ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4096/20 от 03.11.2020 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 ноября 2020 года г. Сочи

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ефанова В.А.,

при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело №2-4096/20 по иску ФИО2  Геннадьевича и ФИО1 к УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю о признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором просят суд признать решение жилищно-бытовой комиссии УВД г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) в части снятия ФИО2 и ФИО1 с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю, незаконным; обязать ответчика восстановить ФИО2 и ФИО1 на учете в качестве, нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю, с момента первичной постановки на указанный учет.

В иске указано следующее, ФИО2, служил в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.

С 1995 года ФИО2 состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю с составом семьи из 2 человек - он и супруга ФИО1, что подтверждается протоколом от 06.06.1995г.

ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией УВД г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю истцы были сняты с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УВД г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

С решением жилищно-бытовой комиссии УВД г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю не согласны, считают его вынесенным с существенным нарушением закона:

Истцы вынужденно зарегистрированы в квартире ФИО3 (мать ФИО1) по адресу: <...> <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия АД от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, регистрация в квартире собственника Рудевой ГЛ. не является основанием

возникновения права на указанную квартиру или долю в квартире.

Более того, в любой момент собственник ФИО3 может потребовать освободить указанное жилое помещение.

Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

В силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений, утвержденными Решением исполкома <адрес>совета народных депутатов от 26.12.1984г. (в редакции Решения исполкома <адрес>совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с пп. «б» п. 22 Правил, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами: получившими после постановки на учет жилое помещение размером менее установленного пунктом 60 настоящих Правил, служебную квартиру или общежитие.

В пп. «б» п. 60 Правил указано, <адрес> предоставляется в размере на одного человека: в городах, поселках городского типа, курортных местностях: - в отдельных квартирах со всеми коммунальными удобствами - не менее 7,7 кв. метра, но не более 10 кв. метров.

В настоящее время принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также снятие с такого учета регулируется Жилищным кодексом РФ от ДД.ММ.ГГГГ №188-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч. ч. 4, 5 ст.50 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления жилой площади по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма; норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма.

Решением городского собрания города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде города Сочи» установлена минимальная учетная норма равная 10 квадратным метрам.

Согласно решению городского собрания г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение городского собрания г. Сочи от 24.06.2010г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма в муниципальном образовании г. Сочи» учетная норма общей площади жилого помещения в городе Сочи установлена - 18 кв.м. - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет: 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.

Вместе с тем, общая площадь квартиры ФИО3 составляет 66,2 кв.м., в том числе 45,1 кв.м. - жилой площади.

Следовательно, ФИО2 и ФИО1 по адресу регистрации в жилом помещении не обеспечены общей площадью жилого помещения в пределах учетной нормы.

Кроме того, ФИО2 и ФИО1 не имеют помещений, предоставленных по договору социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности (доли собственности на жилые помещения), в приватизации жилья не участвовали, что подтверждается справками из Росреестра.

Вместе с тем, ФИО2 проработал в органах внутренних дел более 20 лет, все это время добросовестно осуществлял служебные обязанности, неоднократно поощрялся на разных уровнях, не привлекался к дисциплинарной ответственности.

В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем отнесено к компетенции законодателя.

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О милиции», действовавшего на момент увольнения ФИО2 в 2005 году, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

В нарушение закона жилое помещение от УВД г. Сочи ФИО2 предоставлено не было.

Часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О милиции» допускала предоставление сотруднику милиции жилого помещения в первоочередном порядке.

Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О милиции» утратил свою силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № З-ФЗ «О полиции».

Но, вступивший в силу новый федеральный закон не является основанием для прекращения ранее возникшего у ФИО2 права на обеспечение жилым помещением.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.44 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных

ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных

федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Пункт 10 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условии, и распределению жилой площади (утверждено Приказом МВД Росси от ДД.ММ.ГГГГ) устанавливает возможность распределения жилой площади, поступающей в орган внутренних дел с учетом сроков постановки очередников на учет.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №188-ФЗ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В п. 10 ч. 1 ст. 14 и ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 188-ФЗ предусмотрено, что категориям граждан, указанным в ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 188-ФЗ, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в адрес ГУ МВД России Краснодарского края с заявлением об отмене незаконного решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю, что подтверждается почтовыми квитанциями.

Однако, на текущий момент ответ на указанное заявление так и не получен. Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований снятия их с учета.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ, граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

По смыслу указанных положений закона ФИО2 и ФИО1, поставленные на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до ДД.ММ.ГГГГ, могли быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 188-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), либо в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно п.п.1, 3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ основаниями снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях указываются случаи: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительство в другое муниципальное образование; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в предоставленных документах в орган осуществляющий принятие на учет, сведений не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет. а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о

принятии на учет.

В судебном заседании представитель истцов настаивала на удовлетворении требований, поддержала правовую позицию, изложенную в иске.

Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, поддержали правовую позицию, изложенную в отзыве на иск.

Суд, выслушав лиц участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

До вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (до ДД.ММ.ГГГГ), учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, был предусмотрен Жилищным кодексом РСФСР.

Согласно ст. 30 ЖК РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. В связи с чем, ФИО4 по месту работы (УВД по г. Сочи) был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, и поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Ф. к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение. жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным гражданам жилые помещения по договорам найма предоставляются в порядке, предусмотренном социального Жилищным законодательством, с учетом положений настоящей части.

В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденными Решением исполкома <адрес>совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Решения исполкома <адрес>совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ).

До введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных второй частью вышеуказанной статьи. Граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в том числе и в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 32 ЖК РСФСР).

Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма в силу действующего жилищного законодательства Российской Федерации обусловлено не только фактом принятия граждан на учет нуждающихся в жилье, но и последующим сохранением такими гражданами оснований, дающих право на получение социального жилья. Утрата оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма может происходить в том числе в связи с увеличением размера общей (жилой) площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие получения членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования или выезда члена семьи на другое место жительства либо смерти одного из членов семьи.

Согласно пункту 22 Правил, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами, получившими после постановки на учет жилое помещение размером менее установленного пунктом 60 Правил.

В соответствии с пунктом 60 Правил - жилая площадь предоставлялась в размере на одного человека в городах, поселках городского типа, курортных местностях в отдельных квартирах со всеми коммунальными удобствами не менее - 7, 7 кв. м., но не более 10 кв. м.

Решением городского собрания от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде города Сочи» установлена учетная норма общей площади жилого помещения на одного человека в городе Сочи в размере - 10 и менее кв. м. - для граждан, проживающих в отдельных квартира и жилых домах.

ЖК РСФСР утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ.

В соответствии со ст. 6 ФЗ граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

ФИО2 с супругой ФИО1 постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 66,2 кв.м. (в том числе 45,1 кв.м., жилой площади), расположенном по адресу: г. Сочи, Центральный район, пер. Донской, <адрес>.

По указанному адресу зарегистрированными по месту жительства значатся 4 человека – ФИО2, супруга ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., мать супруги очередника ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. сын супруги очередника ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно выписке из лицевого счета на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного жилого помещения является мать супруги ФИО2ФИО3

Согласно выписки из лицевого счета на жилое помещение ФИО2 с супругой ФИО1 в указанном жилом помещении зарегистрированы в качестве «членов семьи собственника жилого помещения», где на каждого члена семьи приходится по 66,2/4=16,55 кв.м, общей площади жилого помещения и по 45,1/4=11,275кв.м. жилой площади.

Таким образом, ФИО2 и супруга ФИО1 по адресу регистрации в жилом помещении обеспечены жилой и общей площадью жилого помещения более учетной нормы (66,2/4=16,55 кв.м, общей площади жилого помещения и по 45,1/4=11,275 кв.м, жилой площади) как члены семьи собственника жилого помещения.

Из этого следует, что ФИО2 и ФИО1 утратили основания, которые давали им право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с обеспеченностью жилым помещением сверх установленной Нормы (ч. 2 ст. 6 ФЗ ).

С учетом изложенного, имеющихся материалов, решение жилищно-бытовой комиссии УВД по г. Сочи (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий УВД по г. Сочи ФИО2 с составом семьи из двух человек (он, супруга - ФИО1) в соответствии со ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ, как утратившего основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, полностью соответствует фактическим обстоятельствам дела и не противоречит нормам материального и процессуального права.

Кроме того, того ссылка истцов об отсутствии указания оснований снятия с учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ не состоятельна поскольку, как прямо указано в части 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Также не подлежат удовлетворению требования об обязании ответчика восстановить истцов в качестве, нуждающегося в жилых помещениях, так как в удовлетворении требований о признании незаконным решения комиссии судом отказано, при этом требования взаимосвязаны между собой.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО2  Геннадьевича и ФИО1 к УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю о признании решения незаконным, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья

Мотивированное решение изготовлено и подписано судьей 06.11.2020.