ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-40/19 от 04.02.2019 Беломорского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2-40/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 февраля 2019 года г. Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Полузеровой С.В.,

при секретаре Романовой Ю.С.,

с участием истца Васильевой А.В., ее представителя Михайлова В.А., действующего на основании доверенности от 10.01.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильевой А.В. к Администрации муниципального образования «Летнереченское сельское поселение» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,

установил:

Васильева А.В. обратилась в суд к АМО «Летнереченское сельское поселение» с указанным выше иском по тем основаниям, что она проживает по адресу: ... с семьей и двумя несовершеннолетними детьми. Дом признан аварийным в декабре 2017 г. Просит обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Истец Васильева А.В. и ее представителя Михайлов В.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, дополнив о том, что истец в марте 2008г. обращалась в жилищную комиссию Летнереченского сельского поселения с заявлением о постановке ее в очередь на улучшение жилищных условий, о чем у нее сохранилось заявление, однако почему она не была поставлена в очередь, ей неизвестно.

Представитель ответчика АМО «Летнереченское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В представленном отзыве на исковое заявление указывают, что согласны с исковыми требованиями в части того, что орган местного самоуправления обязан предоставить жильё нуждающемуся в улучшении жилищных условий гражданину, но при обращении такого гражданина с заявлением. Васильева А.В. не обращалась в администрацию с заявлением, поэтому она не состоит на учёте для получения жилья по договору социального найма. Дом, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежит расселению до 25.12.2027 в рамках реализации Федеральной Программы расселения аварийного жилья. Считают, что истцу необходимо обратиться в администрацию для постановки на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Заслушав истца и ее представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

31.10.2007 между АМО «Летнереченское сельское поселение» и Васильевой А.В. заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ..., общей площадью 52,8 кв.м., совместно с ней в жилое помещение вселяются члены её семьи: дочь В.А.Ю., и сын В.Д.Ю.

В судебном заседании установлено, что истец Васильева А.В. зарегистрирована в жилом помещении ... совместно со своими детьми – В.А.Ю.., и В.Д.Ю. что подтверждается сведениями о регистрации, предоставленными АМО «Летнереченское сельское поселение» от 13.12.2018, копией формы 1П и сведениями о регистрации, представленными МП ОМВД России по Беломорскому району от 24.12.2018.

Заключением №9 от 29.12.2017 выявлены основания для признания жилого дома ... аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Постановлением АМО «Летнереченское сельское поселение» №81 от 27.12.2017 жилой дом ... признан аварийным и подлежащим сносу.

Васильева А.В. объектов недвижимого имущества не имеет, что подтверждается сообщением ГУП РК РГЦ «Недвижимость» от 10.01.2019, уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 27.12.2018.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

При таких обстоятельствах обязанность органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения гражданам взамен аварийного не ставится в зависимость от обращения таких граждан с заявлением и принятия их на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Статьей 85 ЖК РФ предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Судом установлено, что истец Васильева А.В. зарегистрирована в .... Совместно с ней зарегистрированы её дети: дочь В.А.Ю,., и сын В.Д.Ю.. Указанный жилой дом в 2017 году признан непригодным для проживания. Из заявления Васильевой А.В. в адрес жилищной комиссии Летнереченского сельского поселения от 06.03.2008, с вх. №9 от 06.03.2008, следует, что Васильева А.В. просит ее поставить в очередь на улучшение жилищных условий (предоставление жилья в капитальном доме).

Положения п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ не предусматривают соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, в связи с чем, то обстоятельство, что истец не обращалась в администрацию с заявлением о постановке её на учет нуждающихся в предоставлении жилья и не состоит на учёте, не может препятствовать истцу в реализации своего права на судебную защиту и не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечить истца пригодным для проживания жильём.

На основании изложенного, в соответствии с вышеперечисленными нормами права учитывая, что истец пользуется правом внеочередного получения жилой площади независимо от принятия её на учёт лиц, нуждающихся в получении жилья, дом, в котором она зарегистрирована, признан непригодным для проживания в 2017 году, суд признает заявленные требования законными и обоснованными.

Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, законодательно возложена на орган местного самоуправления.

Вопросы административно-территориального устройства Республики Карплеия урегулированы Законом Республики Карелия от 29.04.2005 №871-ЗРК «Об административно-территориальном устройстве Республики Карелия» (Далее – Закон).

Статьёй 13 вышеуказанного Закона предусмотрено ведение реестра административно-территориального устройства Республики Карелия – систематизированного перечня административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Карелия. В соответствии с данным реестром, Общероссийским классификатором территорий муниципальных образования, утвержденным приказом Росстандарта от 14.06.2013 №159-ст., п.Летнереченский входит в состав Летнереченского сельского поселения Беломорского муниципального района, является самостоятельным населенным пунктом, в состав населенного пункта г.Беломорск он не входит.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённому Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, понятие "населенный пункт" применительно к ст. 86 и ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятиям "муниципальное образование", "городской округ" или "муниципальный район".

Жилое помещение в связи со сносом дома должно предоставляться гражданам в том населённом пункте, в котором находится ранее занимаемое помещение.

Таким образом, с учётом нахождения занимаемого истцом и членами её семьи жилого помещения в п.Летнереченский Беломорского района ответчик должен быть обязан к предоставлению им жилого помещения в указанном населённом пункте.

В соответствии с вышеперечисленными нормами права истец Васильева А.В. имеет право на предоставление ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям пос.Летнереченский Беломорского района, отвечающим установленным требованиям и расположенным в черте пос.Летнереченский Беломорского района. Так как истец проживает в квартире согласно данных в договоре социального найма жилого помещения общей площадью 52,8 кв.м., суд считает разумным и соразмерным нарушенному праву предоставление ей равнозначной по площади благоустроенной квартиры, поскольку это соответствует требованию ч.1 ст. 89 ЖК РФ о том, что предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

Таким образом, исковые требования Васильевой А.В. о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Васильевой А.В. удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Летнереченское сельское поселние» предоставить вне очереди Васильевой А.В., совместно с В.А.Ю., и В.Д.Ю., (на семью из трёх человек) на условиях социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение - благоустроенную квартиру в черте пос.Летнереченский Беломорского района Республики Карелия, отвечающую установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям пос.Летнереченский Беломорского района Республики Карелия, равнозначную по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 52,8 кв.м.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия.

Судья С.В. Полузерова

Решение в окончательной форме изготовлено 05 февраля 2019г.