ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-409/19 от 25.10.2019 Верхнесалдинского городского суда (Свердловская область)

г/<адрес>

решение составлено

25.10.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Верхняя Салда 21 октября 2019 года

Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего Исаевой О.В.

при секретаре судебного заседания Бияновой М.С.

с участием прокурора Стафеева Е.Н.

представителя ответчика Елисова А.В.

представителя ФКП «ВГКЗХЕ» Попова Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верхнесалдинского городского прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий,

у с т а н о в и л:

Верхнесалдинский городской прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации об обязании в срок до 31.12.2019 изъять с земельного участка с кадастровым номером № ...., принадлежащего Российской Федерации и Федеральному казенному предприятию «Верхнесалдинский государственный казенный завод химических емкостей» (далее - ФКП «ВГКЗХЕ») на праве постоянного (бессрочного) пользования, путем перемещения с территории промышленной площадки предприятия в парк воинских частей, на артиллерийский склады, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, федеральное имущество в виде <....> изделий <....>, <....>, <....>, с указанными в иске номерами, год выпуска с д.м.г. по д.м.г. с <....>. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на территории ФКП «ВГКЗХЕ» помимо изделий текущего производственного цикла, на земельном участке расположены и хранятся <....> в количестве <....> единиц неопределенного юридического статуса. Данные изделия поступили из войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации, принадлежат Военно-Морскому флоту и Воздушно-космическим силам Российской Федерации, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации, размещены на территории предприятия в период с д.м.г. по <....> годы работниками ГП <....>. Каждое изделие военного назначения имеет индекс и номер. В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Постановлением Правительства РФ от д.м.г.№ .... «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Министерство обороны осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций, в том числе, переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности. Организация эксплуатации, модернизации, ремонта и ликвидации вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах, в соответствии с п.п.8, 10, 52 Указа Президента РФ от д.м.г.№ .... «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» возложена на Министерство обороны РФ, которое в целях реализации своих полномочий вправе издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, в том числе субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. Согласно Руководству по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах РФ, утвержденному приказом Министра обороны РФ от д.м.г.№ ...., хозяйственная деятельность воинских частей направлена на поддержание их боевой и мобилизационной готовности, заключается в использовании их боевой и технической базы, материальных ценностей в ходе боевой подготовки и повседневной деятельности, а также во взаимодействии со специализированными сторонними организациями при передаче им отдельных функций обеспечения и включает в себя своевременное определение потребности, истребование, получение, учет и хранение всех видов материальных ценностей, их распределение, выдачу (отправку, передачу) по назначению, доведение установленных норм, накопление и содержание установленных запасов, обеспечение сохранности, подвоз, эксплуатацию, сбережение, своевременное техническое обслуживание и ремонт ВВСТ и других материальных ценностей, обеспечение экономного расходования и ведение отчетности. Возложена обязанность осуществлять выявление оборудования, техники и других материальных ценностей, излишествующих и не имеющих дальнейшего применения, и в целях их рационального использования принимать решения по передаче в другие воинские части (на арсеналы, склады, в центры хранения) или об утилизации. Приказом заместителя Министра обороны РФ – начальника вооружения Вооруженных Сил РФ, от д.м.г.№ .... утверждено Руководство по эксплуатации <....> вооружения (далее -РАВ), являющееся основополагающим, устанавливающее общие для соединений, воинских частей, военно-учебных заведений и подразделений требования к организации эксплуатации <....> вооружения общевойскового назначения, центральным довольствующим органом которого является Главное <....> управление Министерства обороны РФ в мирное время. Основными задачами контроля состояния и организации эксплуатации РАВ органами управления являются проверка фактического наличия РАВ, его технического состояния и готовности к боевому применению, выявление и принятие своевременных мер по устранению технических неисправностей и недостатков в ведении учета, организации хранения и эксплуатации РАВ, обеспечение безаварийной эксплуатации образцов РАВ, недопущение случаев его утрат и хищения. Таким образом, Министерство обороны РФ обязано содержать имущество, находящееся в собственности, осуществлять контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, в том числе, переданного в установленном порядке иным лицам, принимать меры по устранению выявленных нарушений. Согласно уставу ФКП «ВГКЗХЕ» не является учреждением и организацией Министерства обороны РФ и иных ведомств, а также федеральных органов исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, предприятие создано в целях обеспечения производства <....> и их составных частей, находящихся в сфере национальных интересов РФ и обеспечивающих обороноспособность и безопасность. Земельный участок с кадастровым номером № .... находится в собственности РФ и в пользовании ФКП «ВГКЗХЕ» на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем д.м.г. внесена запись в ЕГРН. Данный земельный участок Министерству обороны РФ либо его структурным подразделениям и подведомственным организациям не предоставлялся, договор на право пользования земельным участком не заключался, расположенные на земельном участке изделия <....> назначения за предприятием не закреплялись, предприятию не передавались. Согласно акту проведения авторского надзора от д.м.г., изделия подлежат передаче из ФКП «ВГКЗХЕ» в распоряжение Министерства обороны РФ, списанию с последующей утилизацией либо направлению на ремонт. Однако, спорное имущество до настоящего времени без законных оснований продолжает храниться на территории промышленной площадки ФКП «ВГКЗХЕ», без надлежаще оформленных документов. Хранение на территории ФКП «ВГКЗХЕ» изделий специального назначения создает предпосылки к возникновению чрезвычайных происшествий, учитывая значительный объем оборота <....>, используемых в производственном цикле предприятия <....>, сборки предприятием новых и перспективных образцов <....> может привести к выводу из строя предприятие, а также к гибели людей и реализации угроз безопасности РФ. Данные изделия представляют повышенную опасность для окружающих, обладают не только общими качествами и функциональными свойствами с <....>, но и некоторыми специфическими особенностями в реализации опасных свойств <....>, которые могут проявляться как в процессе их использования, так и в результате нарушения условий хранения, в силу неблагоприятного воздействия внешних факторов, а длительное непринятие необходимых мер выявленных недостатков влечет нарушение прав неопределенного круга граждан на защиту их жизни и здоровья, может привести к чрезвычайной ситуации, соответственно, к гибели людей.

Впоследствии в соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор уточнил заявленные требования, просит обязать Министерство обороны Российской Федерации в срок до 31.12.2019 освободить территорию промышленной площадки федерального казенного предприятия «Верхнесалдинский государственный казенный завод химических емкостей», расположенной по адресу: <адрес> в границах земельного участка с кадастровым № ...., от имущества расположенного слева от входа в нежилое здание с кадастровым № ...., в виде 48 изделий <....>, год выпуска с д.м.г. по д.м.г..

В судебном заседании старший помощник Верхнесалдинского городского прокурора уточненные заявленные требования и доводы, изложенные в обоснование иска, поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что д.м.г. спорное имущество поставлено на учет Министерства обороны РФ, что является доказательством о принадлежности изделий ответчику. Вместе с тем, до настоящего времени имущество с земельного участка ФКП «ВГКЗХЕ» не перемещено.

Представитель Министерства обороны РФ заявленные требования не признал, суду пояснил, что спорное имущество может принадлежать не только Министерству обороны РФ, но и Федеральной службе безопасности РФ, Службе внешней разведки РФ, Федеральной службе охраны РФ, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ. <....>, в данном случае, <....>, относятся к источнику повышенной опасности, который в свою очередь имеет владельца, использующего его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях. Прокурором не представлено бесспорных доказательств принадлежности изделий Министерству обороны РФ.

Представитель ФКП «ВГКЗХЕ» считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, суду пояснил, что на предприятие периодически привозят из двух воинских частей – Морфлота и ПВО изделия для производства ремонта. Спорное имущество находится на территории предприятия с д.м.г., ремонт не производился и не производится, находится без надлежаще оформленных документов, поскольку предприятию не передавалось, земельный участок передать в аренду предприятие не вправе. Любое имущество, в том числе, спорные изделия, поставляется на предприятие только от Министерства обороны РФ. До настоящего времени изделия расположены на территории предприятия. В течение длительного периода времени осуществляется только переписка между директором предприятия и различными ведомствами Министерства обороны. Приезжали военные с проверками, эксперты и установили, что у всех спорных изделий истек срок службы, как поведут себя изделия в последующем, неизвестно, в связи с чем представляют собой повышенную опасность не только для сотрудников, работающих на предприятии, но и для жителей близлежащих городов <адрес>.

Представитель территориального управления Росимущества в Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судом в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.ст. 9, 36 Конституции Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.

Согласно ст. 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации.

В силу ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; казенным предприятиям.

В соответствии со ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование; вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

Лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № ...., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для производственных целей, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Российской Федерации и на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному казенному предприятию «Верхнесалдинский государственный казенный завод химических емкостей», о чем внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости (л.д. 30-31).

Согласно Уставу ФКП «ВГКЗХЕ», предприятие образовано в соответствии с распоряжением Правительства РФ от д.м.г.№ ....-р, создано в целях обеспечения производства <....>, находящихся в сфере национальных интересов Российской Федерации и обеспечивающих обороноспособность и безопасность. Для достижения указанных целей предприятие осуществляет деятельность в виде разработки, производства, испытания, ремонта и утилизации <....>. Правомочия собственника имущества предприятия осуществляют Правительство РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Закрепленное за предприятием излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество может быть изъято в установленном порядке по решению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (л.д.7-11).

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Согласно п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.

Статьей 76 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Как следует из искового заявления и пояснений прокурора, представителя ФКП «ВГКЗХЕ», на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации и на праве постоянного (бессрочного) пользования, расположены <....>, принадлежащие Министерству обороны РФ. При этом отсутствуют документы по передаче данного имущества ФКП «ВГКЗХЕ».

Указом Президента Российской Федерации от д.м.г.№ .... утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации.

Согласно данному Положению, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), государственным заказчиком в области обороны.

Минобороны России осуществляет полномочия, в том числе, по осуществлению функции государственного заказчика государственного оборонного заказа по закупке товаров, работ, услуг по номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств для обеспечения нужд Вооруженных Сил; координированию заказов на разработку, закупку, сервисное обслуживание, модернизацию и ремонт вооружения и военной техники общего применения для войск, воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники; по организации эксплуатации, модернизации, ремонту и ликвидации вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах; по обеспечению в Вооруженных Силах учета, хранения и расходования материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также по осуществлению контроля финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил; по организации в установленном порядке перевозок транспортными средствами Вооруженных Сил, а также воинских перевозок автомобильным, железнодорожным, морским, внутренним водным и воздушным транспортом в интересах Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.

Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Министр утверждает номенклатуру специальной техники и материальных средств, в отношении которых Минобороны России осуществляет функции государственного заказчика по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения контрактов по государственному оборонному заказу.

Согласно Федерального закона от д.м.г. № 61-ФЗ «Об обороне», под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне привлекаются войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - другие войска). Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от д.м.г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" допускается заключение концессионного соглашения, может быть передано концессионеру в соответствии с указанным Федеральным законом.

Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняют договорные обязательства, предусмотренные государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Полномочия других войск, воинских формирований и органов указаны в ст. 17 Федерального закона от д.м.г. № 61-ФЗ «Об обороне».

В соответствии с Федеральным законом от д.м.г. № 150-ФЗ «Об оружии», боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.

Данный Закон регулирует только правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, на иные виды боевого огнестрельного оружия, находящегося на вооружении в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, действие Федерального закона «Об оружии» не распространяется.

К категории боеприпасов относятся все виды патронов к огнестрельному оружию независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом, а также иные предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.

Правила оборота каждого вида оружия и боеприпасов определены, помимо закона, соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами.

Правомочия собственника федерального имущества, находящегося у подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, осуществляет в пределах своей компетенции Министерство обороны Российской Федерации. Конкретные его функции по управлению указанным федеральным имуществом закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от д.м.г.№ .... «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом».

Статус имущества как военного определяется исключительно его принадлежностью Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам либо военным организациям.

Положение о транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от д.м.г.№ ...., дает следующее определение военному имуществу: это системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства, коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения, специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты.

Пункт "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации, как и подп. 22 ст. 6 Федерального закона от д.м.г. № 61-ФЗ «Об обороне», к военному имуществу относит, в частности, оружие, боеприпасы и военную технику.

В соответствии с п. 22 ст. 6 Федерального закона от д.м.г. № 61-ФЗ «Об обороне» Правительство Российской Федерации устанавливает порядок передачи, предоставления в аренду, продажи и ликвидации вооружения и военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества.

В целях повышения эффективности дальнейшего использования вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не имеющих перспектив применения для обеспечения обороны и безопасности государства, закрепленных на праве оперативного управления за Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, постановлением Правительства Российской Федерации от д.м.г.№ .... утверждено Положение об исключении из состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не выслуживших установленные сроки службы, хранения и не имеющих перспектив применения для обеспечения обороны и безопасности государства.

Исключение из состава войск и органов имущества, не имеющего перспектив применения, производится в отношении: вооружения - решениями Правительства Российской Федерации; военной, специальной техники и других материальных средств - решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

В этих решениях указываются способы дальнейшего использования имущества, не имеющего перспектив применения, перечисленные в п. 4 Положения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от д.м.г.№ .... "О порядке ликвидации вооружения и военной техники" (вместе с "Положением о порядке ликвидации вооружения и военной техники"), организацию подготовки вооружения и военной техники к ликвидации осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в оперативном управлении которых находятся вооружение и военная техника.

До передачи вооружения и военной техники на ликвидацию федеральные органы исполнительной власти, в оперативном управлении которых находятся вооружение и военная техника, при необходимости организовывают мероприятия по демонтажу и учету комплектующих изделий, потенциально пригодных для обеспечения эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники.

Из материалов дела следует, что спорное имущество в виде <....> в количестве 48 единиц поступили на сборочно-снаряжательную базу ФКП «ВГКЗХЕ» в ведение государственного предприятия <....> в д.м.г. из эксплуатирующих воинских частей Минобороны СССР и Минобороны России для проведения контрольно-технического освидетельствования силами и средствами ГП <....>» на основании договоров, заключенным между ГП <....> и <....>, в хозяйственном ведении которого на тот период времени находилась <....> база. В д.м.г. работы по контрольно-техническому освидетельствованию были внезапно прекращены ГП <....> в одностороннем порядке без какого-либо уведомления и юридического оформления, вся документация о техническом состоянии оставленных ракет была увезена на ГП <....> В д.м.г.<....> база приобрела статус федерального казенного предприятия «ВГКЗХЕ». Вышеуказанные зенитные управляемые ракеты на хранение ФКП «ВГКЗХЕ» не передавались, как и документация на них. Неоднократные обращения по поводу дальнейшей судьбы данных изделий результата не принесли (л.д.12-13).

Согласно письму и.о.генерального директора государственного предприятия <....> в адрес директора ФКП «ВГКЗХЕ» от д.м.г., на ФКП «ВГКЗХЕ» хранятся изделия <....>, принадлежащие Минобороны России. Незавершенность работ на указанных изделиях вызвана длительным отсутствием государственного финансирования ГП <....>, в настоящее время направлен запрос в войсковую часть № .... о дальнейшем использовании вышеуказанного имущества или финансировании работ по транспортировке в адрес ФПК <....> (д.д.33).

Из представленных суду документов следует, что в период с д.м.г. по д.м.г. директором ФКП «ВГКЗХЕ», начальником № .... военного представительства Минобороны России, начальником № .... отдела № .... военного представительства Минобороны России предпринимались меры по разрешению вопроса о дальнейшем использовании находящихся на территории предприятия 48 изделий <....> путем направления писем руководителю ГП <....>, заместителю начальника Вооружения ВВС по поставкам, эксплуатации и капитально-восстановительному ремонту вооружения и военной техники противовоздушной обороны, начальнику № .... службы, уполномоченному по качеству вооружения и военной техники, директору Департамента Минобороны России по обеспечению государственного оборонного заказа, начальнику службы РАВ ЦВО (л.д.14-20, 24, 26, 27).

д.м.г. начальником вооружения ВВС по поставкам, эксплуатации и капитально-восстановительному ремонту вооружения и военной техники противовоздушной обороны в адрес директора ФКП «ВГКЗХЕ» направлено уведомление о том, что в управлении начальника вооружения ВВС рассмотрен вопрос изъятия на базу хранения <адрес> изделий <....>, находящихся на ФКП «ВГКЗХЕ» (л.д.34).

Согласно письму врио начальника кораблестроения, вооружения и эксплуатации вооружения Военно-Морского флота от д.м.г. в адрес директора Департамента Минобороны России по обеспечению государственного оборонного заказа, единственным довольствующим органом ВС РФ по номенклатуре <....> вооружения является Главное <....> управление Минобороны России. В части касающихся изделий <....> предложено передать их в № .... филиал войсковой части № ....<адрес> (бывшая войсковая часть № ....) (л.д. 21).

Во исполнение письма начальника управления МТО ГК ВВС от д.м.г. (л.д.22) и письма главнокомандующего Военно-воздушными силами от д.м.г. (л.д.23), направлены акт освидетельствования изделий <....> фотоматериалы (л.д.24, 25).

Из письма заместителя главнокомандующего ВВС по вооружению от д.м.г. следует, что изделие <....> является номенклатурой ВМФ, поступили в марте д.м.г. из войсковой части № ...., в ВВС не применяется, изделия <....> поступили в адрес завода в период с д.м.г. по д.м.г. из воинских частей Войск противовоздушной обороны (л.д.35).

д.м.г. начальник Управления военных представительств Минобороны России направил в адрес директора ФКП «ВГКЗХЕ» письмо о том, что проводятся мероприятия по передаче изделий <....>, находящихся на ФКП «ВГКЗХЕ», в эксплуатирующие организации и определения их дальнейшего предназначения, для чего необходимо организовать проверку комплектности изделий на соответствие <....>, по результатам составить акт и направить его в адрес Главного командования Воздушно-космических сил (л.д.36).

д.м.г. проведен авторский надзор за изделиями <....>, находящимися на ФКП «ВГКЗХЕ», о чем составлен акт (л.д.28-29), согласно которому предложено ФКП «ВГКЗХЕ» провести детальную инвентаризацию изделий, по результатам которой принять решение о порядке передачи изделий в довольствующий орган Минобороны России.

д.м.г. изделия <....> в количестве 48 единиц поставлены на учет в № .... отделе № ....<....> Минобороны России через № .... отделение (финансово-расчетный пункт) ФКУ <....> (л.д.176-178).

Основанием для постановки указанных изделий на учет являются указания начальника № .... службы уполномоченного по качеству вооружения и военной техники (региональный) Управления <....> Минобороны России от д.м.г.№ ...., приказ начальника № ....<....> Минобороны России от д.м.г.№ ..... Постановка изделий на учет считается выполненной после внесения данных об изделиях в регистр учета наличия, движения и качественного (технического) состояния материальных ценностей. Таким образом, выписка из регистра учета является документом, подтверждающим постановку указанного имущества на учет. Документы, подтверждающие постановку на учет данных изделий, подтверждают поступление материальных ценностей для использования в Вооруженных Силах РФ. В соответствии со ст. 2 приказа Минобороны России от д.м.г.№ ...., учету подлежат все материальные ценности независимо от назначения, источников поступления и способов приобретения. Документом, подтверждающим наличие изделий у Минобороны России, является регистр учета. После постановки на учет указанных изделий комиссия по списанию материальных ценностей, сформированная в соответствии с п. 7 приказа Министра обороны России № .... от д.м.г. провела проверку технического состояния изделий. В результате работы комиссии <....> изделия были признаны выслужившими установленный срок эксплуатации, к дальнейшему применению не пригодны, подлежат списанию; <....> изделия подлежат переводу в пятую категорию с последующим списанием; <....> изделия признаны пригодными для проведения ремонта и дальнейшей эксплуатации по назначению. Акты технического состояния, акты на списание и акты проверки состояния направлены заместителю командующего войсками противовоздушной и противоракетной обороны по вооружению Воздушно-космических сил РФ, и командиру войсковой части № ..... С момента постановки на учет по настоящее время имущество не перемещалось (л.д.195-201).

В судебном заседании допрошен начальник № .... отдела № ....<....> Минобороны России О. пояснивший, что номенклатура <....> закреплена только за Министерством обороны Российской Федерации, изделия <....> кроме как Министерству обороны России не могут принадлежать иным федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации, спецслужбам, в том числе, Федеральной службе безопасности РФ, Службе внешней разведки РФ, Федеральной службе охраны РФ, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ. Постановка изделий на учет и внесение их в регистр Минобороны России подтверждает их принадлежность именно Министерству обороны, поскольку в каждом воинском формировании имеется своя номенклатура материальных средств. Наряд <....> хранится в Главном управлении Минобороны России. Спорные изделия расположены на территории ФКП «ВГКЗХЕ» с д.м.г., в течение 5 лет ведется переписка с ведомствами Минобороны с целью решения вопроса по перемещению изделий. После постановки д.м.г. на учет и направления актов командующему войсками противовоздушной и противоракетной обороны по вооружению, начальнику кораблестроения, вооружения и эксплуатации вооружения –заместителю главнокомандующего ВМФ по вооружению, в адрес № ....<....> поступили устные указания по перемещению изделий с территории ФКП «ВГКЗХЕ», в ближайшее время поступят указания в письменном виде.

Исследовав доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что спорное имущество в виде <....> изделий <....> находится на территории ФКП «ВГКЗХЕ», а именно на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации и на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКП «ВГКЗХЕ», слева от входа в нежилое здание с кадастровым номером № ...., принадлежащем на праве собственности Российской Федерации и в оперативном управлении ФКП «ВГКЗХЕ» (л.д.115-131), при отсутствии законных оснований, поскольку на ответственное хранение ФКП «ВГКЗХЕ» не передавалось, каких-либо договорных отношений между Министерством обороны и ФКП «ВГКЗХЕ» на осуществление последним деятельности в соответствии с уставом в отношении данных изделий, а также по использованию земельного участка не имеется.

Судом установлено, что данные изделия принадлежат Минобороны России, ответчиком в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены достоверные и достаточные доказательства, подтверждающие принадлежность спорного имущества иным воинским формированиям.

Хранение в отсутствие оснований, установленных законом, на территории предприятия изделий специального назначения создает предпосылки к возникновению чрезвычайных происшествий. Изделия представляют собой повышенную опасность для окружающих, обладают по качествам и функциональным свойствам признаками оружия поражающего характера, которое может проявиться не только в процессе их использования, но и в результате нарушения условий хранения в силу неблагоприятного воздействия внешних факторов.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от д.м.г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В данном случае судом установлено, что занимаемый Министерством обороны России земельный участок является потенциально опасным, поскольку на данном земельном участке хранятся изделия <....>.

Суд, установив, что спорные объекты являются движимым имуществом, документов на право пользования земельным участком в целях размещения на нем движимого имущества ответчиком в материалы дела не представлено, поскольку соответствующие земельно-правовые отношения между Минобороны России и ФКП «ВГКЗХЕ» в отношении него не оформлены, также не представлено документов, подтверждающих договорные отношения относительно хранения спорного имущества, в целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, восстановления прав правообладателя ФКП «ВГКЗХЕ» по пользованию спорным земельным участком, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об освобождении ответчиком земельного участка от принадлежащего ему имущества.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Верхнесалдинского городского прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий - удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в срок до 31.12.2019 освободить территорию промышленной площадки федерального казенного предприятия «Верхнесалдинский государственный казенный завод химических емкостей», расположенной по адресу: <адрес> в границах земельного участка с кадастровым № ...., от имущества в количестве <....> изделий, расположенных слева от входа в нежилое здание с кадастровым № ...., в виде:

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в.,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в.,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в.,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в.,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в.,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в.,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в.,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в.,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в.,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в.,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в.,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в.,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в.,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в.,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в.,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>,

изделие <....>№ ...., д.м.г. г.в., <....>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В.Исаева