть не доказал отсутствие вины в не надлежащем исполнении требования судебного пристава исполнителя, суд не находит оснований для освобождения Администрации города Омска от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Администрации города Омска к СПИ ОСП по ЦАО № 1 г. Омска УФССП по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству ... в сумме 5000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение вступило в законную силу 15.12.2010