РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Рубцовск 10 февраля 2020 года
Рубцовский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Четвертных А.В.,
при секретаре Леонтьевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-40/2020 по исковым заявлениям ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Коммерческая жилищно-эксплуатационная компания «Горский» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился с исковым заявлением, в котором указал, что является собственником парковочного места № автопарковки, расположенной по адресу: <адрес>. В адрес истца от ответчика поступило уведомление о наличии задолженности за жилищно-коммунальные услуги содержания и обслуживания общего имущества автопарковки. Однако с момента приобретения парковочного места и до настоящего времени ответчик в адрес истца не предоставлял каких-либо платёжных документов, содержащих размер предстоящих платежей за жилищно-коммунальные услуги содержания и обслуживания общего имущества автопарковки. Таким образом, ответчик допустил нарушение требований ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ч.2 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.37 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», выразившееся в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о начислениях платежей в сроки установленные законодательством, а именно: платежные документы (квитанции) ООО КЖЭК «Горский» для оплаты за потребленные услуги вообще не были представлены. Компенсацию морального вреда, причинённого действиями управляющей компании, истец оценивает в 10000 руб. Истец, с учётом уточнения иска, просит признать незаконными действия ООО КЖЭК «Горский» в части не предоставления информации о начислении платежей за период с 01.09.2019 до 01.11.2019 в сроки, установленные законодательством; обязать ответчика - ООО КЖЭК «Горский» доставлять счет квитанцию не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, с указанием видов оказанных за период услуг и указанием тарифов по каждому виду услуг; взыскать с ответчика - ООО КЖЭК «Горский» в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.
Кроме того, истец ФИО1 обратился с исковым заявлением, в котором указал, что является собственником парковочного места № автопарковки, расположенной по адресу: <адрес>. В адрес истца от ответчика поступило уведомление о наличии задолженности за жилищно-коммунальные услуги содержания и обслуживания общего имущества автопарковки. Однако с момента приобретения парковочного места и до настоящего времени ответчик в адрес истца не предоставлял каких-либо платёжных документов, содержащих размер предстоящих платежей за жилищно-коммунальные услуги содержания и обслуживания общего имущества автопарковки. Таким образом, ответчик допустил нарушение требований ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ч.2 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.37 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», выразившееся в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о начислениях платежей в сроки установленные законодательством, а именно: платежные документы (квитанции) ООО КЖЭК «Горский» для оплаты за потребленные услуги вообще не были представлены. Компенсацию морального вреда, причинённого действиями управляющей компании, истец оценивает в 10000 руб. Истец, с учётом уточнения иска, просит признать незаконными действия ООО КЖЭК «Горский» в части не предоставления информации о начислении платежей за период с 01.11.2019 до 01.01.2020 в сроки, установленные законодательством; обязать ответчика - ООО КЖЭК «Горский» доставлять счет квитанцию не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, с указанием видов оказанных за период услуг и указанием тарифов по каждому виду услуг; взыскать с ответчика - ООО КЖЭК «Горский» в свою пользу компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.
Суд объединил данные исковые заявления в одно производство для их совместного рассмотрения.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующая по доверенности, а также представитель ответчика ООО «КЖЭК «Горский» в суд не явились, извещались о времени и месте судебного разбирательства в надлежащем порядке. Истец и его представитель просили о рассмотрении дела без их участия.
Представитель истца в письменных пояснениях просила об удовлетворении заявленных требований, отмечая нарушения прав истца не предоставлением информации об оказанных ответчиком услугах за спорный период.
Представитель ответчика ООО «КЖЭК «Горский» согласно направленному отзыву на исковое заявление просил отказать в удовлетворении исковых требований. Отметил, что общее имущество собственников парковочных мест не относится к общему имуществу собственников помещений в МКД № по <адрес>, поскольку данные объекты не связаны общим земельным участком. Услуги по содержанию общего имущества МКД и услуги по содержанию общего имущества парковочных мест № и № - две разные услуги. ФИО1, обращаясь с иском, ссылается на Постановление Правительства «О предоставлении коммунальных услуг гражданам» № 307 от 23.05.2006, Постановление Правительства «О содержании общего имущества в многоквартирном доме» № 491 от 13.08.2006, ст.ст. 154, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), тогда как указанными нормами правоотношения ФИО1 и ООО «КЖЭК «Горский», который обслуживает данную автопарковку, не регулируются. Управляющая компания ООО «КЖЭК «Горский» оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию общего имущества автостоянки. В связи с этим она производит начисления платы за оказанные услуги. Стоимость ежемесячной платы за содержание и обслуживание общего имущества автостоянки является фиксированной и не меняется в течение года. ФИО1 договор с ООО «КЖЭК «Горский» на содержание и обслуживание общего имущества автостоянки не заключал. Ни законом, ни Уставом, ни Договором управления и содержания автопарковки не предусмотрена обязанность УК КЖЭК «Горский» направлять ФИО1 запрашиваемую им информацию по услугам, тарифам по содержанию и обслуживанию ООО «КЖЭК «Горский» указанного МКД ежемесячно не позднее 1-го числа месяца в письменном виде. Вся информация размещена на сайте УК КЖЭК «Горский», в личном кабинете собственника ФИО1, а также на территории парковки на стенде у помещения охраны. Таким образом, нарушений прав и законных интересов ФИО1 со стороны ООО «КЖЭК «Горский» нет. ФИО1 имел возможность позвонить в ООО «КЖЭК «Горский», посмотреть на сайте ООО «КЖЭК «Горский», в личном кабинете о своих платах, если таковые имеются, о начислениях, о тарифах, лично прийти в кассу ООО «КЖЭК «Горский», однако этого не сделал и не делает. Однако нашёл возможность и время обратиться в суд с данным иском, который они полагают необоснованным. Таким образом, ФИО1 никто не препятствовал, и он не был лишён права возможности своевременно проверить выставленные счета и произвести оплату жилищно-коммунальных услуг. Доказательств того, что ему было отказано в получении платежного документа на бумажном носителе, в суд не представлено. Полагает, что обращение ФИО1 с данным иском не является реализацией права ФИО1 на защиту его прав, а наоборот, является злоупотреблением права с его стороны. ФИО1 является собственником <адрес>, однако при обращении в суд место жительства ФИО1 указывает следующие адреса: <адрес>. Учитывая указанные адреса места жительства ФИО1 (<адрес>) самому ФИО1 просто необходимо принимать соответствующие меры и определить для способы ознакомления с информацией о тарифах и сумме задолженности за пользование парковочным местом и выполнению своих обязанностей по оплате принадлежащего ему имущества. Между тем, действуя добросовестно и разумно, ФИО1 не только имел возможность, но и был обязан, как собственник указанного парковочного места, совершить действия по получению информации по оплате за пользование парковочным местом. В действиях ФИО1 не усматривается наличия у него таких намерений. Напротив, намерения ФИО1 фактически характеризуются как лежащие за пределами доброй совести и по критериям злоупотребления правом не предполагающих вывода о вине ООО «КЖЭК «Горский». За указанный период ФИО1 не произвёл ни одной оплаты за содержание и обслуживание своего парковочного места. Полагает, что ФИО1, обратившись в суд с подобным иском, злоупотребил своим правом, что является основанием для отказа в иске. Полагает, факта нарушения прав и законных интересов ФИО1 не имеется, поэтому требование взыскать с ООО «КЖЭК «Горский» моральный вред в размере 10000 руб. необоснованно.
Суд рассматривал дело в отсутствие участников процесса, что не противоречит положениям ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Как отмечено в преамбуле Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Исходя из основных понятий, используемых в данном Законе, потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Обращаясь в судебное учреждение за защитой нарушенного права и заявляя исковые требования о защите прав потребителя предоставляемых ответчику услуг, истец ФИО1 действует в качестве собственника парковочных мест №, расположенных в <адрес>. Такой правовой статус собственника указанных нежилых помещений истец мотивировал выписками из ЕГРН, документами об оплате имущества. Право собственности истца на спорные объекты недвижимости возникло по договору купли-продажи от 07.11.2017, дата регистрации права -21.11.2017.
Согласно имеющимся копиям решений единственного собственника парковочных мест подземной 2-этажной подземной автостоянки № (по генплану), расположенной по адресу: <адрес> стр. от 29.12.2010 и от 30.12.2010 утвержден договор управления, содержания и обслуживания общего имущества автостоянки и стоимость работ и услуг по договору в размере 987 руб./место ежемесячно; утвержден порядок изменения стоимости работ и услуг по договору управления, содержания и обслуживания общего имущества автостоянки, в случае отсутствия решения общего собрания собственников нежилых помещений (парковочные места); утвержден порядок уведомления собственников парковочных мест об изменении стоимости.
Согласно калькуляциям стоимости ежемесячной платы за содержание и обслуживание общего имущества автостоянки с 01.01.2017 в размере 1080 руб., с 01.01.2018 в размере 1080 руб., с 01.09.2019 по 31.12.2019 в размере 1230 руб. Об утверждении стоимости услуг в ООО «КЖЭК «Горский» выносились приказы.
Суд не располагает сведениями о том, что указанные решения единственного собственника парковочных мест обжалованы, признаны недействующими, подлежали изменению в связи с решениями общего собрания собственников автопарковочных мест. Стороной истца указанное не подтверждено.
Согласно абз.12 п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией), приравнены к нежилым помещениям.
Такие нежилые помещения автопарковки, расположенные в многоквартирном доме, не могут относиться к общему имуществу многоквартирного дома. Парковочные места в помещении подземной автопарковки общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме не являются, они учтены в ЕГРН, как индивидуальные объекты, находящиеся в собственности. Аналогичное применимо к спорным правоотношениям.
Размер платы за услуги (работы), которые осуществляются на территории автопарковки, должен быть определен на основании решения общего собрания собственников машино-мест. Последние, аналогично собственникам жилых помещений многоквартирного дома, обязаны вносить плату за содержание и обслуживание общего имущества автопарковки.
Согласно п.41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с п.1 ст.6 ГК РФ, к отношениям собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающим по поводу общего имущества в таком здании, подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289 и 290 ГК РФ и 44 - 48 ЖК РФ.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с положениями ст.244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Согласно ст.249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Принимая во внимание, что не все собственники жилых и нежилых помещений жилого дома являются собственниками машино-мест в подземном гараже, а также не все собственники машино-мест являются собственниками жилых и нежилых помещений в жилом доме, ООО «КЖЭК «Горский» обоснованно установило различные тарифы для собственников жилых и нежилых помещений, поскольку распределение затрат по содержанию общего имущества подземного гаража между всеми собственниками жилого дома будет неправомерным, также как и возложение бремени содержания общего имущества, относящегося к собственникам жилых и нежилых помещений на собственников машино-мест.
Выделение затрат на содержание и ремонт общего имущества для жилых и нежилых помещений, а также для подземных гаражей, в отдельные финансово-хозяйственные планы (сметы) не противоречит действующему законодательству по вопросам содержания и эксплуатации жилого фонда в Российской Федерации. Все затраты делятся между собственниками жилых помещений и собственниками нежилых помещений, пропорционально принадлежащих им на праве собственности помещений и их долей в праве общей собственности на общее имущество.
Несмотря на то, что с ФИО1 договор управления, содержания и обслуживания общего имущества автостоянки не заключался, он обязан в силу положений ст.249 ГК РФ соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
За ФИО1, равно как и за иными собственниками парковочных мест, сохраняется право установления на общем собрании собственников расходов по содержанию и обслуживанию их имущества, определении управляющей организации по оказанию таких услуг.
Статьей 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с пп. «а», «б», «г» п.33 Правил, потребитель имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно ч.2 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Положения ч.2 ст.155 ЖК РФ не устанавливают право управляющей компании предоставлять платежный документ только в электронной форме.
В п.67 Правил также закреплено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
Об ином согласованном либо установленном сроке предоставления платежных документов суду не было сообщено.
В соответствии с п. 69 Правил в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;
иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Таким образом, потребитель имеет право на получение полной информации об объеме каждого вида оказанных коммунальных услуг и о размере платы за каждый вид таких услуг, что отражается в платежном документе, а исполнитель обязан представить потребителю платежный документ в установленные законом сроки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ). На потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде.
Суд применяет вышеуказанные правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере оплаты коммунальных услуг по жилым помещениям в отношении нежилых помещений - парковочных мест, по аналогии закона.
Суд находит установленным факт нарушения прав истца как потребителя на не предоставление информации о начислении платежей в спорные периоды в сроки, установленные законодательством, что определяет незаконность действий ответчика, в связи с чем исковые требования подлежит удовлетворению. Обратное суду не было подтверждено надлежащими доказательствами со стороны ответчика.
При этом, суд критически относится к позиции представителя ответчика о злоупотреблении правом со стороны истца. ФИО1 как потребитель услуги по обслуживанию общего имущества вышеуказанных мест автопарковки, безусловно, имел право на получение исчерпывающей информации о начислении платежей с указанием видов оказанных услуг и соответствующих тарифов. При этом ссылка представителя ответчика на возможность получения истцом соответствующей информации посредством ознакомления с сайтом ООО «КЖЭК «Горский», на стенде, в личном кабинете не принимается судом ввиду того, что размещение вышеуказанной информации в электронном виде, на стенде, в личном кабинете не освобождает ответчика от обязанности представления её потребителю на бумажном носителе.
Для надлежащего исполнения судебного акта, учитывая, что ФИО1 является собственником <адрес>, то есть где размещается автопарковка, о правообладании данной квартирой следует из письменных пояснений представителя истца и отзывов на иски представителя ответчика, суд полагает необходимым уточнить требование исков о доставлении счет квитанций по адресу:<адрес>. О просьбе предоставления квитанций по услугам по данному адресу отмечено в письменных пояснениях представителя истца, что принимает суд во внимание.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статья 15 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Исходя из разъяснений п.45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Факт причинения морального вреда истцу в результате нарушений прав потребителей судом установлен. При таких обстоятельствах имеет место нарушение прав истца-потребителя.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает причинение истцу нравственных страданий, степень вины ответчика. Каких-либо индивидуальных особенностей личности истца, увеличивающих степень нравственных страданий, в суде не выявлено. Исходя из принципа разумности и справедливости, с учетом установленных при рассмотрении дела судом обстоятельств, с ответчика ООО «КЖЭК «Горский» подлежит взысканию компенсация морального вреда в общем размере 400 руб. в пользу истца ФИО1
Согласно разъяснениям п.46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
По п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
Сумма штрафа определяется в размере 200 руб., из расчета: 400 руб. (сумма компенсации морального вреда) х 50%, в пользу истца ФИО1
Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в общем размере 1800 руб., исходя из требований исков неимущественного характера, от уплаты которой истец освобождён при обращении в суд за защитой нарушенного права, в доход бюджета муниципального образования Рубцовский район Алтайского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Коммерческая жилищно-эксплуатационная компания «Горский» в части не предоставления информации о начислении платежей за периоды с 1 сентября 2019 года до 1 ноября 2019 года и с 1 ноября 2019 года до 1 января 2020 года в сроки, установленные законодательством.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Коммерческая жилищно-эксплуатационная компания «Горский» доставлять счет квитанцию не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, с указанием видов оказанных за период услуг и указанием тарифов по каждому виду услуг, по адресу:<адрес>.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Коммерческая жилищно-эксплуатационная компания «Горский» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в общем размере 400 рублей, штраф в размере 200 рублей, всего: 600 (шестьсот) рублей.
В остальной части требований исков о взыскании морального вреда отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Коммерческая жилищно-эксплуатационная компания «Горский» государственную пошлину в общем размере 1800 (одна тысяча восемьсот) рублей в доход бюджета муниципального образования Рубцовский район Алтайского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Рубцовский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Четвертных
Мотивированное решение
изготовлено 11 февраля 2020 года.
22RS0044-01-2020-000004-82