Дело № 2-409/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2018 года г. Вельск
Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Смоленской Ю.А.,
при секретаре Сусловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Вельскому району» о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка и возложении обязанности по ее выплате,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГКУ АО «ОСЗН по Вельскому району» о признании отказа в ежемесячной денежной выплате (далее – ЕДВ) при рождении третьего ребенка незаконным, признании права на получение ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения ребенком возраста трех лет и возложении обязанности по произведению данной выплаты с 01 января до 08 сентября 2018 года, обосновывая требования тем, что с 30 сентября 2015 года истцу была назначена ЕДВ при рождении третьего ребенка или последующих детей в соответствии со ст. 8.1 Закона Архангельской области от 22 июня 2005 года № 55-4-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области», ст. 20 Закона Архангельской области от 05 декабря 2016 года № 496-30-ОЗ «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» в связи с рождением в семье третьего ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 05 декабря 2017 года семья истца утратила статус многодетной семьи в связи с достижением старшей дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возраста 18 лет, в связи с чем, выплата ЕДВ была прекращена. ДД.ММ.ГГГГ в семье истца родился четвертый ребенок ФИО4 Семья истца вновь была поставлена на учет как многодетная. Однако в возобновлении выплаты ЕДВ на ФИО2 истцу было отказано. Истец считает, что право на получение ЕДВ на ребенка ФИО2 нельзя считать реализованным в полном объеме, так как ребенок не достиг возраста 3-х лет, а кратковременное лишение статуса многодетной семьи также не должно влиять на объем права, предусмотренного Законом Архангельской области от 05 декабря 2016 года № 496-30-ОЗ, и выплата на ребенка ФИО2, который считался третьим на момент возникновения права, должна быть возобновлена до момента достижения им трехлетнего возраста.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее предстаивтель ФИО5 в порядке ст.ст. 35, 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) заявленные исковые требования уточнили, а именно: просили суд признать право на получение ЕДВ на третьего ребенка, который считался третьим на момент возникновения права, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста трех лет, и возложить на ответчика обязанность по ее выплате в период с 01 января до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель ответчика ГКУ АО «ОСЗН по Вельскому району» по доверенности ФИО6 уточненные исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном суду.
Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассматривает дело без участия представителя третьего лица.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закона № 256-ФЗ) установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона № 256-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право за счет средств, соответственно, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей.
В соответствии со ст. 8.1 Закона Архангельской области от 22 июня 2005 года № 55-4-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» (далее – Закона № 55-4-ОЗ), утратившего силу с 01 января 2017 года, а также ч. 1 ст. 20 Закона Архангельской области от 05 декабря 2016 года № 496-30-ОЗ «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» (далее – Закона № 496-30-ОЗ), п. 32 Порядка предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, определен Постановлением Правительства Архангельской области от 30 декабря 2016 года № 575-пп «О мерах по реализации областного закона «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» одному из родителей (усыновителей) по их выбору, единственному родителю (усыновителю), родившему (усыновившему) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01 января 2013 года, однократно назначается и выплачивается ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей (далее также в настоящей статье - ежемесячная денежная выплата) при соблюдении на день обращения за назначением указанной выплаты следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у ребенка, на которого выплачивается ежемесячная денежная выплата; проживание на территории Архангельской области в течение не менее трех лет; наличие статуса многодетной семьи; среднедушевой доход семьи не превышает среднедушевой доход населения на территории Архангельской области, утвержденный постановлением Правительства Архангельской области; многодетной семьей ранее не реализовано право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с настоящей статьей; возраст ребенка, на которого выплачивается ежемесячная денежная выплата, не превышает трех лет.
В судебном заседании установлено и это подтверждается материалами дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес><адрес>, является матерью четырех детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес><адрес>, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес><адрес>, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г<адрес>, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г. <адрес>.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 2 Закона № 496-30-ОЗ определено понятие многодетной семьи в соответствии с которым, многодетной семьей является семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей (рожденных, усыновленных), проживающих совместно с родителями (усыновителями), воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, при условии, что один из родителей (усыновителей) имеет гражданство Российской Федерации.
Судом установлено, что истцу ФИО1 30 сентября 2015 года в соответствии с Законом № 55-4-ОЗ было выдано удостоверение многодетной семьи (состав несовершеннолетних детей: ФИО3, ФИО1 и ФИО2).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ЕДВ при рождении третьего ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
Согласно п. 3 ст. 20 Закона № 496-30-ОЗ ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в размере установленной областным законом от 19 сентября 2001 года № 64-8-ОЗ «О прожиточном минимуме в Архангельской области» величины прожиточного минимума для детей в целях установления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей. Право на назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты возникает со дня обращения за ней в государственной учреждение по месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи (п. 4 ст. 20 Закона № 496-30-ОЗ). Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты устанавливаются постановлением Правительства Архангельской области (п. 7 Закона № 496-30-ОЗ).
В соответствии с протоколом и распоряжением № 305 от 06 октября 2015 года ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Вельскому район» ФИО1 была назначена ЕДВ при рождении третьего ребенка или последующих детей с 01 сентября 2015 года по 30 сентября 2016 года в размере 10138 руб. 00 коп. на ребенка ФИО2
Согласно ч. 6 ст. 20 Закона Архангельской области № 496-30-ОЗ ежемесячная денежная выплата назначается сроком на один год, исчисляемый с первого числа месяца обращения граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в государственное учреждение по месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи, но не более чем на период регистрации многодетной семьи.
На основании заявления ФИО1 от 12 сентября 2016 года о продлении ЕДВ, распоряжением № 78е/16 от 13 сентября 2016 года ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Вельскому район» ФИО1 продлена выплата ЕДВ, назначенная при рождении третьего ребенка с 01 октября 2016 года по 30 сентября 2017 года на ребенка ФИО2
На основании заявления ФИО1 от 18 сентября 2017 года о продлении ЕДВ, распоряжением № 398/2017 от 18 сентября 2017 года ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Вельскому район» ФИО1 вновь была продлена выплата ЕДВ, назначенная при рождении третьего ребенка с 01 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года на ребенка ФИО2
Пунктом 5 ст. 20 Закона № 496-30-ОЗ предоставление ежемесячной денежной выплаты прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на получение ежемесячной денежной выплаты в следующих случаях, в том числе: утрата семьей статуса многодетной семьи.
Распоряжением № 705 от 05 декабря 2017 года ГКУ АО «ОСЗН по Вельскому район» ФИО1 выплата ЕДВ прекращена с 01 января 2018 года в связи с утратой статуса многодетной семьи с 05 декабря 2017 года, по достижению дочерью ФИО3 возраста 18 лет.
21 декабря 2017 года ФИО1 вновь обратилась с заявлением в ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Вельскому район» о регистрации многодетной семьи в связи с рождением в семье 07 декабря 2017 года дочери ФИО4, по результатам рассмотрения которого, ФИО1 21 декабря 2017 года было выдано удостоверение многодетной семьи в составе которой учтены следующие дети истца: несовершеннолетние ФИО1, ФИО2 и ФИО4, а также решениями № 1739, № 1740 от 21 декабря 2017 года возобновлены: выплата мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, ежемесячная денежная выплата на топливо для многодетных семей, ежемесячная денежная выплата на проезд учащихся из многодетных семей, ежемесячная денежная выплата на питание учащимся из многодетных семей, ежегодная денежная выплата на одежду учащимся из многодетных семей.
При этом, предусмотренная ч. 1 ст. 20 Закона № 496-30-ОЗ ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей, назначенная в связи с рождением третьего ребенка ФИО2, и прекращенная к выплате в связи с утратой семьей ФИО1 статуса многодетной семьи 05 декабря 2017 года, не возобновлена и не назначена вновь в связи с рождением 07 декабря 2017 года четвертого ребенка в семье.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При разрешении возникшего спора, суд учитывает, что порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, определен Постановлением Правительства Архангельской области от 30 декабря 2016 года № 575-пп «О мерах по реализации областного закона «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» (далее – Порядок).
Данный Порядок устанавливает правила предоставления многодетным семьям, проживающим на территории Архангельской области и зарегистрированным государственными учреждениями социальной защиты населения Архангельской области по месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи следующих мер социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей (пп. 13 п. 1).
При этом, пп. 1 п. 70 Порядка предусмотрено, что государственное учреждение прекращает выплату мер социальной поддержки в следующих случаях, в том числе: достижение одним из детей возраста 18 лет при условии, что детей в возрасте до 18 лет в семье становится менее трех.
Предоставление ранее назначенных мер социальной поддержки прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 70 настоящего Порядка (п. 73).
Таким образом, из анализа указанных норм материального права в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу, что действующим законодательством предусмотрена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей, однократно, при прекращении выплаты она не может быть возобновлена, законом это не предусмотрено.
Между тем, судом установлено, что с заявлением о назначении ЕДВ на иной состав многодетной семьи с учетом несовершеннолетних детей: ФИО1, ФИО2 и ФИО4 истец к ответчику не обращалась.
Таким образом, проанализировав установленные по делу обстоятельства в совокупности с указанными нормами материального права и представленными сторонами доказательствами, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов истца в обоснование заявленных исковых требований, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, ФИО1 в силу ст.ст. 56, 57, 59, 60 ГПК РФ не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающими факты нарушения прав истца и наличия законных оснований у суда для удовлетворения ее требований, в связи с чем, уточненные исковые требования ФИО1 к ГКУ АО «ОСЗН по Вельскому району» о признании права на получение ЕДВ на третьего ребенка, который считался третьим на момент возникновения права, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста трех лет, и возложении обязанности по ее выплате в период с 01 января до 08 сентября 2018 года, не подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом, суд учитывает, что иных требований в рамках настоящего дела истец не заявляла, спор рассмотрен судом исходя из заявленных исковых требований, выбранного истцом способа защиты права и определенных им основания и предмета иска, законных оснований для выхода за рамки данных требований, у суда не имеется.
Учитывая, что истцу в иске отказано полностью, то по общим правилам ст.ст. 88, 98, 103 ГПК РФ, ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, не подлежит взысканию со сторон по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Вельскому району» о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка, который считался третьим на момент возникновения права, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста трех лет, и возложении обязанности по ее выплате в период с 01 января до ДД.ММ.ГГГГ, - отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий подпись Ю.А. Смоленская