ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-409/2022 от 11.07.2022 Тотемского районного суда (Вологодская область)

дело № 2-409/2022

УИД 35RS0022-01-2022-000453-93

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.им.Бабушкина 11 июля 2022 года

Тотемский районный суд Вологодской области в составе

председательствующего судьи Варловой Е.С.,

при секретаре Долговской М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском и Тарногском районах к Муниципальному унитарному предприятию «Бабушкинская теплосеть», Комитету по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района Вологодской области о признании бездействия, выразившегося в неисполнении требований санитарного законодательства, незаконным и возложении обязанности по разработке и согласованию проекта установления границы зон санитарной охраны водоисточников,

у с т а н о в и л:

территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском и Тарногском районах (далее - территориальный отдел Управления Роспотребнадзора, истец) обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Бабушкинская теплосеть» (далее – МУП «Бабушкинская теплосеть», ответчик), Комитету по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района Вологодской области (далее – Комитет, ответчик), в котором с учетом уточнения исковых требований просили признать бездействие ответчиков, выраженное в неисполнении требований санитарного законодательства незаконным; обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и согласовать в установленном порядке проект установления границ зон санитарной охраны (далее - ЗСО) водоисточников – артезианских скважин, расположенных на территории Бабушкинского района

В обоснование требований указав, что одним из видов деятельности МУП «Бабушкинская теплосеть» является эксплуатация водопроводно-распределительных сетей и распределение воды на коммунально-бытовые нужды населения, коммунально-бытовые и производственные нужды организаций, предприятий, учреждений и других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Спорные источники питьевого водоснабжения, расположенные на территории сельского поселения Подболотное Бабушкинского муниципального района закреплены за МУП «Бабушкинская теплосеть» на праве хозяйственного ведения. В ходе проведенной совместной проверки по требованию прокуратуры Бабушкинского района деятельности МУП «Бабушкинская теплосеть» установлено, что не разработан и не согласован проект ЗСО для артезианских скважин (подземных источников) . Проект ЗСО источника водоснабжения должен иметь заключение государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В Управление Роспотребнадзора заявления от ответчиков на получение заключения не поступало, указанное заключение отсутствует.

В судебное заседание представители истца и ответчика Комитета не явились, извещены надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителей.

Комитетом представлен отзыв, согласно которому ведется работа по разработке и согласованию проекта ЗСО указанных скважин. Администрацией Бабушкинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ заключен договор подряда с ИП ФИО2 на подготовку проектной документации проектов ЗСО в отношении 10 скважин, в том числе и скважины в , которая не находится в собственности района. Работы находятся в стадии завершения. После завершения указанных работ требуется экспертиза проекта и его согласование в Управлении Роспотребнадзора. В последующем необходимо утвердить границы ЗСО с нанесением их на генеральные планы поселений с привязкой к местной системе координат МСК-35. В связи с чем срок до ДД.ММ.ГГГГ считают не достаточным. Полагают срок установить до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика МУП «Бабушкинская теплосеть» в суд не явился, извещен надлежаще.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

В соответствии с требованиями ст.ст. 7, 41, 42 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей, каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.ст. 8, 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем питьевого водоснабжения обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам.

Под санитарно-эпидемиологическими требованиями, согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека оказываемых услуг, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии со ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

К полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение такими водными объектами, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, осуществление мер по охране таких водных объектов (ч. 1 ст.27 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее СанПиН 2.1.4.1110-02) определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны.

Согласно п. 1.6 указанных Правил организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

Пунктами 1.11 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что собственником источников водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения Подболотное Бабушкинского муниципального района Вологодской области, - артезианских скважин (подземных источников) , является Бабушкинский муниципальный район Вологодской области.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-р указанные артезианские скважины, в числе иного имущества, закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Бабушкинская теплосеть», переданы по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно положению о Комитете по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района управление и распоряжение муниципальным имуществом, находящимся в собственности Бабушкинского муниципального района, является полномочиями Комитета.

В соответствии с Уставом МУП «Бабушкинская теплосеть» учредителем и собственником имущества предприятия является Бабушкинский муниципальный район, права и обязанности от имени которого осуществляются Комитетом по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района.

Из изложенного следует, что исковые требования обоснованно предъявлены истцом к обоим ответчикам.

Как следует из материалов дела, проект ЗСО артезианских скважин (подземных источников) в установленном законом порядке не разработан и не согласован.

В настоящее время ведутся работы по изготовлению проектной документации – проекта ЗСО для 9 скважин, расположенных в . Срок исполнения обязательств по договору установлен до ДД.ММ.ГГГГ (договор подряда на выполнение проектных работ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный администрацией Бабушкинского муниципального района и ИП ФИО2 и дополнительное соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГ).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что несоблюдение ответчиками требований санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права граждан на получение коммунальной услуги (водоснабжение) надлежащего качества, создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В связи с чем, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом, с учетом проделанной работы по изготовлению проектной документации, суд полагает достаточным срок для устранения указанных нарушений, предложенный истцом, то есть до 01.12.2022.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском и Тарногском районах (ОГРН 1053500015580) удовлетворить.

Признать бездействие МУП «Бабушкинская теплосеть» (ОГРН 1053500507367) и Комитета по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района Вологодской области (ОГРН 1023501490132), выразившееся в неисполнении требований санитарного законодательства, незаконным.

Обязать МУП «Бабушкинская теплосеть» (ОГРН 1053500507367) и Комитет по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района Вологодской области (ОГРН 1023501490132) в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и согласовать в установленном порядке проект установления границ зон санитарной охраны водоисточников – артезианских скважин, расположенных на территории Бабушкинского района

Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда через Тотемский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2022 года.

Судья Е.С. Варлова