Дело № 2-40/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Рубцовск 25 января 2013 года
Рубцовский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Четвертных А.В.,
при секретаре Ворона Л.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Рубцовского района в интересах Российской Федерации к Администрации Рубцовского сельсовета Рубцовского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Рубцовского района в интересах Российской Федерации обратился с исковым заявлением, в котором указал, что в отношении ответчика была проведена проверка исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства. В результате проверки установлено, что на учете филиала по Рубцовскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Алтайскому краю состоит ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, осужденный ДД.ММ.ГГГГ Рубцовским городским судом по ч.1 ст.157 УК РФ к 6 месяцам исправительных работ с удержанием 10% заработка в доход государства.
В соответствии со ст.50 УК РФ филиалом по Рубцовскому району в день постановки осужденного на учет (ДД.ММ.ГГГГ) был направлен запрос на имя главы Администрации Рубцовского сельсовета Рубцовского района с просьбой определить предприятие в районе места жительства осужденного для отбывания наказания. ДД.ММ.ГГГГ было получено уведомление от ответчика о том, что сделаны письменные запросы в предприятия и организации, расположенные на территории сельсовета. ДД.ММ.ГГГГ в инспекцию поступили копии ответов из данных организаций об отказе в трудоустройстве в связи с отсутствием рабочих мест. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдавались предписания в Администрацию Рубцовского сельсовета Рубцовского района для трудоустройства и отбывания наказания, однако в трудоустройстве было отказано в связи с отсутствием оплачиваемой работы и вакансий.
В соответствии со ст.50 УК РФ, исправительные работы отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.
Статьей 39 УИК РФ определен порядок исполнения наказания в виде исправительных работ, согласно которому, исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
Аналогичные требования к органам местного самоуправления содержатся в п.64 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста РФ от 20.05.2009 № 142.
В нарушение требований вышеуказанного законодательства муниципальным правовым актом ответчика не определены организации, на которых отбывается данный вид наказания, других мер к исполнению ФИО1 наказания не принято.
Таким образом администрацией допущены грубые нарушения законодательства, регламентирующие отбывание наказания и интересы государства.
Данные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении возложенных на орган местного самоуправления, должностных лиц Администрации Рубцовского сельсовета Рубцовского района обязанностей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством РФ.
Одним из средств исправления воздействия на осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, способствующим предупреждению повторных преступлений, является привлечение их к труду. Лишь с помощью индивидуальной профилактики и выполнения комплекса, предусмотренных законами и иными нормативными документами, мер можно добиться сокращения повторных преступлений. Незначителен рецидив среди трудоустроенных осужденных. Бездействие Администрации Рубцовского сельсовета Рубцовского района подрывает принципы уголовно-правовой политики государства.
Прокурор Рубцовского района просит признать незаконным бездействие Администрации Рубцовского сельсовета Рубцовского района по определению места отбывания наказания в виде исправительных работ осужденному ФИО1 и обязать ответчика определить место (организацию) отбывания исправительных работ ФИО1 по приговору Рубцовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Рубцовского района Безруков А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика глава Рубцовского сельсовета Рубцовского района Рейн А.Р. в судебном заседании с иском не согласился, суду пояснил, что администрация сельсовета является бюджетной организацией, не имеет надлежащего финансирования для принятия на работу осужденных лиц, которым необходимо выплачивать заработную плату. Все предприятия на территории сельсовета являются частными, сообщили ему на запросы об отсутствии вакантных мест для трудоустройства таких граждан. Бездействие ответчика не имеется, всё что необходимо они организовали: отвечали на запросы уголовно-исполнительной инспекции, направляли письма в организации, последний раз в ДД.ММ.ГГГГ, им поступили ответы. Считает, что отсутствует вина администрации сельсовета из-за отсутствия работы.
Представитель третьего лица филиала по Рубцовскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Алтайскому краю в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в надлежащем порядке.
Суд рассмотрел дело при данной явке, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приговором Рубцовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, проживающий в <адрес>, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ и ему назначено наказание в виде 6 месяцев исправительных работ с удержанием из заработной платы осужденного 10% в доход государства, которые отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ, в районе места жительства осужденного.
Осужденный ФИО1 поставлен на учет в филиале по Рубцовскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Алтайскому краю.
ДД.ММ.ГГГГ начальником уголовно-исполнительной инспекции было направлено письмо ответчику о безотлагательном определении предприятия или организации для отбывания наказания ФИО1, проживающим в <адрес>. В соответствии с данным обращением глава сельсовета сделал письменные запросы в организации, расположенные на территории сельсовета, о чем сообщил письмом в инспекцию ДД.ММ.ГГГГ.
Прибывшему в Администрацию Рубцовского сельсовета Рубцовского района ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по направлению УИИ ФИО1 было отказано в трудоустройстве в связи с отсутствием вакансий и оплачиваемой работы.
Также представителем ответчика в материалы дела предоставлены запросы от ДД.ММ.ГГГГ в организации и предпринимателям, расположенным на территории Рубцовского сельсовета Рубцовского района, об определении мест для отбывания наказания лицам, осужденным к исправительным работам, и поступившие ответы на запросы от таких организаций.
При принятии решения суд учитывает, что в соответствии со ст.39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и ст.50 Уголовного кодекса Российской Федерации исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осужденного.
Суд считает необходимым отказать прокурору Рубцовского района в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что определение места отбывания наказания в виде исправительных работ для конкретного осужденного, как о том заявлено в исковом заявлении, не отнесено к полномочиям органа местного самоуправления поселения.
Требование о возложении на ответчика обязанности определить конкретное вакантное рабочее место в названной администрации для ФИО1 прокурором не ставилось. Как отмечено в иске и следует из объяснения прокурора в ходе судебного разбирательства дела, требование заключаются в определении Рубцовским сельсоветом Рубцовского района места (организации) отбывания исправительных работ ФИО1 на территории Рубцовского сельсовета Рубцовского района, а не в его трудоустройстве именно в Администрацию Рубцовского сельсовета Рубцовского района.
Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения поселения. В перечне обозначенных Законом вопросов отсутствует вопрос об определении поселением мест отбывания наказания лицам, осужденным к исправительным работам.
Также в представленном Уставе муниципального образования Рубцовский сельсовет Рубцовского района Алтайского края в статье 3 в вопросах местного значения поселения не регламентирован вопрос об определении мест отбывания наказания в виде исправительных работ.
В соответствии с ч.1 ст.19 указанного Закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Таким образом, полномочие по определению мест отбытия наказания лицам, осужденным к исправительным работам, предоставленное органам местного самоуправления ст.50 УК РФ и ст.39 УИК РФ, является государственным полномочием.
Согласно ч.3 ст.19 указанного Закона отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Тем самым Закон прямо указывает на тот орган местного самоуправления, который должен выполнять переданные отдельные государственные полномочия и во исполнение положений ст.50 УК РФ и ст.39 УИК РФ определять перечень мест отбывания исправительных работ. А с учетом места жительства осужденного ФИО1 таким органом местного самоуправления должна быть Администрация Рубцовского района Алтайского края. Иной порядок по определению объектов и мест для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ действующим законодательством не регламентирован.
При таких обстоятельствах определение места (организации) для отбывания наказания в виде исправительных работ осужденным не является обязанным полномочием Администрации Рубцовского сельсовета Рубцовского района. В связи с этим заявленные исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления прокурора Рубцовского района в интересах Российской Федерации к Администрации Рубцовского сельсовета Рубцовского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через Рубцовский районный суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 января 2013 года
Председательствующий А.В. Четвертных
Верно
Судья Рубцовского районного суда А.В. Четвертных
Решение вступило в законную силу «___» ___________________ 2013 года
Подлинник решения хранится в Рубцовском районном суде, дело № 2-40/2013
Зам.начальника отдела __________________ ФИО6