ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-409/20 от 11.02.2020 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-409/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2020 г. г. Магадан

Магаданский городской суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Малой В.Г.,

при секретаре Адаркиной Д.Д.,

с участием истца заместителя Магаданского транспортного прокурора Попова М.Г.,

представителя ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по иску Магаданского транспортного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Тосмар» о возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Магаданский транспортный прокурор обратился в Магаданский городской суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Тосмар» о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе анализа соблюдения законодательства об охране окружающей среды и санитарно – эпидемиологическом благополучии в деятельности ответчика прокурором выявлены следующие нарушения.

Так, ООО «Тосмар» на основании лицензии на осуществление погрузочно – разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах, выданной ДВУ Госморнадзора от 19 июля 2013 г. № МР-4 000927, осуществляет деятельность по перегрузке нефтепродуктов на мол-пирсе, расположенном в акватории бухты ФИО2.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 24 декабря 2002 г. серия мол-пирс находится в собственности ООО «Тосмар».

В 2019 г. посредством указанного гидротехнического сооружения обществом перегружено более 39 тыс. тонн нефтепродуктов, в том числе бензина и авиационного топлива.

Несмотря на осуществление деятельности по перевалке нефтепродуктов в акватории бухты ФИО2, ООО «Тосмар» в нарушение п.п. 4 п. 6 ст. 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», собственные аварийно – спасательные службы и (или) аварийно – спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на водном объекте, не имеет, на договорной основе указанные аварийно – спасательные службы и (или) аварийно – спасательные формирования не привлечены.

Своими действиями ООО «Тосмар» нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также интересы Российской Федерации на сохранение водных биоресурсов и их рациональное использование.

С учетом приведенных доводов Магаданский транспортный прокурор просил обязать ООО «Тосмар» в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать или привлечь на договорной основе аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, соответствующие требованиям к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 33.

Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании признал исковые требования Магаданского транспортного прокурора об обязании ООО «Тосмар» в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать или привлечь на договорной основе аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, соответствующие требованиям к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 33, полагая их законными, а срок для устранения нарушений – разумным.

Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внутренние морские воды Российской Федерации (далее - внутренние морские воды) - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.

В соответствии с подп. 4 п. 6 ст. 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования. Требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

В силу п. «в» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Исходя из содержания п.п. 1-3 Требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 6 февраля 2017 г. № 33, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (далее - ликвидация разливов нефти), создаются и используются в рамках функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности.

Личный состав сил постоянной готовности должен обеспечивать: постоянную готовность к проведению аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти; осуществление работ по ликвидации разливов нефти в круглосуточном режиме; при обнаружении разливов нефти и нефтепродуктов - ведение постоянного наблюдения за указанными разливами и прогнозирование их перемещения и характеристик состояния; локализацию разливов нефти и нефтепродуктов; сбор нефти и нефтепродуктов; круглосуточную связь и передачу данных о разливах нефти и нефтепродуктов и оповещение органов государственного управления, координации и управления работами по ликвидации разливов нефти; хранение и обслуживание оборудования, входящего в состав средств постоянной готовности.

В состав сил постоянной готовности должны включаться только суда, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации.

Состав сил и средств постоянной готовности в зависимости от максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов приведен в приложении к настоящим Требованиям.

В соответствии со ст. 32.1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» Основными принципами защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря являются: обеспечение биологического разнообразия морской среды внутренних морских вод и территориального моря; обеспечение экологической безопасности при проведении работ во внутренних морских водах и в территориальном море; предотвращение загрязнения морской среды внутренних морских вод и территориального моря; запрещение или ограничение хозяйственной и иной деятельности, которая может нанести ущерб особо охраняемым природным территориям внутренних морских вод и территориального моря, а также хозяйственной и иной деятельности в рыбохозяйственных заповедных зонах внутренних морских вод и территориального моря.

Согласно ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) ответчику предоставлено право признать иск.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 и ч. 4 ст. 198 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Признание представителем ответчика исковых требований, предъявленных Магаданским транспортным прокурором, выражено в адресованном суду письменном заявлении, которое в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 173 ГПК РФ приобщено к материалам дела.

Последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, ответчику судом разъяснены и понятны.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что признание представителем ответчика исковых требований, предъявленных к ООО «Тосмар» Магаданским транспортным прокурором, не противоречит действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, не нарушает права и законные интересы других лиц, а потому суд полагает возможным принять признание исковых требований ответчиком.

Следовательно, исковые требования Магаданского транспортного прокурора к ООО «Тосмар» подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче в суд исковых заявлений, то в силу ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194, 197-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

обязать общество с ограниченной ответственностью «Тосмар» создать или привлечь на договорной основе аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, соответствующие требованиям к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 33, в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Тосмар» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.

Установить день составления мотивированного решения суда – 18 февраля 2020 г.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.Г. Малая