УИД32RS0007-01-2019-000389-40
Дело №2-40/2020 (2-402/2019)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2020 года пос. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Ерохиной И.В.,
при секретаре Ерохиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к администрации Рогнединского района Брянской области, Отделу культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Рогнединского района Брянской области, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании решения об исключении из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Брянской области» государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области» незаконным, признать право на участие в данной подпрограмме с восстановлением в списках молодых семей – участников подпрограммы и обязании выдать социальную выплату в 2020 году.
у с т а н о в и л:
ФИО4 обратился в суд с данным иском, мотивируя свои требования тем, что в феврале 2015 год он с женой ФИО1 был включен в состав участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Рогнединского района Брянской области (2011-2015г.г.). Постановлением администрации Рогнединского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ. их молодая семья признана нуждающимися в улучшении жилищных условий. В связи с изменением состава их семьи, а именно, с рождением детей ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обновленные пакеты документов своевременно подавались в отдел культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Рогнединского района. Распоряжением администрации Рогнединского района Брянской области от 22.05.2019г. №160-р семья ФИО4, включая их несовершеннолетних детей, была включена в списки участников мероприятия в соответствии с очередностью (с даты постановки на учет) и данные сведения были переданы в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области для получения социальной выплаты в 2020 году. На основании распоряжения администрации Рогнединского района Брянской области от 12.09.2019г. №295-р семья Д-вых исключена из списка участников молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Брянской области» в связи с достижением ФИО4 36-летнего возраста. Принятое решение истец считает незаконным, так как на момент признания его семьи участниками подпрограммы они соответствовали названному возрастному критерию и предъявленным требованиям, поэтому оснований для ее исключения не имелось. Неполучение социальной помощи в период действия подпрограммы в связи с недостаточным финансированием в 2015 году и в последующие годы, по независящим от них причинам, нарушает конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав. Ограничение по возрасту установлено на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение выплаты, поэтому дальнейшее превышение возраста не может являться основанием для исключения из программы. Полагает, что государство в лице Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области не выполняет взятые на себя обязательства и затягивает время для исключения молодых семей по возрасту в целях экономии запланированного бюджета и субсидии. В связи с изложенным, истец просит суд, с учетом уточнения требований, признать незаконным и отменить решение администрации Рогнединского района Брянской области от 12.09.2019г. №295-р в части исключения ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи из 4-х человек, его самого, супруги ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Брянской области» государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области», признать право на участие семьи Д-вых в данной программе, ранее значившихся в списках молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Брянской области» государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области» на первоочередное получение социальной выплаты, обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, администрацию Рогнединского района Брянской области выделить денежные средства на социальную выплату молодой семье ФИО4 с составом семьи из 4-х человек.
В судебном заседании представитель ФИО4 по доверенности ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель администрации Рогнединского района Брянской области ФИО6 исковые требования не признала, пояснив суду, что исключение семьи Д-вых из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Брянской области» государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области» произведено законно в связи с достижением истцом 36-летнего возраста, тем самым, он совместно с членами своей семьи перестал относиться к категории граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств.
Представитель отдела культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Рогнединского района Брянской области ФИО7 исковые требования не признала, указав на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО4, поскольку право семьи истца на участие в данной подпрограмме утратилось по достижении ФИО4 возраста, превышающего 35 лет.
Представитель Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по доверенности ФИО8 в суд не явилась, представила письменный отзыв на исковое заявление, исковые требования не признала, просила оставить исковые требования ФИО4 без удовлетворения, указав в отзыве на то, что Департамент при распределении субсидий на получение социальной выплаты в 2020 году также проверяет возрастной критерий семей, изъявивших желание получить социальную выплату как участников государственной программы молодых семей, где было установлено, что ФИО4 достиг предельного возраста (36 лет), не позволяющего больше быть участником данной программы, в связи с чем семья Д-вых обоснованно была исключена из списка участников программы -претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году..
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 и ФИО1 обратились в администрацию Рогнединского района Брянской области с заявлением о включении в состав участников досрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Рогнединского района» (2011-2015 годы) их молодую семью.
Решением комиссии при администрации Рогнединского района (протокол №29 от 09.02.2015г) семья Д-вых признана участницей долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Рогнединского района» (2011-2015 годы) на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
Постановлением администрации Рогнединского района Брянской области №373 от 12.12.2015г. их молодая семья признана нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В 2016 году семья Д-вых в связи с рождением ребенка прошла перерегистрацию в списках молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», своевременно предъявив обновленные пакеты документов в отдел культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Рогнединского района.
Распоряжением администрации Рогнединского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ. №-р семья ФИО4, включая их несовершеннолетних детей, была включена в списки участников мероприятия в соответствии с очередностью (с даты постановки на учет 09.02.2015г.) и данные сведения были переданы в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области для получения социальной выплаты в 2020 году.
11 сентября 2019 года в адрес администрации Рогнединского района Брянской области из Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области поступило уведомление № от 11.09.2019г. том, что при формировании списков молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (2020г) выявлено, что семья Д-вых (4 чел) подлежит исключению из вышеуказанного списка в связи с достижением супругом 36-летнего возраста.
На основании распоряжения администрации Рогнединского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ. №-р семья Д-вых исключена из списка участников молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Брянской области» в связи с достижением ФИО4 36-летнего возраста.
Не согласившись с указанным решением, ФИО4 обратился в суд с заявленным иском.
Согласно ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одной из форм реализации указанной политики является комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения.
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 08.07.2014 №21-П, одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 сентября 2001 года № 675 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Постановлением от 17.12.2010 №1050 Правительство Российской Федерации утвердило новую федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы и соответствующие Правила, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 №1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Программа).
С 1 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрируются в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 №1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации», и их реализация будет осуществляться с учетом настоящих особенностей.
В рамках программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила).
Закрепив в указанных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты «в», «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты (подпункт «а» пункта 6 Правил). Такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 15 января 2015 года N 3-О).
В соответствии с п.6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).
Согласно вышеуказанным Правилам орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники основного мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (пункты 24 и 25 Правил).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия (пункт 26 Правил).
После доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей – участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 27 Правил).
Постановлением Правительства Брянской области от 29.12.2018 №735-п утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области».
Приказом Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 21.05.2019г. №242 «Об утверждении порядка формирования органами местного самоуправления Брянской области списка молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и формы этого списка» утвержден Порядок формирования органами местного самоуправления Брянской области списка молодых семей-участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Согласно п.3.1 Порядка, органы местного самоуправления принимают решение об отказе во включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список молодых семей –участников Подпрограммы на планируемый год в случае, если на момент формирования списка будет установлено, в том числе, что возраст одного из супругов, либо одного родителя в неполной семье на день формирования органом местного самоуправления списка превышает 35 лет.
В соответствии с п.4.1 Порядка, в случае получения уведомления Департамента о том, что при формировании списков участников молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году выявлено, что возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, органы местного самоуправления в течение 3-х дней принимают решение об исключении семьи из Списка молодых семей –участников Подпрограммы и в течение 5 дней после получения уведомления направляют в адрес Департамента ходатайство о внесении изменений в список молодых семей –участников Подпрограммы, изъявивших получить социальную выплату в планируемом году в 5-ти дневный срок.
Согласно п.5 данного Порядка, в связи с необходимостью формирования сводного списка молодых семей – участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и утверждения списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, органами местного самоуправления актуализируются списки молодых семей, сформированные до 1 июня, предшествующего планируемому, в части уточнения состава семей (в случае рождения (усыновления) детей и пр.), стоимости 1 кв.м общей площади по муниципальному образованию. Данные списки также уточняются с учетом исключенных из списков Подпрограммы в установленном порядке, в том числе по причине достижения супругами установленного предельного возраста для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
В письме Департамента от 11.09.2019 №8753 администрация Рогнединского района Брянской области проинформирована о том, что семья Д-вых, заявленная на получение социальной выплаты в 2020 году, подлежит исключению из вышеуказанного списка в связи с достижением ФИО4 36-летнего возраста (ДД.ММ.ГГГГ г.р.)
Письмом от 16.09.2019 №1808и администрация Рогнединского района Брянской области ходатайствовала о внесении изменений в сводный список молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году, исключив из него семью Д-вых в связи с достижением супругом предельного возраста и включив в него следующую семью в порядке очередности.
Как следует из представленного в адрес суда отзыва Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области №818 от 27.01.2020г. решением комиссии по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» ходатайство администрации Рогнединского района Брянской области было удовлетворено, внесены соответствующие изменения в сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году (протокол от 17 октября 2019 года №6). Семья Д-вых из данного списка исключена.
После доведения ответственным исполнителем основного мероприятия (Минстроем России) сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации (Брянскую область) на планирумый год на реализацию мероприятия, департаментом на основании сводного списка молодых семей-участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году, был утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2020 году в соответствии с п.27 Правил (протокол от 17 октября 2019 года №6).
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем истца, на момент исключения 12.09.2019г. из соответствующего списка истец ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ.р.) достиг возраста 36 лет, то есть предельного возраста, установленного для участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в связи с чем он перестал совместно с членами своей семьи относиться к категории граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств.
Тем самым, согласно доводам соответчиков, орган местного самоуправления правомерно исключил семью Д-вых из списка молодых семей - участников подпрограммы.
Включение семьи в Список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе, в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
Таким образом, как в силу федерального, так и областного законодательства молодая семья с момента признания ее участником подпрограммы становится лишь кандидатом на получение социальной выплаты, а в случае утраты статуса молодой семьи, она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья».
В связи с чем, суд приходит к выводу, что право семьи ФИО4 на участие в подпрограмме утратилось по достижении им возраста, превышающего 35 лет.
При таких обстоятельствах решение администрации Рогнединского района Брянской области об исключении семьи ФИО4 из списка молодых семей-участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году, принято в пределах предоставленных полномочий, сомнений в своей законности не вызывает, является правильными и обоснованным.
Суд не находит оснований для отмены или изменения указанного решения и для включения семьи истца в список участников молодых семей на получение субсидии и как следствие выдаче указанной субсидии в 2020 году.
На основании изложенного, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении искового заявления ФИО4 к администрации Рогнединского района Брянской области, Отделу культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Рогнединского района Брянской области, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании решения об исключении из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Брянской области» государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области» незаконным, признании права на участие в данной подпрограмме с восстановлением в списках молодых семей – участников подпрограммы и первоочередное получение социальной выплаты, обязании выделить денежные средства на социальную выплату семье Д-вых в 2020 году – отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца через Дубровский районный суд Брянской области.
Председательствующий по делу И.В. Ерохина