ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4095/2021 от 10.08.2021 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-4095/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2021 года Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи: Рябова А.Е., при секретаре: Боевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области об обязании организовать территориальную систему наблюдения за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха на территории Нижегородской области,

УСТАНОВИЛ:

Истец Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее Минэкологии) об обязании организовать территориальную систему наблюдения за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха на территории Нижегородской области.

В обоснование заявленных требований природоохранный прокурор указал, что Нижегородским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка анализа исполнения природоохранного законодательства в части осуществления уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха на территории Нижегородской области.

Установлено, что в настоящее время Минэкологии Нижегородской области не располагает постами наблюдения, передвижными лабораториями, что свидетельствует об отсутствии регионального мониторинга за состоянием атмосферного воздуха на территории Нижегородской области.

Так, в соответствии со ст.1 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Закон №96-ФЗ) мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.

В силу ст.6 Закона 96-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся, участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха.

Согласно ст.23 Закона 96-ФЗ В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 06.06.2013 №477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды» организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

В силу абзацев 2, 3 п. 4 Положения о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 №477, государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений).

В соответствии с п.1.1 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 №965 (далее Положение) Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство) создано в соответствии с Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 г. N 129-З "О Правительстве Нижегородской области" и является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществлениегосударственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, в сфере недропользования, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в данных сферах в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно п.3.31 Положения Минэкологии Нижегородской области участвует в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории области, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 №306 утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды Нижегородской области», а также подпрограмма №1 «Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга».

Основной целью подпрограммы №1 является комплексное решение проблем развития и совершенствования системы регионального экологического мониторинга.

В целях реализации мероприятий вышеуказанной подпрограммы предполагалось приобретение оборудования для обеспечения функционирования стационарных постов наблюдения как в городах, атмосферный воздух которых испытывает наибольшую антропогенную нагрузку (Н. Новгород, Дзержинск, Арзамас, Кстово), так и в городах, ранее не охваченных системой стационарных наблюдений (Бор, Заволжье, Павлово, Выкса, Кулебаки). В прочих населенных пунктах предполагалось организовать экспедиционные наблюдения за состоянием атмосферного воздуха с использованием передвижных лабораторий.

Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой по указанным фактам министру экологии и природных ресурсов Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований закона, однако действенных мер по результатам рассмотрения представления прокурора Минэкологии принято не было.

Указанные недостатки негативно сказываются на эффективности осуществления государственных полномочий в установленной сфере деятельности, влекут за собой нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленных в ст.42 Конституции РФ.

На этом основании Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор просил суд: об обязании Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области организовать территориальную систему наблюдения за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха на территории Нижегородской области.

В судебном заседании представитель истца Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Минэкологии Нижегородской области Пунина М.А. возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представители третьих лиц управления федерального казначейства Нижегородской области, Министерства финансов РФ, Правительства Нижегородской области, ФГБУ Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Департамента Росгидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ПФО не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в связи с чем, суд на основании ст.ст. 167-169 ГПК РФ находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и усматривается из материалов гражданского дела Нижегородским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка анализа исполнения природоохранного законодательства в части осуществления уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха на территории Нижегородской области.

Установлено, что в настоящее время Минэкологии Нижегородской области не располагает постами наблюдения, передвижными лабораториями, что свидетельствует об отсутствии регионального мониторинга за состоянием атмосферного воздуха на территории Нижегородской области.

Так, в соответствии со ст.1 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Закон №96-ФЗ) мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.

В силу ст.6 Закона 96-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся, участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха.Согласно ст.23 Закона 96-ФЗ В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 06.06.2013 №477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды» организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

В силу абзацев 2, 3 п. 4 Положения о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 №477, государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений).

В соответствии с п.1.1 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 №965 (далее Положение) Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство) создано в соответствии с Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 г. N 129-З "О Правительстве Нижегородской области" и является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, в сфере недропользования, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в данных сферах в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно п.3.31 Положения Минэкологии Нижегородской области участвует в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории области, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 №306 утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды Нижегородской области», а также подпрограмма №1 «Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга».

Основной целью подпрограммы №1 является комплексное решение проблем развития и совершенствования системы регионального экологического мониторинга.

В целях реализации мероприятий вышеуказанной подпрограммы предполагалось приобретение оборудования для обеспечения функционирования стационарных постов наблюдения как в городах, атмосферный воздух которых испытывает наибольшую антропогенную нагрузку (Н. Новгород, Дзержинск, Арзамас, Кстово), так и в городах, ранее не охваченных системой стационарных наблюдений (Бор, Заволжье, Павлово, Выкса, Кулебаки). В прочих населенных пунктах предполагалось организовать экспедиционные наблюдения за состоянием атмосферного воздуха с использованием передвижных лабораторий.

Вместе с тем в настоящее время Минэкологии Нижегородской области не располагает постами наблюдения, передвижными лабораториями, что свидетельствует об отсутствии регионального мониторинга за состоянием атмосферного воздуха на территории Нижегородской области.

Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой по указанным фактам министру экологии и природных ресурсов Нижегородской области 15.01.2021 внесено представление об устранении нарушений требований закона, однако действенных мер по результатам рассмотрения представления прокурора Минэкологии принято не было.

Указанные недостатки негативно сказываются на эффективности осуществления государственных полномочий в установленной сфере деятельности, влекут за собой нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленных в ст.42 Конституции РФ.

Изложенные выше основания позволяют Нижегородскому межрайонному природоохранному прокурору при наличии определенного времени на принятие мер по устранению угроз жизни и здоровью граждан обратиться с иском в суд для защиту неопределенного круга лиц по вышеуказанным мотивам.

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 17.12.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее - Закон № 2202-1), прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени

РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Вместе с тем прокуратура выполняет и иные функции, установленные законом. Среди этих функций важное место занимает участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством при рассмотрении дел в судах.

В п. 3 ст. 35 Закона № 2202-1 установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и) охраняемых законом интересов общества, государства. Из п. 6 приказа Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 № 84 «О ограничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» и п. 2 приказа Генерального прокурора РФ от 10.07.2017 № 475 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» следует, что на военных прокуроров возложено осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, а также предписано участвовать в пределах установленной компетенции в гражданском процессе.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в т.ч. о предупреждении причинения вреда.

Основываясь на представленных доказательствах, оцененных по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом достоверно установлено, что время Минэкологии Нижегородской области не располагает постами наблюдения, передвижными лабораториями, что свидетельствует об отсутствии регионального мониторинга за состоянием атмосферного воздуха на территории Нижегородской области.

Указанные обстоятельства подтверждаются: информацией министру экологии и природных ресурсов Нижегородской области, ответом на информацию, представлением прокурора, ответом на представление.

Доводы представителя ответчика, изложенные в письменном отзыве о том, что на органы государственной власти субъектов РФ не возлагается безусловное обязательство по организации государственного мониторинга атмосферного воздуха, в т.ч. системы наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением за счет средств бюджетов субъектов РФ, не могут быть приняты судом во внимание, т.к. они опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

Исследованные в судебном заседании документы о способе определения исполнителя в целях заключения контракта на выполнение работ по оценке гидрометеорологической информации и влияния объектов и населенных пунктов на качество атмосферного воздуха для нужд Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, представленные представителем истца, не могут свидетельствовать об исполнении Минэкологии Нижегородской области регионального мониторинга за состоянием атмосферного воздуха на территории Нижегородской области.

При таких обстоятельствах исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской организовать территориальную систему наблюдения за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха на территории Нижегородской области

Решение может быть обжаловано сторонамив апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода

Судья А.Е. Рябов