ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-409/2018 от 09.04.2018 Каменского районного суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 апреля 2018 года Каменский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Курилова А.Е.,

с участием представителя ответчика ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> (межрайонное) – ФИО1, действующего на основании доверенности,

при секретаре Семерниковой Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес> (межрайонное) об обязании назначить досрочную страховую пенсию, обязании произвести перерасчет страховой пенсии за три года, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) об обязании назначить досрочную страховую пенсию, обязании произвести перерасчет страховой пенсии за три года, указав в обоснование своих требований, что он, согласно военному билету в 1981 году был призван <адрес> военным комиссариатом <адрес> в Военно-Морской Флот подводником с присвоением звания матрос. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа командира воинской части, в силу п. «а» ч. 2 ст. 49 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О воинской обязанности и военной службе» он был уволен в запас, в связи с организационно - штатными мероприятиями. Общий военный стаж составляет более <данные изъяты> лет. Общий гражданский трудовой стаж в настоящее время составляет <данные изъяты> года, что подтверждается трудовой книжкой. Таким образом, ответчик обязан назначить ему досрочную пенсию. В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды оплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного Федерального закона. В соответствии с п. 3 ч. 4 статьи 30 указанного Федерального закона, в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны. Военная служба является особым видом государственной службы. Для военнослужащих предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения). Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», должность истца входит в список должностей, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. В п.п. «г» п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях, один месяц службы за полтора месяца: на атомных надводных кораблях - со сроков, предусмотренных абзацем вторым подпункта «а» пункта 4 настоящего постановления; на подводных лодках (кроме указанных в подпункте «а» пункта 4 настоящего постановления) в период нахождения их в строю.

На основании изложенного, истец ФИО2 просил суд обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую по старости, в связи с прохождением военной службы подводником за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии за 3 года, взыскать с ответчика судебные расходы на юридические услуги в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал.

В судебное заседание представитель истца ФИО2 – ФИО3, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (согласно телефонограмме), не явился, в своем ходатайстве просил об отложении судебного заседания в связи с необходимостью получения сведений на адвокатский запрос и в связи с убытием истца ФИО2 в командировку. Определением суда в удовлетворении данного ходатайства отказано, так как суду не представлено каких-либо доказательств нахождения истца в командировке и невозможности участвовать в судебном заседании, а доводы о необходимости получения сведений на адвокатский запрос, основанием для отложения судебного заседания не являются. Кроме того, ранее судом судебное заседание было отложено по аналогичным доводам представителя истца.

Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие истца ФИО2, его представителя ФИО3

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда в <адрес> (межрайонное) – ФИО1 возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что истец ФИО2 не обращался в установленном порядке с каким-либо заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решения об отказе истцу в назначении страховой пенсии Управлением Пенсионного Фонда в <адрес> не принималось. Истец не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, которое будет рассмотрено комиссией Пенсионного фонда. Никакие права ФИО2 не нарушены, так как он не лишен возможности обратиться с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела и дав оценку всей совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований ФИО2 следует отказать по следующим основаниям.

Согласно ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий, правила выплаты страховой пенсии, правила ведения пенсионной документации, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, Приказом от 17.11.2014 года № 884н Министерства труда и социальной защиты РФ утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории российской федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно п. 3 указанных Правил, граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).

В соответствии с п. 4 указанных Правил, граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Заявление о назначении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте. Заявление о назначении пенсии может быть представлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа, порядок оформления которого установлен законодательством Российской Федерации, и которое передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации "Личный кабинет застрахованного лица".

В соответствии с п. 20 указанных Правил, при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

Согласно п. 30 указанных Правил, факт и дата приема заявления о назначении пенсии и необходимых для ее назначения документов от заявителя подтверждается уведомлением о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии и документов, необходимых для ее назначения (далее - уведомление о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии), выдаваемым территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявителю.

В случае подачи заявления о назначении пенсии и необходимых для ее назначения документов, по почте уведомление о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии направляется в адрес заявителя по почте.

В случае подачи заявления о назначении пенсии и необходимых для ее назначения документов, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг уведомление о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии направляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявителю через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

При подаче заявления о назначении пенсии и необходимых для ее назначения документов заявителя работодателем, уведомление о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии выдается заявителю через работодателя.

В случае подачи заявления о назначении пенсии в форме электронного документа уведомление о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии направляется в адрес гражданина в форме электронного документа.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, истец ФИО2 с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии не обращался. Решение об отказе истцу ФИО2 в назначении данной пенсии, комиссией территориального отдела Пенсионного фонда не выносилось.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако, суд считает, что доказательств обращения к ответчику в установленном порядке именно с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии, и доказательств вынесения ответчиком решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, истцом ФИО2 суду не представлено.

Истцом не представлено суду уведомление о приеме и регистрации его заявления о назначении пенсии и документов, необходимых для ее назначения, выдаваемое территориальным органом Пенсионного фонда, а также не представлено почтовое уведомление о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии, предусмотренные п. 30 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014 года № 884н.

Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Однако, при установленных обстоятельствах суд считает, что право истца ФИО2 на досрочное пенсионное обеспечение ответчиком не нарушено, решение об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии ответчиком не принималось, и истец не лишен возможности обратиться к ответчику в установленном порядке с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес> (межрайонное) об обязании назначить досрочную страховую пенсию, обязании произвести перерасчет страховой пенсии за три года, взыскании судебных расходов, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Каменский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: