ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Турунтаево 29 января 2019 года
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Туравининой Ю.Ю., при секретаре Бородиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бюджетного учреждения Республики Бурятия «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия» к ФИО1 об обязании снести строение, приведении земельного участка в первоначальное состояние и взыскании расходов по уплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
БУ РБ «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия» обратилось в суд с иском к ответчику ФИО1, в котором просит обязать ответчика за свой счет снести строение, расположенное по географическим координатам N № на территории <адрес> в устье <адрес>, в квартале №<данные изъяты> участкового лесничества, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу и привести земельный участок, на котором было размещено данное строение в первоначальное состояние.
Исковые требования мотивированны следующим. Одним из основных видов деятельности БУ РБ «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия» (БУ «Бурприрода») являются осуществление функций администрации (дирекции) особо охраняемых природных территорий регионального значения и проведение мероприятий по охране и обеспечению функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
На территории государственного природного биологического заказника регионального значения <данные изъяты> в устье <адрес>, в квартале №<данные изъяты> участкового лесничества, государственным инспектором БУ «Бурприрода» выявлено одноэтажное деревянное рыбацкое зимовье.
Согласно природоохранному законодательству на территориях государственных природных заказников, отнесенных к землям особо охраняемых природных территорий, постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Целями деятельности заказника являются сохранение и воспроизводство ценных в хозяйственном, научном, культурном отношении объектов животного мира, поддержание экологического равновесия природных компонентов.
Согласно Положению о заказнике «Прибайкальский» на территории заказника запрещаются виды деятельности, противоречащие целям создания заказника и причиняющие вред природным комплексам и их компонентам, в том числе возведение строений и сооружений (в том числе временных), не связанных с деятельностью заказника, охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов.
Разрешительные документы на размещение ответчиком строения не выдавались.
Возведение ответчиком строения не связано с деятельностью заказника, охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов, что является нарушением режима заказника.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, согласно доводов, изложенных в иске. Не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
В судебное заседание ответчик ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще по последнему известному месту жительства.
Учитывая, что ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако в судебное заседание не явился и не сообщил об уважительности причин неявки, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на основании ст. 233 ГПК РФ, с учетом мнения истца, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного судопроизводства, о чем вынесено определение.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий урегулированы Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В соответствии с п.1 ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Согласно п.3 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
В силу ч.1 ст. 9 Закона Республики Бурятия от 29.12.2005 N 1438-III "Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия" использование особо охраняемых природных территорий Республики Бурятия осуществляется в соответствии с утвержденными положениями об этих территориях, исходя из приоритетности охраняемых природных комплексов и объектов на этих территориях, и не должно противоречить целям их создания.
Согласно ч.2 ст. 9 Закона Республики Бурятия от 29.12.2005 N 1438-III "Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия" предоставление природных ресурсов в пользование на особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия юридическим и физическим лицам осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.3 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п.1 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Согласно п. 7 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются в том числе строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч.3 ст. 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Использование лесов осуществляется с предоставлением на основании прав, указанных в статье 9 настоящего Кодекса (право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками), или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации).
Из анализа указанных норм следует, что на территориях особо охраняемых природных территориях запрещается любая деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов или причиняющая вред природным комплексам и их компонентам.
Использование лесов допускается при наличии у пользователя права соответствующего виду использования.
В соответствии с п. 2.1 Устава БУ РБ «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия», данное учреждение создано в целях практической реализации на территории Республики Бурятия полномочий по обеспечению функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Основными видами деятельности учреждения являются: проведение мероприятий по охране и обеспечению функционирования особо охраняемых природных территорий (п.2.2 Устава).
Должностные лица учреждения имеют право проверять у физических и юридических лиц документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на предмет соответствия природоохранному законодательству; составлять и направлять материалы (заявления, сообщения) о выявленном нарушении соответствующим уполномоченным должностным лицам для привлечения нарушителей к ответственности; предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природоохранным комплексам и объектам особо охраняемых природных территорий в результате нарушений установленного природоохранного режима (п.3.2. Устава).
Из изложенного следует, что БУ РБ «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия» имеет право обращаться с указанным иском в суд в интересах охраны обеспечению функционирования особо охраняемых природных территорий.
Нормативным документом, определяющим задачи и особенности режима природного заказника «Прибайкальский» является Положение о государственном природном биологическом заказнике регионального значения «Прибайкальский» Прибайкальского района Республики Бурятия, утвержденное Постановлением Правительства Республики Бурятия №75 от 14.03.2002 г (далее Положение).
Целями деятельности заказника «Прибайкальский», в соответствии с п. 1.5 Положения, являются сохранение и воспроизводство ценных в хозяйственном, научном, культурном отношении объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, поддержание экологического равновесия природных комплексов.
Согласно п. 3.2 Положения на территории заказника «Прибайкальский» запрещаются виды деятельности, противоречащие целям создания заказника и причиняющие вред природным комплексам и их компонентам, в том числе возведение строений и сооружений (в том числе временных), не связанных с деятельностью заказника, охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов.
Согласно п. 3.10 Положения на территории заказника «Прибайкальский» в целях выполнения установленных задач на территории заказника располагаются и используются биотехнические, рекреационные и хозяйственные объекты: инспекторские дома-кордоны, туристические стоянки и тропы, смотровые вышки, подкормочные площадки, солонцы, поля для посева кормовых культур для копытных.
Из акта о выявленном нарушении установленного природоохранного режима особо охраняемой природной территории от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ начато строительство рыбацкого зимовья в заказнике <данные изъяты> в устье <адрес>, без разрешения администрации заказника.
Факт нахождения строения на территории заказника «Прибайкальский» подтверждается также письменными объяснениями ФИО1 в акте от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей, актом об установлении местоположения границ строения от ДД.ММ.ГГГГ, а также протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о назначении административного наказания ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, которое не обжаловалось и вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено требование об осуществлении демонтажа и вывоза самовольно размещенного строения и приведении земельного участка, на котором было размещено строение в первоначальное состояние.
Согласно акту обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ демонтаж и вывоз строения – рыбацкого зимовья, ответчиком не осуществлен.
Доказательств наличия у ответчика разрешительных документов на возведение строения на территории природного заказника не представлено.
Исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране», федеральному государственному пожарному надзору в лесах является Республиканское агентство лесного хозяйства, согласно п.1.1 Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства.
Из ответа Республиканского агентство лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что разрешительные документы на размещение строений ФИО1 не выдавались.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, об отсутствии у ответчика права возводить строения и сооружения на территории природного заказника. Доказательств того, что выявленное строение связанно с деятельностью заказника, охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, исковые требования об обязании ФИО1 за свой счет снести строение являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда - в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая ценность, значение, функции особо охраняемых природных территорий, должник обязан также привести земельный участок, на котором было размещено данное строение в первоначальное состояние.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано
Учитывая, что исковые требования истца удовлетворены в полном объеме, уплаченная истцом государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бюджетного учреждения Республики Бурятия «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия» к ФИО1 об обязании снести строение, приведении земельного участка в первоначальное состояние и взыскании расходов по уплате государственной пошлины удовлетворить.
Обязать ФИО1 за свой счет снести строение, расположенное по географическим координатам N № на территории государственного природного биологического заказника регионального значения <данные изъяты> в устье <адрес> в квартале №<данные изъяты> участкового лесничества, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу и привести земельный участок, на котором было размещено данное строение в первоначальное состояние.
Взыскать с ФИО1 в пользу Бюджетного учреждения Республики Бурятия «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия» уплаченную государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ю.Ю. Туравинина
Решение в окончательной форме изготовлено 02 февраля 2019 года.
Судья Ю.Ю. Туравинина