ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-409/2014 от 11.06.2014 Березовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

                                                                     РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ                                         г.<адрес>

 Березовский районный суд <адрес>-Югра

 в составе:

 председательствующего судьи ФИО12

 при секретаре ФИО6

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Березовского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> района, Администрации сельского поселения <данные изъяты> о присуждении к исполнению обязанности

                                                                     УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Березовского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Березовского района, Администрации сельского поселения Хулимсунт о присуждении к исполнению обязанности, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что в границах муниципального образования сельского поселения Хулимсунт имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления. В ходе проверки установлено, что в нарушение приведенных требований законодательства в границах муниципального образования сельское поселение Хулимсунт, на участке местности, в 10 метрах по направлению на север от здания, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>А <адрес> (здание Физкультурно-оздоровительного комплекса), имеется свалка, площадью 150 кв.м., на которой хранятся обгоревшие фрагменты кровли, сайдинга, металлоконструкции, обгоревшие фрагменты деревянных досок и балок, обгоревшие фрагменты бытовой техники, образовавшаяся в результате чрезвычайной ситуации - пожара в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Обнаруженная свалка не имеет гидроизоляции, в результате чего возможно загрязнение подземных и поверхностных водных объектов, а также загрязнение и захламление земель. Также имеется угроза повторного возгорания фрагментов деревянных досок и балок, что свидетельствует о не обеспечении администрацией с.<адрес> первичных мер пожарной безопасности, не принятии мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Указанный участок земли, занятый несанкционированной свалкой входит в границу сельского поселения <данные изъяты>, свободен от прав третьих лиц иявляется земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. Таким образом, органами местного самоуправления допущено несанкционированное размещение бытовых отходов в с.<адрес> на земельном участке в границах муниципального образования сельское поселение Хулимсунт, что свидетельствует об отсутствии надлежащей организации в данном населенном пункте сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов. Непринятие мер по ликвидации указанной несанкционированной свалки нарушает права неопределенного круга лиц граждан на благоприятную окружающую среду, защиту их жизни и здоровья, создает угрозу возникновения пожара в месте её нахождения. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 45 ГПК РФ, статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит: 1) ФИО2 ответчика - ФИО3 сельского поселения Хулимсунт, юридический адрес: микрорайон 3, <адрес>, с.<адрес>, ХМАО-Югра в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор и вывоз отходов с несанкционированной свалки, расположенной в границах муниципального образования сельское поселение Хулимсунт, на участке местности, в 10 метрах по направлению на север от здания, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>А <адрес> (здание Физкультурно-оздоровительного комплекса), площадью 150 кв.м. 2) ФИО2 ответчика - ФИО2 <адрес>, юридический адрес: <адрес>, п.г.т.Березово, <адрес> ХМАО-Югра,
628140, в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать утилизацию отходов,
подлежащих вывозу с захламленного земельного участка, расположенного в
границах муниципального образования сельское поселение Хулимсунт, на
участке местности, в 10 метрах по направлению на север от здания,
расположенного по адресу: микрорайон 3, <адрес>А <адрес> (здание Физкультурно-оздоровительного комплекса), площадью 150 кв.м.

 В судебном заседании заместитель ФИО1 <адрес> ФИО7 поддержал заявленные исковые требования.

 В судебное заседание представитель ответчика ФИО3 сельского поселения Хулимсунт не явился, был извещен о месте и времени судебного разбирательства, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Глава ФИО3 с.<адрес> ФИО8 представила отзыв на ФИО1, в котором указала, что не возражает по существу предъявленных истцом требований. Со стороны ФИО3 поселения сбор отходов уже осуществлен, а ФИО2 <адрес> направлена заявка на выделение земельного участка для временного хранения указанных отходов, отходы будут вывезены с момента выделения земельного участка. Обязуется в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить предъявленную обязанность. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФИО3 сельского поселения Хулимсунт.

 В судебное заседание представитель ФИО2 <адрес> ФИО9, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, не явился, был извещен о месте и времени судебного разбирательства, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на ФИО1, в котором указал, что с исковыми требованиями в части обязания ФИО2 <адрес> организовать утилизацию отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ не согласен по следующим основаниям: в представленных материалах отсутствует документальное подтверждение о принадлежности земельного участка (данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии), таким образом, доводы изложенные в исковом заявлении о принадлежности земельного участка документально не подтверждены; в исковом заявлении ФИО1 просит ФИО2 <адрес> организовать утилизацию отходов согласно п.п.14 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, между тем данная норма закона не устанавливает сроки по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Данное исковое требование влечет за собой дополнительные финансовые затраты, не предусмотренные бюджетом района. В соответствии со ст.ст.52, 53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.ст.12, 132 Конституции РФ, считает, что решение вопросов, касающихся бюджета муниципального образования, отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов местного самоуправления и вмешательство в их деятельность недопустимо. В свою очередь администрацией района ведется работа по организации утилизации и переработки бытовых отходов в соответствии с программными мероприятиями «Обеспечение экологической безопасности Березовского района на 2014-2020 года» утвержденными постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 года «О государственной программе ХМАО-Югры «Обеспечение экологической безопасности на 2014-2020 годы», но в связи с тем, что сельское поселение Хулимсунт расположено в лесной зоне, данные земли относятся к землям лесного фонда и решение о переносе «зеленой зоны» не относится к компетенции и полномочиям администрации района. Просит отказать прокурору Березовского района в удовлетворении исковых требований в части обязания ФИО2 <адрес> в срок до 01 октября 2014 года организовать утилизацию отходов. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФИО2 <адрес>.

 Выслушав истца, принимая во внимание доводы ответчиков, изучив материалы дела, суд находит ФИО1 подлежащим удовлетворению.

 Из материалов дела следует, что прокуратурой ФИО4 <адрес> проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что в границах муниципального образования сельское поселение Хулимсунт, на участке местности, в 10 метрах по направлению на север от здания, расположенного по адресу: микрорайон 3, <адрес>А <адрес> (здание Физкультурно-оздоровительного комплекса), имеется свалка, площадью 150 кв.м., на которой хранятся обгоревшие фрагменты кровли, сайдинга, металлоконструкции, обгоревшие фрагменты деревянных досок и балок, обгоревшие фрагменты бытовой техники, образовавшаяся в результате чрезвычайной ситуации - пожара в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> 3, <адрес>. Обнаруженная свалка не имеет гидроизоляции, в результате чего возможно загрязнение подземных и поверхностных водных объектов, а также загрязнение и захламление земель. Также имеется угроза повторного возгорания фрагментов деревянных досок и балок, что свидетельствует о не обеспечении ФИО3 с.<адрес> первичных мер пожарной безопасности, не принятии мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Земельный участок, на котором был расположен сгоревший в марте 2014 года жилой дом (с.<адрес> 3 мкр. <адрес>А), площадью 1355 кв.м. с кадастровым номером № был передан администрации сельского поселения Хулимсунт согласно приложению 6 к распоряжению ФИО2 <адрес> от 03 февраля 2009 года № 68-р «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности ФИО4 <адрес>». Данный земельный участок после пожара ФИО3 сельского поселения Хулимсунт во владение, пользование, собственность другим лицам не передавался. Организации, осуществляющей утилизацию отходов производства и потребления на полигоне ТБО на территории сельского поселения Хулимсунт не существует. Полигон ТБО в ведении ФИО3 сельского поселения Хулимсунт не находится.

 В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, аналогичное право граждан закреплено в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

 Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.

 В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 Согласно ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

 Статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

 Статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; организация благоустройства и озеленения территории поселения, аналогичные нормы закреплены в ст.3 Устава сельского поселения Хулимсунт.

 В соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, аналогичная норма закреплена в статье 6 Устава Березовского района.

 Согласно п.1.2. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов).

 Пунктом 4.2. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» установлено, что объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

 Пунктом 3.1. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определено, что обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.

 В соответствии с п.3.2. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации, промышленные, неутилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

 Согласно ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

 Таким образом, органами местного самоуправления допущено несанкционированное размещение бытовых отходов в с.<адрес> на земельном участке в границах муниципального образования сельское поселение Хулимсунт, что свидетельствует об отсутствии надлежащей организации в данном населенном пункте сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов.

 Непринятие мер по ликвидации указанной несанкционированной свалки нарушает права неопределенного круга лиц граждан на благоприятную окружающую среду, защиту их жизни и здоровья, создает угрозу возникновения пожара в месте её нахождения.

 Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика ФИО2 <адрес> о том, чтов представленных материалах отсутствует документальное подтверждение о принадлежности земельного участка (данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии), то есть, доводы изложенные в исковом заявлении о принадлежности земельного участка документально не подтверждены; п.п.14 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ не устанавливает сроки по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Данное исковое требование влечет за собой дополнительные финансовые затраты, не предусмотренные бюджетом района.

 Судом установлено, что несанкционированная свалка расположена в границах муниципального образования сельское поселение Хулимсунт, на участке местности, в 10 метрах по направлению на север от здания, расположенного по адресу: микрорайон 3, <адрес>А <адрес> (здание Физкультурно-оздоровительного комплекса), образовалась в результате чрезвычайной ситуации - пожара в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, микрорайон 3, <адрес>, что подтверждается в частности справкой составленной УУП ГУУП и ПДН ОП № ОМВД России по ФИО4 <адрес> ФИО10, совместно с главой ФИО3 сельского поселения Хулимсунт ФИО8. Земельный участок, на котором был расположен сгоревший в марте 2014 года жилой дом (с.<адрес> 3 мкр. <адрес>А), площадью 1355 кв.м. с кадастровым номером № был передан ФИО3 сельского поселения Хулимсунт согласно приложению 6 к распоряжению ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 68-р «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности ФИО4 <адрес>». Данный земельный участок после пожара ФИО3 сельского поселения Хулимсунт во владение, пользование, собственность другим лицам не передавался, что также подтверждается информацией, представленной главой сельского поселения Хулимсунт ФИО8 Организация сбора и вывоза отходов с несанкционированной свалки, расположенной в границах муниципального образования сельское поселение Хулимсунт, относится к вопросам местного значения поселения. Согласно представленным ФИО3 с.<адрес> сведениям организации, осуществляющей утилизацию отходов производства и потребления на полигоне ТБО на территории сельского поселения Хулимсунт не существует. Полигон ТБО в ведении ФИО3 сельского поселения Хулимсунт не находится. Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, относится к вопросам местного значения муниципального района. Отсутствие в ФЗ-131 от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сроков по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не является препятствием к обязанию ответчика совершить данные действия в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку обнаруженная свалка не имеет гидроизоляции, в результате чего возможно загрязнение подземных и поверхностных водных объектов, а также загрязнение и захламление земель, а также имеется угроза повторного возгорания фрагментов деревянных досок и балок. Непринятие мер по ликвидации указанной несанкционированной свалки нарушает права неопределенного круга лиц граждан на благоприятную окружающую среду, защиту их жизни и здоровья, создает угрозу возникновения пожара в месте её нахождения. Пожар в жилом доме по адресу: <адрес>, микрорайон 3, <адрес> произошел ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об отсутствии надлежащей организации в данном населенном пункте сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов.

 Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

 РЕШИЛ:

       ФИО1 <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 <адрес>, ФИО3 сельского поселения Хулимсунт о присуждении к исполнению обязанности удовлетворить.

 ФИО2 сельского поселения Хулимсунт, юридический адрес: микрорайон 3, <адрес>, с.<адрес>, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор и вывоз отходов с несанкционированной свалки, расположенной в границах муниципального образования сельское поселение Хулимсунт, на участке местности, в 10 метрах по
направлению на север от здания, расположенного по адресу: микрорайон 3, <адрес>А <адрес> (здание Физкультурно-оздоровительного комплекса), площадью 150
кв.м.

 ФИО2 <адрес>, юридический адрес: <адрес>, п.г.т.Березово, <адрес> ХМАО-Югра, в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать утилизацию отходов, подлежащих вывозу с захламленного земельного участка, расположенного в границах муниципального образования сельское поселение Хулимсунт, на участке местности, в 10 метрах по направлению на север от здания,
расположенного по адресу: микрорайон 3, <адрес>А <адрес> (здание Физкультурно-оздоровительного комплекса), площадью 150 кв.м.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес> - Югры через Березовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Решение изготовлено на компьютере.

 Судья ФИО4 районного суда                                                ФИО13