К делу №2-4094/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«17» декабря 2013 года город Сочи
Адлерский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего: Горова Г.М.
при секретаре Зайцевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» к ФИО о понуждении к заключению соглашения об установлении срочного сервитута,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» обратилось в суд с иском к ФИО о понуждении к заключению соглашения об установлении срочного сервитута на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащим ответчику на праве собственности.
В обосновании исковых требований истец сообщил суду, что в соответствии с п. 32 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 991 от 29.12.2007г., ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» является ответственным исполнителем по олимпийскому строительному объекту – Совмещенная (автомобильная и железнодорожная) дорога Адлер – горноклиматический курорт «ОРГАНИЗАЦИЯ» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство).
В соответствии с частями 5, 14 статьи 15.2 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Олимпийский Закон) распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.04.2013 № 308-р «Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийского объекта федерального значения» были установлены сервитуты в интересах ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» на земельный участок с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>.
Истец подготовил проект соглашения об установлении сервитута на вышеуказанный земельный участок с площадью обременения 49 кв.м. Проект соглашения письмом 03.09.2013г. № № истцом был направлен в адрес ответчика с целью подписания. ФИО в письменном виде отказалась от заключения соглашения об установлении срочного сервитута. На момент подачи иска соглашение об установлении срочного сервитута не заключено.
В случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения лицом, названным в ч.6 ст.15.2 Олимпийского Закона, проекта указанного соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута (ч.23 ст.15.2 Олимпийского Закона). Отказ ответчика от подписания соглашения об установлении срочного сервитута ставит под угрозу срыва выполнение предусмотренных федеральной программой мероприятий по строительству вышеуказанного олимпийского объекта.
На основании изложенного, Истец просит суд обязать Ответчика заключить соглашение об установлении срочного сервитута на земельный участок с кадастровым номером № с площадью обременения 49 кв.м., принадлежащего ему на праве собственности, на условиях подготовленного Истцом проекта соглашения.
В судебном заседании представитель ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» по доверенности ФИО просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель Ответчика по доверенности ФИО Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований полностью, пояснив, что установление данного сервитута приведет к невозможности целевого использования земельного участка с кадастровым номером № в дальнейшем. Также им в судебном заседании заявлено ходатайство о принятии встречного искового заявления к ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» и ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» об изъятии указанного земельного участка путем выплаты соответствующей компенсации. Ходатайство рассмотрено по существу судом, в удовлетворении отказано.
Суд считает возможным рассмотреть дело по существу.
Изучив материалы дела, выслушав мнение представителя истца и ответчика, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела в соответствии с п. 32 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 991 от 29.12.2007г., ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» является ответственным исполнителем по олимпийскому строительному объекту – Совмещенная (автомобильная и железнодорожная) дорога Адлер – горноклиматический курорт «ОРГАНИЗАЦИЯ» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство).
В целях исполнения вышеназванного постановления Правительства РФ, в соответствии со статьей 15.2 Олимпийского Закона, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.02.2013 №21-ОИ «Об утверждении проекта межевания территории для размещения 10 этапа «Строительства железной дороги на участке: Северный портал железнодорожного тоннеля №3 – Южный портал железнодорожного тоннеля №4 (<данные изъяты>)» олимпийского объекта «Совмещенная (автомобильная и железнодорожная) дорога Адлер – горноклиматический курорт «ОРГАНИЗАЦИЯ» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)» и о внесении изменений в проект межевания территории, утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ от 15.03.2010г. №3-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения объекта «Совмещенная (автомобильная и железнодорожная) дорога Адлер – горноклиматический курорт «ОРГАНИЗАЦИЯ» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)» утвержден представленный Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, согласованный администрацией Краснодарского края и Министерством природных ресурсов и экологии РФ проект межевания территории для размещения 10 этапа «Строительства железной дороги на участке: Северный портал железнодорожного тоннеля №3 – Южный портал железнодорожного тоннеля №4 (<данные изъяты>)» олимпийского объекта «Совмещенная (автомобильная и железнодорожная) дорога Адлер – горноклиматический курорт «ОРГАНИЗАЦИЯ» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)».
В соответствии с частями 5, 14 статьи 15.2 Олимпийского закона распоряжением главы администрации Краснодарского края № 308-р «Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийского объекта федерального значения» от 11.04.2013г. был установлен сервитут в интересах ОАО «Российские железные дороги» на земельный участок с кадастровым номером: № , расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий ответчику на праве собственности.
В соответствии с ч. 22 ст. 15.2 Олимпийского Закона после принятия администрацией Краснодарского края решения об установлении сервитута лицо, в интересах которого устанавливается сервитут, осуществляет подготовку проекта соглашения об установлении сервитута и направляет его собственнику либо иному правообладателю обременяемого сервитутом земельного участка.
Письмом 03.09.2013г. № 4790/ДКРСС истцом в адрес ответчика было направлено Соглашение об установлении срочного сервитута в целях строительства олимпийского объекта федерального значения в отношении части земельного участка площадью 49 кв.м. с кадастровым номером №. В ответ ФИО в письменном виде отказалась от заключения Соглашения об установлении срочного сервитута. До настоящего времени Соглашение об установлении сервитута не заключено, ответчик отказывается от его подписания. В случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения лицом, названным в ч.6 ст.15.2 Олимпийского Закона, проекта указанного соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута (ч.23 ст.15.2 Олимпийского Закона).
Согласно ч.1 и 2 ст. 15.2 Олимпийского закона до 01.01.2014г. на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства, иных олимпийских объектов, в том числе для строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений (линий электропередачи, линий и сооружений связи, трубопроводов, водопроводов, коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, канатных дорог).
Часть 5 названной нормы определяет, что соглашения об установлении сервитута заключаются лицами, в интересах которых устанавливается сервитут. К указанным лицам относятся организации, осуществляющие строительство и (или) эксплуатацию олимпийских объектов федерального значения, олимпийских объектов краевого значения или олимпийских объектов муниципального значения, - в случае, если строительство и (или) эксплуатация указанных олимпийских объектов осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджета Краснодарского края или бюджета муниципального образования город-курорт Сочи соответственно.
Соглашение об установлении сервитута может предусматривать установление срочного или постоянного сервитута (ч.7 ст.15.2 Олимпийского Закона).
В соответствии с ч.24 ст.15.2 Олимпийского Закона решение суда о принудительном заключении соглашения об установлении сервитута подлежит немедленному исполнению.
Согласно ч. 1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В силу ч. 4 указанной статьи, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Более того, удовлетворяя исковые требования, суд учитывает то обстоятельство, что сервитут устанавливается на часть земельного участка площадью 49 кв.м. из общего земельного участка, принадлежащего ответчику на праве собственности площадью 1890 кв.м.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из чек-ордера от 25.09.2013г. по операции №№ следует, что представителем по доверенности ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» ФИО, как физическим лицом, была оплачена государственная пошлина в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» к ФИО о понуждении к заключению соглашения об установлении срочного сервитута – удовлетворить.
Обязать ФИО заключить соглашение об установлении срочного сервитута площадью 49 кв.м. в отношении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, на условиях, предусмотренных приложенным проектом соглашения.
Взыскать с ФИО в пользу представителя ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» ФИО судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
В соответствии с п. 33 ст. 15 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» настоящее решение обратить к немедленному исполнению.
В случае уклонения ФИО от заключения (подписания) соглашения об установлении сервитута, данное соглашение считается заключенным по истечении 5 рабочих дней с даты принятия настоящего решения суда.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд в течении одного месяца.
Председательствующий : Горов Г.М.