ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4097/16 от 31.08.2016 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-4097/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2016 года г. Омск

Советский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Бузуртановой Л.Б.,

при секретаре судебного заседания Герман Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области к ООО «Овощные поля» о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Омской области обратилось с иском к ООО «Овощные поля» о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей. В обоснование исковых требований истец указал, что на участке от . до 4км. от устья реки Иртыш выявлено наличие стационарного сооружения состоящего из деревянного настила, на котором установлен электрический насос, с помощью которого осуществлялось изъятие водных ресурсов. Изымаемая природная вода по трубопроводу диаметром 250мм. перекачивается на земельный участок для полива выращиваемой в закрытом грунте сельскохозяйственной продукции. Изъятие водных ресурсов осуществляет ООО «Овощные поля». Исходя из объяснений директора ООО «Овощные поля» ФИО3, изъятие водных ресурсов из р. Иртыш осуществляется периодически по 2-3 часа в сутки, начиная с 01.05.2016г. Всего изъято 240кубометров водных ресурсов. В Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области право пользования водным объектом с целью изъятия водных ресурсов по указанному факту не приобреталось. Ширина водоохранной зоны для р. Иртыш, в соответствии с нормами, установленными Водным кодексом РФ, составляет 200 метров, береговая полоса 20 метров. В нарушение требований закона, в Государственном реестре оформленное на ООО «Овощные поля» право пользования водным объектом реки Иртыш не зарегистрировано.

Представитель истца по доверенности ФИО2 поддержал исковые требования в полном объеме по основания, изложенным в нем.

Представитель ответчика - директор ООО «Овощные поля» ФИО3 признала исковые требования; по существу спора пояснила, что в настоящее время забор водных ресурсов ответчик не осуществляет. Ранее у них имелась лицензия, но срок ее действия истек, а новую они не успели оформить.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В силу ч. 2 ст. 68 Водного кодекса Российской Федерации, привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Положением об Управлении Росприроднадзора по Омской области, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.06.2011 № 400, во исполнение приказа и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Омской области от 10.05.2016 № 308 «О проведении рейдового осмотра, обследования» в период с 10 мая по 20 мая 2016 года начальником отдела надзора за водными ресурсами, старшим государственным инспектором РФ по Омской области и начальником отдела земельного, геологического надзора и охраны недр, в сфере охоты и разрешительной деятельности назначена и проведена рейдовая проверка в границах Советского административного округа г. Омска, на территории водосборной площадки и водоохранной зоны правого берега р. Иртыш на участке с 1819км. по 1807км., от устья реки Иртыш (карта р. Иртыш 2001) с осмотром акватории поверхностного водного объекта реки Иртыш.

Судом установлено, что .... в 14-50час. в г. Омске в адрес и адрес, расположенных по правому берегу реки Иртыш, на участке реки с . выполнен обход и визуальный осмотр земель водоохранной зоны, а также акватории водного объекта, в ходе которого выявлено самовольное пользование поверхностным водным объектом - рекой Иртыш в целях изъятия водных ресурсов водозаборным сооружением.

На участке от . до . от устья реки Иртыш выявлено наличие стационарного сооружения, состоящего из деревянного настила, на котором установлен электрический насос, с помощью которого осуществлялось изъятие водных ресурсов. Изымаемая природная вода по трубопроводу диаметром 250мм. перекачивается на земельный участок для полива выращиваемой в закрытом грунте сельскохозяйственной продукции. Изъятие водных ресурсов осуществляет ООО «Овощные поля». Координаты водозабора 55° 04` 48,6`` СШ, 73° 09` 4,95`` ВД зафиксированы на фотокамеру «<данные изъяты>».

Из объяснений директора ООО «Овощные поля» ФИО3 следует, что изъятие водных ресурсов из р. Иртыш осуществляется периодически по 2-3 часа в сутки, начиная с 01.05.2016г. Всего изъято 240 кубометров водных ресурсов. В Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области право пользования водным объектом с целью изъятия водных ресурсов по указанному факту не приобреталось.

Код водного объекта, состоящего на учете в государственном водном реестре - . Водохозяйственный участок № водного объекта р. Иртыш от впадения в р. Омь.

Доказательствами отсутствия у Общества права пользования водными объектами с целью изъятия водных ресурсов является: акт № В-311 о результатах рейдовой проверки от .....; постановление о назначении административного наказания № от ....., которым ООО «Овощные поля» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 7.6 КоАП РФ, данные свидетельствующие об обжаловании указанного акта отсутствуют в материалах дела; постановление о назначении административного наказания № от ...., которым директор ООО «Овощные поля» ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения по ст. 7.6 КоАП РФ, штраф оплачен; информация на официальном сайте Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в сети Интернет (www.nobwu.ru) об отсутствии зарегистрированного в Государственном водном реестре права пользования водным объектом р. Иртыш; сведения, размещенные в свободном доступе, на сайте Минприроды Омской области о том, что в реестре лиц, которым предоставлено право пользования водными объектами ООО «Овощные поля» не значится; фотоматериалы водозабора акватории р. Иртыш и территории водоохранной зоны.

В соответствии с критериями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006г. N 640 (ред. от 22.04.2009), река Иртыш отнесена к объектам, подлежащим Федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранной зоны для р. Иртыш, в соответствии с нормами, установленными Водным кодексом РФ, составляет 200 метров, береговая полоса 20 метров.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. В соответствии со ст. 1 Федерального закона к компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Основными принципами, на основании которых осуществляется хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, в соответствии со ст. 3 указанного закона, являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии со ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса нормами которой предусмотрено, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения предоставлении водного объекта в пользование.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ВК РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст.ст. 24 - 27 Водного кодекса РФ.

В силу положений ст. 12 Водного Кодекса РФ договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

На основании представленных доказательств суд полагает заявленные требования обоснованными.

Также суд отмечает, что в ходе рассмотрения дела исковые требования ответчик признал, признание иска принято судом, что, в соответствии со ст. 173 ГПК РФ, является основанием принятия решения об удовлетворении заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Росприроднадзора по Омской области к ООО «Овощные поля» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Овощные поля», выразившееся в непринятии мер по оформлению права пользования водным объектом при осуществлении забора (изъятия) водных ресурсов.

Обязать ООО «Овощные поля» прекратить забор (изъятие) водных ресурсов на участке с . по . правого берега р. Иртыш до приобретения права пользования водным объектом.

Взыскать с ООО «Овощные поля» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 3 000,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.


Судья подпись Л.Б. Бузуртанова

Мотивированное решение составлено 05.09.2016г.

Копия верна:

Судья Л.Б. Бузуртанова

Секретарь ФИО1