Гражданское дело № 2-409/2022 (УИД 50RS0050-01-2022-000350-95)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 10 марта 2022 г.
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Богатковой З.Г.,
при секретаре Шарковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации Городского округа Шатура Московской области о взыскании задолженности по заработной плате в порядке субсидиарной ответственности,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к администрации Городского округа Шатура Московской области о взыскании задолженности по заработной плате в порядке субсидиарной ответственности, в обоснование заявленных требований указывая, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№ состоял в трудовых отношениях с Муниципальным казенным учреждением «Единая дежурно-диспетчерская служба» городского округа Шатура (далее – МКУ «ЕДДС», Учреждение) в должности старшего эксперта. Постановлением администрации городского округа Шатура Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ Муниципальное казенное учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба» городского округа Шатура ликвидировано, ликвидатором назначен ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ он был уведомлен о том, что заключенный с ним трудовой договор будет расторгнут в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Приказом МКУ «ЕДДС» №К от ДД.ММ.ГГГГ действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№ прекращено, трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией организации на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, с ДД.ММ.ГГГГ он уволен.
Решением Шатурского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, с Муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба городского округа Шатура» в его пользу взыскана премия по итогам работы за 2020 г. в размере 30117 руб. 60 коп., неустойка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1663 руб. 49 коп., компенсация морального вреда в размере 2000 руб.
На момент принятия судом указанного решения МКУ «ЕДДС» находилось в процедуре ликвидации, инициированной администрацией городского округа Шатура Московской области как учредителем предприятия на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ№.
В целях исполнения решения суда ДД.ММ.ГГГГ ему был выдан исполнительный лист серии ФС №, который ДД.ММ.ГГГГ он предъявил для принудительного исполнения в финансовое управление администрации Городского округа Шатура Московской области.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительный лист был возвращен на основании абз. 4 п. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, поскольку лицевой счет организации-должника в финансовом управлении администрации Городского округа Шатура не открыт, юридическое лицо прекратило свою деятельность в результате ликвидации.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ деятельность МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба городского округа Шатура» прекращена в связи с ликвидацией юридического лица, в связи с чем судебное решение до настоящего времени не исполнено.
Считает, что при ликвидации Учреждения, контроль за ходом которой должна была осуществлять администрация как инициатор ликвидации и лицо, создавшее ликвидационную комиссию, были допущены нарушения требований законодательства, регулирующего порядок проведения ликвидации, в результате которых он не был включен в состав кредиторов (несмотря на то, что ликвидатору ФИО1 было достоверно известно о наличии у Учреждения задолженности на основании судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ).
По своей организационно-правовой форме Единая дежурно-диспетчерская служба является муниципальным казенным учреждением. Согласно уставу МКУ «ЕДДС» Учреждение является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется за счет средств бюджета городского округа Шатура на основе утвержденной бюджетной сметы. Учредителем Учреждения является городской округ Шатура Московской области. Функции и полномочия Учредителя для указанного Учреждения осуществляет администрация городского округа Шатура Московской области. Имущество Учреждения находится в собственности городского округа Шатура Московской области, финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств местного бюджета и на основании бюджетной сметы. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, осуществляет администрация городского округа Шатура Московской области. Имущество ликвидируемого учреждения после расчетов, произведенных в установленном законом порядке, остается в собственности городского округа Шатура Московской области.
На основании положений статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», учитывая установленный факт наличия задолженности работодателя по выплате заработной платы, принимая во внимание, что администрация Городского округа Шатура является единственным учредителем и собственником имущества МКУ «ЕДДС», что учредитель отвечает за ликвидированную организацию в объеме установленной решением Шатурского городского суда Московской задолженности ликвидированной организации перед своим работником, просит в порядке субсидиарной ответственности взыскать с администрации Городского округа Шатура Московской области премиальную часть заработной платы в размере 30117 руб. 60 коп., неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1663 руб. 49 коп., компенсацию морального вреда в размере 2000 руб., взысканные решением Шатурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного слушания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации Городского округа Шатура Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в представленных суду письменных возражениях на исковое заявление просит в иске отказать, поскольку вступившим в законную силу решением Шатурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению ФИО2 к ликвидатору Муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба городского округа Шатура» ФИО1, администрации Городского округа Шатура Московской области о взыскании премиальной части заработной платы, неустойки, компенсации морального вреда иск удовлетворен в части требований, заявленных к МКУ «ЕДДС», в иске к администрации Городского округа Шатура отказано, правом на обжалование решения истец не воспользовался. Кроме того, считает, что ФИО2 пропущен срок исковой давности, что является основанием для отказа в иске.
Исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 состоял в трудовых отношениях с Муниципальным казенным учреждением «Единая дежурно-диспетчерская служба» городского округа Шатура (далее – МКУ «ЕДДС», Учреждение) в должности старшего эксперта (л.д. 9).
Постановлением администрации городского округа Шатура Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ Муниципальное казенное учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба» городского округа Шатура ликвидировано, ликвидатором назначен ФИО1 (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был уведомлен о том, что заключенный с ним трудовой договор будет расторгнут в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (л.д. 11).
Приказом МКУ «ЕДДС» №к от ДД.ММ.ГГГГ действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного с ФИО2, прекращено, трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией организации на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уволен (л.д. 12).
Решением Шатурского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ФИО2 к ликвидатору Муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба городского округа Шатура» ФИО1, администрации Городского округа Шатура Московской области о взыскании премиальной части заработной платы, неустойки, компенсации морального вреда исковые требования удовлетворены частично, с Муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба городского округа Шатура» в пользу ФИО2 взыскана премия по итогам работы за 2020 г. в размере 30117 руб. 60 коп., неустойка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1663 руб. 49 коп.., компенсация морального вреда в размере 2000 руб., в иске к администрации Городского округа Шатура отказано (л.д. 13-18).
На момент принятия судом указанного решения МКУ «ЕДДС» находилось в процедуре ликвидации, инициированной администрацией городского округа Шатура Московской области как учредителем предприятия на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 10).
Данное решение суда было обжаловано ответчиками – МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба городского округа Шатура», администрацией Городского округа Шатура Московской области. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Шатурского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционные жалобы МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба городского округа Шатура», администрации Городского округа Шатура Московской области – без удовлетворения (л.д. 19-21).
Частью 2 статьи 13 ГПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В целях исполнения решения суда ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был выдан исполнительный лист серии ФС № (л.д. 22-25), который ДД.ММ.ГГГГ он предъявил для принудительного исполнения в финансовое управление администрации Городского округа Шатура Московской области (л.д. 26).
17.11.2021 финансовое управление администрации Городского округа Шатура Московской области возвратило исполнительный лист на основании абз. 4 п. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, поскольку лицевой счет организации-должника в финансовом управлении администрации Городского округа Шатура не открыт, юридическое лицо прекратило свою деятельность в результате ликвидации (уведомление о возвращении исполнительного документа л.д. 27).
Согласно выписки из ЕГРЮЛ деятельность МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба городского округа Шатура» прекращена ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией юридического лица (л.д. 33-36), в связи с чем решение Шатурского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № до настоящего времени не исполнено. Данные обстоятельства судом установлены и никем из сторон не оспаривались.
Иск ФИО2 в рамках настоящего дела заявлен к ответчику как к учредителю ликвидированной некоммерческой бюджетной организации.
В соответствии с частью 12 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Статьями 56, 63 и 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены положения ответственности юридического лица (бюджетного учреждения), в том числе при ликвидации, по своим обязательствам с привлечением учредителя (собственника), в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом (субсидиарная ответственность).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с частью 6 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности средств его имущества.
Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Проанализировав положения статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 6 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзаца 2 пункта 2 статьи 2, статьи 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», суд приходит к выводу, что закон возлагает субсидиарную ответственность учредителя по обязательствам созданного им унитарного предприятия в тех случаях, когда унитарное предприятие основано на праве оперативного управления и является казенным.
Для определения объема ответственности по неисполненным обязательствам, в том числе из трудовых отношений, следует определить вид ликвидированного учреждения.
По своей организационно-правовой форме Единая дежурно-диспетчерская служба является муниципальным казенным учреждением, созданным в целях совершенствования структуры и повышения эффективности механизма по устойчивому и надежному функционированию систем жизнеобеспечения населения, координации действий дежурных и дежурно-диспетчерских служб, оперативного сбора информации и организации экстренного реагирования в случае чрезвычайной ситуации на территории городского округа Шатура.
На основании изучения положений устава МКУ «ЕДДС», утвержденного постановлением администрации городского округа Шатура от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 28-32), судом установлено, что Учреждение является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется за счет средств бюджета городского округа Шатура на основе утвержденной бюджетной сметы. Учредителем Учреждения является городской округ Шатура Московской области. Функции и полномочия Учредителя для указанного Учреждения осуществляет администрация городского округа Шатура Московской области (п. 1.1., 1.5., 1.6. Устава МКУ «ЕДДС»).
Таким образом, учредитель отвечает за ликвидированную организацию в объеме установленной решением Шатурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ задолженности ликвидированной организации перед своим работником.
Пунктом 3.1. Устава МКУ «ЕДДС» предусмотрено, что имущество Учреждения находится в собственности городского округа Шатура Московской области.
В силу п. 3.6. Устава финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета и на основании бюджетной сметы.
В соответствии с п. 3.7. Устава контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, осуществляет администрация городского округа Шатура Московской области.
Имущество ликвидируемого учреждения после расчетов, произведенных в установленном законом порядке, остается в собственности городского округа Шатура Московской области (п. 7.6. Устава).
Соответственно, собственник имущества – администрация Городского округа Шатура Московской области несет субсидиарную ответственность по его обязательствам перед истцом о погашении задолженности по заработной плате, иным суммам, причитающимся работнику, начисленным процентам за нарушение срока выплаты заработной платы и компенсации морального вреда, взысканной решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Кроме того, не выплаченные истцу при увольнении предусмотренные трудовым законодательством денежные средства, подлежащие выплате работнику в день увольнения в соответствии со статьей 140 ТК РФ, представляют собой гарантию работнику, связанную с расторжением трудового договора, фактически являются его убытками, в связи с чем имеются основания для привлечения администрации Городского округа Шатура Московской области к субсидиарной ответственности по обязательствам МКУ «ЕДДС».
Оснований для применения положений статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и прекращения производства по настоящему делу у суда не имеется, поскольку вступившего в законную силу и принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения суда не представлено. Основания иска по настоящему делу отличны от оснований по ранее рассмотренному делу к ликвидатору Муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба городского округа Шатура» ФИО1 (бывшему работодателю ФИО2) и администрации Городского округа Шатура Московской области о взыскании премиальной части заработной платы, неустойки, компенсации морального вреда.
Разрешая заявление ответчика о пропуске ФИО2 срока исковой давности, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливает в три года.
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности для обращения с заявлением о привлечении учредителя к субсидиарной ответственности суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку срок исковой давности для предъявления требований следует исчислять с даты прекращения юридического лица и внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения – ДД.ММ.ГГГГ (когда окончательно утрачена возможность исполнения работодателем обязательства по выплате задолженности по заработной плате), который не истек на дату обращения за судебной защитой -ДД.ММ.ГГГГ (почтовый конверт л.д. 37).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Взыскать с администрации Городского округа Шатура Московской области в пользу ФИО2 в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам Муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба городского округа Шатура» премию по итогам работы за 2020 г. в размере 30117 (тридцать тысяч сто семнадцать) рублей 60 коп., неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1663 (одна тысяча шестьсот шестьдесят три) рубля 49 коп., компенсацию морального вреда в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме.
Судья З.Г. Богаткова
Мотивированное решение изготовлено 15.03.2022
Судья З.Г. Богаткова