ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-409/2022УИД640019-01-2022-000585-04 от 30.08.2022 Красноармейского городского суда (Саратовская область)

Дело № 2-409/2022 УИД 64RS0019-01-2022-000585-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красноармейский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Брандт И.С.,

при секретаре Астанковой Н.Ю.,

с участием представителя истца – помощника Красноармейского межрайонного прокурора Невесенко О.А.,

представителя ответчика РАНХиГС и третьего лица Красноармейского автомобилестроительного колледжа - филиала РАНХиГС Колотухиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Саратовской области в интересах Российской Федерации в лице Федеральной службы по труду и занятости к Линько В.В., Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС) о признании ничтожным свидетельства о присвоении квалификации, взыскании денежных средств,

установил:

Заместитель прокурора Саратовской области в интересах Российской Федерации в лице Федеральной службы по труду и занятости обратился в суд с иском к Линько В.В., Красноармейскому автомобилестроительному колледжу – филиалу федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации», Академия) о признании ничтожным свидетельства о присвоении квалификации, взыскании денежных средств.

В обоснование заявления ссылается на то, что в рамках проведенной проверки прокурором установлен факт фиктивного обучения Линько В.В. по профессии оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин (далее оператор ЭВМ) в рамках реализации проекта «Демография» в Красноармейском автомобилестроительном колледже. Так, согласно справкам об успеваемости гражданина и информации ответчика, Линько В.В., направленный центром занятости населения на профессиональное обучение по рабочей профессии оператор ЭВМ, проходил профессиональное обучение в Красноармейском автомобилестроительном колледже - филиале ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации» в период с 06 по 16 сентября 2021 года. Однако, опрошенный Линько В.В. пояснил, что обучение не проходил, итоговую аттестацию не сдавал, удостоверение о прохождении образовательной программы по данной теме не получал. При этом между Линько В.В. и ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте РФ» был заключен договор на обучение от 25 августа 2021 года по профессиональному обучению, носящий признаки мнимой сделки, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, в части обучения Линько В.В. Действия Красноармейского автомобилестроительного колледжа по документированию Линько В.В. свидетельством о прохождении профессионального обучения в отсутствие фактического предоставления образовательной услуги по заключенному между ними договору на обучение противоречат основам правопорядка, являются ничтожными. Исходя из общей суммы выделенных Красноармейскому автомобилестроительному колледжу в рамках реализации проекта денежных средств и количества обучающихся, стоимость обучения одного слушателя составила 19 687 руб. 77 коп.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования (т.2 л.д.85-87), прокурор просит признать ничтожным свидетельство от 16 сентября 2021 года о присвоении квалификации «оператор ЭВМ» Линько В.В., взыскать с ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации» денежные средства в сумме 19 687 руб. 77 коп. в пользу Федерального казначейства на расчетный счет: ИНН , КПП , Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Федеральная служба по труду и занятости л/счет 03951001500) банк получателя: операционный Департамент Банка России// Межрегиональное операционное УФК г.Москва БИК , ОКТМО .

Определением суда от 03 августа 2022 года произведена замена ненадлежащего ответчика Красноармейского автомобилестроительного колледжа – филиала ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации» надлежащим - ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации» (т.2 л.д.49-50).

В судебном заседании представитель истца по доверенности помощник Красноармейского межрайонного прокурора Саратовской области Невесенко О.А. исковые требования поддержала.

Представитель истца Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежаще.

Ответчик Линько В.В. в судебное заседание не явился, отношения к рассматриваемому иску не выразил.

Представитель ответчика ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации» и третьего лица Красноармейского автомобилестроительного колледжа – филиала ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации» по доверенности – Колотухина О.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения аналогичные, изложенным в письменных возражениях (том 1 л.д.82-87), просила отказать в удовлетворении исковых требований. Ссылалась на то, что ответчик не имел намерений не оказывать образовательную услугу. Как Академией, так и колледжем, были приняты необходимые действия для реализации федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография». Для реализации программы профессионального обучения исходя из установленной для филиала Академии квоты обучающихся в количестве 35 человек, была разработана рабочая программа обучения, учебно-методические комплекты, составлено расписание занятий, утверждена смета расходов, приобретено необходимое оборудование, специальная программа для работы по проекту, подготовлены и оборудованы 3 аудитории. Так как для прохождения обучения были направлены лица старшего возраста, а также проживающие в сельской местности, с учетом ограничений в условиях распространения коронавирусной инфекции, с целью достижения результатов программы, все учебные планы были разработаны в электронном виде и находились в свободном доступе, а также были направлены на электронную почту каждому слушателю. Стоимость обучения одного слушателя составила 19 687 руб. 77 коп.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – Министерства труда и социальной защиты Саратовской области в судебное заседание не явился, в своих письменных возражениях на иск просил удовлетворить исковые требования прокурора в полном объеме, рассмотреть дело без участия представителя третьего лица (том 1 л.д.65-67).

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Положениями ч.1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №298 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения».

Из раздела 3 указанной программы следует, что в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» реализуются: мероприятие по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, включая безработных граждан, а также граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста (далее - мероприятие по обучению); мероприятие по повышению эффективности службы занятости населения; мероприятие по содействию работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов; мероприятие по развитию системы профессиональных квалификаций, механизма независимой оценки квалификации, а также по осуществлению функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 года № 369 утверждены Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» (далее Правила), которыми определены цели, порядок и условия предоставления из федерального бюджета гранта в форме субсидии, в том числе ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации», на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».

В соответствии с п.3 Правил грант предоставляется получателям грантов в целях финансового обеспечения расходов на реализацию мероприятий. Этим пунктом Правил также определены результаты предоставления гранта.

Согласно п.10 Правил грант предоставляется на основании соглашения, заключенного между Федеральной службой по труду и занятости и получателем гранта (далее - соглашение).

Контроль (мониторинг) за соблюдением получателем гранта целей, условий и порядка предоставления гранта, в соответствии с п.18 Правил, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и органом государственного финансового контроля посредством проведения проверок.

Мониторинг достижения результатов предоставления гранта осуществляется исходя из достижения значений результатов предоставления гранта, определенных соглашением, и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления гранта (контрольная точка), в порядке и по формам, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации.

Пунктом 19 Правил определено, что оценка результатов использования гранта осуществляется Федеральной службой по труду и занятости на основании сведений, представляемых в том числе по каналам межведомственного взаимодействия из информационных систем Пенсионного фонда Российской Федерации в части осуществления трудовых отношений и Федеральной налоговой службы в части применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, в течение 25 рабочих дней по окончании соответствующего финансового года на основании своевременного достижения значений результатов предоставления гранта, установленных пунктом 3 настоящих Правил и соглашением.

В случае установления по итогам проверок факта нарушения целей, условий и порядка предоставления гранта, предусмотренных настоящими Правилами и соглашением, а также в случае недостижения значений результатов предоставления гранта, установленных пунктом 3 настоящих Правил, соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета (п.20 Правил).

В рамках реализации национального проекта «Демография» между Федеральной службой по труду и занятости, которой как получателю средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление гранта в форме субсидий в соответствии с п. 4 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации» 12 апреля 2021 года заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета в 2021-2023 годах гранта в форме субсидий на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» (т.1 л.д.210-231).

Предметом соглашения является предоставление получателю из федерального бюджета в 2021 – 2023 годах гранта в форме субсидии на: реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, включая безработных граждан, а также граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста (п.1.1., п.1.1.1.).

В соответствии с п.1.2. указанного соглашения грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению к соглашению, которое является неотъемлемой частью соглашения (т.2 л.д.94).

Приказом ректора ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации» от 23 апреля 2021 года в целях обеспечения реализации мероприятий, реализуемых в соответствии с указанным соглашением от 12 апреля 2021 года, утвержден перечень структурных подразделений (институтов, факультетов) и обособленных структурных подразделений (филиалов) РАНХиГС, задействованных в организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» в 2021 году, среди которых значится Красноармейский автомобилестроительный колледж – филиал РАНХиГС (т.1 л.д.51-60).

В целях совершенствования порядка и особенностей реализации соглашения от 12 апреля 2021 года приказом ректора ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации» от 05 августа 2021 года утверждена новая редакция порядка и особенностей реализации соглашения от 12 апреля 2021 года о представлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий (т.2 л.д.1-18).

Пунктом 1.2 указанного Порядка установлена предельная стоимость человеко-часа для программ обучения отдельных категорий граждан в размере 314,61 руб. за час обучения.

Финансирование подразделений/филиалов осуществляется ежемесячно в соответствии с план-графиком перечисления денежных средств на основании распоряжения (п.1.6).

16 августа 2021 года между Красноармейским автомобилестроительным колледжем- филиалом РАНХиГС (по доверенности от Академии) и Министерством труда и социальной защиты Саратовской области заключено соглашение о сотрудничестве, направленном на развитие в Саратовской области совместных образовательных проектов в целях функционирования Академии как базовой площадки по профессиональному обучению и дополнительному образованию граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, включая безработных граждан, а также граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста (т.1 л.д.88-91, 232).

На основании распоряжений ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации» от 19 июля 2021 года , от 23 сентября 2021 года , от 29 ноября 2021 года платежными поручениями от 22 июля 2021 года, от 28 сентября 2021 года и от 01 декабря 2021 года на лицевой счет Красноармейского автомобилестроительного колледжа Академией на финансовое обеспечение реализации федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» по соглашению от 12 апреля 2021 года перечислено 700 363 руб. 04 коп. (т.2 л.д.103-107, 109).

В связи с изменением размера квоты платежным поручением от 26 ноября 2021 года часть ранее доведенного объема финансирования по соглашению от 12 апреля 2021 года в сумме 11 290 руб. 86 коп. возвращена колледжем на счет Академии (т.2 л.д.102, 108).

В соответствии с отчетом о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант, составленным Красноармейским автомобилестроительным колледжем – филиалом РАНХиГС по состоянию на 01 января 2022 года, поступили средства гранта в сумме 700 363 руб. 04 коп., израсходовано – 689 072 руб. 18 коп., остаток средств составил 11 290 руб. 86 коп. (т.1 л.д.197).

Согласно представленному истцом расчету, который не оспорен ответчиком, и с которым соглашается суд, стоимость обучения одного слушателя составила 19 687 руб. 77 коп., из расчета 689 072, 18 руб. (сумма гранта, полученная колледжем) : 35 (количество слушателей).

25 августа 2021 года между ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации», в лице директора Красноармейского автомобилестроительного колледжа – филиала «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации» Назарова М.В., действующего на основании доверенности (Академия), и Линько В.В. (Слушатель) заключен договор на обучение по профессиональному обучению в рамках реализация мероприятий по оказанию услуг по профессиональному обучению отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» (т.1 л.д.111-116).

Согласно п.3.1 договора обучение слушателя осуществляется за счет средств гранта в форме субсидии из федерального бюджета по соглашению от 12 апреля 2021 года, заключенному между ФГБО ВО «РАНХиГС при Президенте РФ» и Федеральной службой по труду и занятости.

В соответствии с п.1.2 договора Академия обязуется предоставить Слушателю образовательную услугу по профессиональному обучению по рабочей профессии оператор ЭВМ в соответствии с учебным планом программы.

Обучение осуществляется в очной форме (п.1.4), срок освоения программы составляет 72 академических часа. Период обучения с 06 по 16 сентября 2021 года (п.1.5).

В соответствии с п.2.3 договора Академия приняла на себя обязательство организовать и обеспечить надлежащее предоставление образовательной услуги, предусмотренной разделом 1 Договора, обеспечить слушателю предусмотренные программой условия её освоения.

Договором предусмотрено, что после освоения обучения слушателем программы и успешного прохождения итоговой аттестации ему выдается документ о квалификации: Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

При этом в соответствии с п.1.7 договора слушателю, не прошедшему итоговую аттестацию или получившему на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателю, освоившему часть образовательной программы и (или) отчисленному из Академии, выдается справка об обучении или периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому Академией.

Приказом директора Красноармейского автомобилестроительного колледжа от 16 сентября 2021 года Линько В.В. отчислен из Красноармейского автомобилестроительного колледжа – филиала РАНХиГС в связи с завершением обучения по программе профессионального обучения «Оператор ЭВМ», с выдачей свидетельства о профессии (т.1 л.д.24-25).

16 сентября 2021 года на имя Линько В.В. на основании решения аттестационной комиссии от 16 сентября 2021 года ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации» выдано свидетельство о присвоении квалификации «Оператор ЭВМ» (т.1 л.д.81).

Согласно Книге регистрации выданных свидетельств о рабочей профессии, должности в Красноармейском автомобилестроительном колледже (т.2 л.д.98-100) данное свидетельство получено Линько В.В.

Из письменных объяснения Линько В.В., отобранных 05 апреля 2022 года участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Красноармейскому району Саратовской области, следует, что он состоял на учете в качестве безработного в центре занятости населения г.Красноармейска, был направлен в Красноармейский автомобилестроительный колледж для получения дополнительной профессии. Он предоставил в колледж необходимые документы, однако обучение и аттестацию не проходил, свидетельство о присвоении квалификации не получал (т.1 л.д.10).

Поскольку самим слушателем отрицается факт прохождения обучения, суд критически относится к представленному ответчиком табелю учета посещаемости Линько В.В., составленному за сентябрь 2021 года, согласно которому он прошел обучение продолжительностью 72 часа (т.1 л.д.26).

В соответствии с ч.11 ст.13 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №273-ФЗ) порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.60 указанного Федерального закона в Российской Федерации выдаются:

1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;

2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (ч.3 ст.60 указанного Федерального закона).

В силу п.2 ч. 10 ст. 60 Федерального закона №273-ФЗ документ о квалификации подтверждает получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение (при наличии) квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п.11 ст.60).

Пунктом 12 ст.60 Федерального закона №273-ФЗ установлено, что лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ст.59 Федерального закона №273-ФЗ документы об образовании и (или) о квалификации выдаются лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию.

В свою очередь, итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

В силу ст. 169 ГК РФ ничтожной является сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности. В отношении ее применимы общие последствия признания сделки недействительной (реституция). Однако в случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом. Квалифицирующим признаком антисоциальной сделки является ее цель, т.е. достижение такого результата, который со всей очевидностью противоречит основам правопорядка и нравственности.

Статья 169 ГК РФ направлена на поддержание основ правопорядка и нравственности и недопущение совершения соответствующих антисоциальных сделок (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 октября 2014 года -О, от 24 ноября 2016 года -О и др.) и позволяет судам в рамках их полномочий на основе фактических обстоятельств дела определять цель совершения сделки (Определение от 25 октября 2018 года -О).

Пунктом 1 статьи 10 ГК РФ установлен запрет осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно разъяснениям, данным в пунктах 7 и 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если совершение сделки нарушает запрет, установленный пунктом 1 статьи 10 ГК РФ, в зависимости от обстоятельств дела такая сделка может быть признана судом недействительной (пункты 1 или 2 статьи 168 ГК РФ). К сделке, совершенной в обход закона с противоправной целью, подлежат применению нормы гражданского законодательства, в обход которых она была совершена. В частности, такая сделка может быть признана недействительной на основании положений статьи 10 и пунктов 1 или 2 статьи 168 ГК РФ. При наличии в законе специального основания недействительности такая сделка признается недействительной по этому основанию (например, по правилам статьи 170 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 170 ГК РФ мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

Норма пункта 1 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению только в том случае, если все стороны, участвующие в сделке, не имеют намерений ее исполнять или требовать ее исполнения.

Поскольку судом установлено, что Линько В.В. не освоил программу обучения, не прошел итоговую аттестацию, у суда отсутствуют основания полагать, что он получил квалификацию «Оператор ЭВМ». Доказательств оказания образовательной услуги согласно договору на обучение, ответчиком в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ не представлено.

Использование недействительного свидетельства о квалификации, допуская противоправные действия недобросовестных лиц, незаконным путем получивших свидетельство, затрагивает интересы Российской Федерации и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере образовательной деятельности, занятия определенной трудовой деятельностью и замещения соответствующих должностей, подрывает авторитет учебного заведения.

При отсутствии у Линько В.В. соответствующей квалификации выданное на его имя свидетельство является недействительным.

При этом разработка колледжем рабочей программы профессионального обучения, (т.1 л.д.92-184), направление лекций и заданий к ним слушателю по электронной почте (т.1 л.д.187-196), с учетом установленных по делу обстоятельств не подтверждает факт обучения Линько В.В. и прохождение им итоговой аттестации. Кроме того, договором от 25 августа 2021 года на профессиональное обучение Линько В.В. не предусмотрена дистанционная форма обучения, пунктом 1.4 установлена очная форма обучения. В порядке, установленном п.9.3 договора, эти условия договора дополнительными соглашениями к нему сторонами не изменялись.

Доводы представителя ответчика об отсутствии вины образовательной организации в том, что слушатель допускал пропуски занятий, необоснованны, поскольку в этом случае Академия в соответствии с п.1.7 договора должна была отчислить Слушателя и (или) выдать справку об обучении, а не выдавать документ о квалификации.

Таким образом, не смотря на отсутствие признаков мнимости договора на обучение ФИО1 ввиду того, что Академия на момент заключения данного договора не имела намерений не оказывать ему соответствующую услугу, образовательная услуга в соответствии с договором от 25 августа 2021 года фактически Академией не была оказана, мероприятие по оказанию услуг по профессиональному обучению определенной категории граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2021 года не выполнено в полном объеме.

Соответственно, полученные ответчиком в соответствии с п.4 ст.78.1 БК РФ денежные средства в виде субсидий в сумме 19 687 руб. 77 коп., на основании п.20 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 года , подлежат возврату в федеральный бюджет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать ничтожным свидетельство от 16 сентября 2021 года о присвоении квалификации «оператор ЭВМ» Линько В.В., паспорт серии .

Взыскать с Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», ИНН , денежные средства в сумме 19 687 рублей 77 копеек в доход федерального бюджета на расчетный счет: ИНН , КПП , Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Федеральная служба по труду и занятости л/счет ) банк получателя: операционный Департамент Банка России// Межрегиональное операционное УФК г.Москва БИК , ОКТМО .

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Красноармейский городской суд Саратовской области.

Мотивированный текст решения изготовлен 06 сентября 2022 года.

Председательствующий И.С. Брандт