ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-409/2022 от 18.04.2022 Тутаевского городского суда (Ярославская область)

Мотивированное решение составлено 18 апреля 2022 года

Дело № 2- 409/2022

УИД 76RS0021-01-2022-000308-41

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 апреля 2022 года г. Тутаев Ярославской области

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Стародыновой Л.В.,

при секретаре Борисовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10 действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о признании незаконным постановления,

установил:

ФИО10 действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО4ФИО2, ФИО3, ФИО5 обратилась в суд с иском к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, с учетом уточнения в судебном заседании просила признать незаконным постановление от 03 февраля 2022 года № 77-п в части снятии ФИО10 и членов ее семьи с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признать ФИО6, ФИО7 и ФИО8 не членами ее семьи, восстановить в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В обоснование требований указано, что истец, и члены её семьи (несовершеннолетние дети) были признаны нуждающимися жилищных в улучшении условий.

Всей семьей они зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Кроме них в квартире зарегистрированы: ФИО6 – мать, ФИО7 – брат, ФИО8 – племянница, ФИО9 - бывший супруг. Постановлением Правительства Ярославской области от 21 февраля 2020 года №147-п утверждена государственная программы Ярославской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области" на 2020 - 2025 годы (далее - Программа).

Частью 5 указанной Программы утверждён механизм реализации задачи по улучшению жилищных условий многодетных семей подпрограммы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области".

Согласно абз. 3 п. 5.1. Программы, участниками данной задачи являются многодетные семьи, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления соответствующего муниципального образования области, включенные в областной сводный список многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и список получателей областной жилищной субсидии многодетным семьям на улучшение жилищных условий (далее - список получателей областной жилищной субсидии).

Истец и члены её семьи много лет состояли в областном сводном списке многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В 2022 году истцу была положена выплата субсидии на улучшение жилищных условий. Однако, решением общественной комиссии по жилищным вопросам, (утверждено постановлением Администрации ТМР от 03.02.2022 №77-п) установлено отсутствие у семьи истца оснований состоять на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (основание п. 2, п.6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

Причиной для принятия такого решения послужили сведения, полученные органом местного самоуправления из Росреестра о том, что ФИО6. и ФИО7. принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>, а в собственности у ФИО8. имеется 1/8 доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. С учётом этих жилых помещений сделан вывод об отсутствии нуждаемости в улучшении жилищных условий у меня и членов моей семьи.

Такой вывод ответчика является необоснованным по следующим основаниям: к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных чаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, они вселены собственником в качестве членов своей семьи, (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ)

Истец с мамой (ФИО6.), братом (ФИО7.) и племянницей (ФИО8.) являются разными семьями, общего хозяйства не ведут, совместно не проживают (занимают отдельные комнаты в квартире), прав на принадлежащее родственникам имущество истец и члены её семьи не имеют. В состав семьи на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий включены только истцы.

Таким образом, без учёта имущества, принадлежащего родственникам истца, нуждаемость в улучшении жилищных условий у истца и членов её семьи сохранилась.

Согласно ч.2 ст. 51 ЖК РФ и абз. 4 части 5 Программы, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В собственности истца имеется квартира, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью 45,7 кв. м., вместе с членами семьи истца и другими родственниками (всего 10 человек), истец проживает по адресу: <адрес>, общей площадью -5.9 кв. м.. Следовательно, расчёт нуждаемости в улучшении жилищных условий, согласно ст. 51 ЖК РФ, следующий: (63,9+ 45,7)/10= 10,96 кв.м.

Согласно постановлению Администрации городского поселения Тутаев от 26.06.2012 №261, учётная норма в городском поселении Тутаев составляет менее 11 кв. м. на каждого члена семьи.

Просит: признать незаконным Постановление Администрации Тутаевского муниципального района от 03.02.2022 №77-п в части снятия ФИО10 и членов её семьи с учёта граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Признать ФИО6, ФИО7 и ФИО8 не членами ее семьи, восстановить в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В судебное заседание истец ФИО10 исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, пояснила, что истец, и члены её семьи (несовершеннолетние дети) были признаны нуждающимися жилищных в улучшении условий, около 10 лет они стояли на очереди в администрации на получение субсидии. Все члены ее семьи имеют регистрацию по адресу: <адрес>, но в настоящее время там не проживают. Данную квартиру получили родители истца, после смерти отца, мать истца, брат и истец были включены в приватизацию указанной квартиры, где имеют по 1/3 доли. Мать и брат в квартире живут постоянно. Истец с семьей с квартиры переехали после рождения младшей дочери в 2015 году, поскольку жить в одной комнате с 5-ю детьми невозможно. Во время проживания в квартире по адресу: <адрес> мамой, братом вели раздельное хозяйство, у каждой семьи был свой бюджет, племянница-ФИО8 в квартире не проживала, иногда приходила в гости. После рождения пятого ребенка, переехали на съёмную квартиру. В августе 2021 года хозяева квартиры попросили семью истца освободить жилое помещение. Пошла в администрацию узнавать, когда им выдадут субсидию, поскольку они были 5 в очереди, пояснили, что с льготной очереди они сняты, переведены в общую очередь, где стоят за номером 276. Узнав данное обстоятельство, стали решать вопрос с покупкой жилья, поскольку дети должны были где-то жить и ходить в школу. Работает в <адрес>, решили купить квартиру в <адрес>, под огромные проценты получили кредит, купили в убитом состоянии двухкомнатную квартиру на <адрес>, где стали проживать без мебели, спали на «пенке». В январе 2022 года позвонили из Администрации и сказали, что для их семьи поступили деньги по субсидии, поскольку ни были в очереди на получение субсидии вторые. Стали заниматься оформлением, но ввиду в изложенных в иске обстоятельствах были сняты с учета нуждающихся.

Допрошенный в судебном заседании ФИО3 пояснил, что он совместно со своей семьей, родителями, братьями и сестрами не проживают по адресу: <адрес>, а живет в <адрес>, где и учится в школе . В указанном адресе живет их бабушка и мамин брат. Раньше, когда они жили в данной квартире, то с бабушкой и дядей совместного хозяйства не вели, питались друг от друга отдельно.

Представитель Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО11 представила письменный отзыв, который поддержала в полном объеме, пояснила, что в настоящее время ФИО10 с семьёй зарегистрирована по адресу: <адрес>, общая площадь жилого помещения составляет 63,9 кв.м, всего на данной площади зарегистрировано 10 человек, в том числе ФИО6-мать ФИО10, ФИО7 - брат ФИО10, ФИО8 - племянница ФИО10 Указанное жилое помещение находится в собственности ФИО10, ФИО6. иФИО7. по 1/3 доле. Согласно сведений, полученных из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в собственности ФИО10 с 14.09.2021 имеется жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 45,7 кв.м. В собственности ФИО6. и ФИО7. имеется по 1/2доле жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 31,9 кв.м. В собственности ФИО8. имеется 1/8 доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 47,5 кв.м. Согласно расчета нуждаемости, на каждого члена семьи приходится по 14,74 кв.м (63,9 кв.м + 45,7 кв.м + 31,9 кв.м + (1/8 * 47,5 кв.м) / 10 человек = 14,74 кв.м). Учетная норма в городском поселении Тутаев составляет менее 11 кв. метров на каждого члена семьи. В связи с чем, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи У-вых, с учетом собственности матери, брата и племянницы ФИО10 составляет более учетной нормы, установленной для признания граждан нуждающимися в жилье и оснований состоять на учете нуждающихся в жилье не имеется. Однозначно сделать вывод о том, что мать, брат и племянница ФИО10 не являются членами данной многодетной семьи не представляется возможным. В случае признания, что мать, брат и племянница ФИО10 не являются членами одной семьи, то у истца вновь возникнет право на получение субсидии многодетным семьям на улучшение жилищных условий.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Ярославской области от 21 февраля 2020 года №147-п утверждена государственная программы Ярославской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области" на 2020 - 2025 годы (далее - Программа).

Частью 5 указанной Программы утверждён механизм реализации задачи по улучшению жилищных условий многодетных семей подпрограммы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области".

Согласно абз. 3 п. 5.1. Программы, участниками данной задачи являются многодетные семьи, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления соответствующего муниципального образования области, включенные в областной сводный список многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и список получателей областной жилищной субсидии многодетным семьям на улучшение жилищных условий (далее - список получателей областной жилищной субсидии).

Согласно п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. (п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ).

На основании Постановления Администрации городского поселения Тутаев от 26.07.2010 №149-ж, Постановления Администрации городского поселения Тутаев от 14.02.2013 №5-ж, Постановления Тутаевского муниципального района от 23.09.2015 №740-п, семья истца принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на общих основаниях под № 664, а также включена в список многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 03 февраля 2022 года, утвержденным Постановлением Администрации Тутаевского муниципального района №77-п от 03 февраля 2022 года, ФИО10 и члены ее семьи сняты с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пунктов 2,6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

Из сообщения ответчика в адрес ФИО10 следует, что основанием для снятия семьи ФИО10 с учета послужило то, что на каждого члена семьи приходится по 14,74 кв.м. жилой площади при учетной норме в городском поселении Тутаев менее 11 кв.м. на каждого члена семьи. При расчете площади жилых помещений, приходящихся на каждого члена семьи, были учтены находящиеся в собственности ФИО6. и ФИО7. по 1/2доле жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 31,9 кв.м. В собственности ФИО8. имеется 1/8 доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 47,5 кв.м.

Не соглашаясь с принятым администрацией решением, ФИО10 указывает на то, что ответчиком необоснованно в расчет включена площадь принадлежащих матери, брату и племяннице жилых помещений, поскольку ФИО6., ФИО7. и ФИО8. членами ее семьи не являются, проживают отдельно, совместного хозяйства с ее семьей не ведут, ее семья состоит из семи человек (она, пятеро детей).

Указанные доводы истца ответчиком в ходе судебного разбирательства не опровергнуты, в связи с чем, суд считает установленным, что ФИО6ФИО7 и ФИО8 членами семьи ФИО10 не являются, и приходит к выводу о необоснованности решения администрации по включению в расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения семьи ФИО10 площади принадлежащих ФИО6., ФИО7 и ФИО8 жилых помещений. Доказательств, опровергающих указанный вывод суда, ответчиком не представлено.

Учитывая изложенное, площадь жилого помещения, находящегося в пользовании каждого из членов семьи ФИО10, исходя из общей площади жилых помещений, а именно 109,6 кв.м., составляет менее учетной нормы: 109,6 кв.м. ? 10 человек = 10,96 кв.м., в связи с чем, семья ФИО10 не утратила оснований, дающих ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, не могла быть снята с граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что семья ФИО10 на январь 2022 года числилась в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, за номером 2.

Таким образом, решение Администрации Тутаевского муниципального района ЯО о снятии семьи ФИО10 с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, суд признает незаконными и возлагает на ответчика обязанность восстановить семью ФИО10 в составе шести человек: ФИО10, ФИО3., ФИО1., ФИО4., ФИО2., ФИО5., в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, за соответствующим номером в соответствии с датой признания нуждающихся.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным постановление Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области № 77-п от 03.02.2022 года о снятии семьи ФИО10 с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Восстановить ФИО10 и членов ее семьи ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5ДД.ММ.ГГГГ г.р., в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, за соответствующим номером в соответствии с датой признания нуждающихся.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.В.Стародынова