ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-40/20 от 19.01.2020 Серышевского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-40/2020

УИД: 28RS0019-01-2020-000036-94

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 февраля 2020 года пгт. Серышево

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кулагиной И.В.,

при секретаре Наймушиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аргинского сельсовета Серышевского района Амурской области, ООО "Амуртеплосервис" об обязании оборудовать котельную системой водоподготовки, обеспечить организацию водно-химического режима работы оборудования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Серышевского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском, мотивируя требования тем, что прокуратурой Серышевского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при содержании, распоряжении и эксплуатации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры в период подготовки и прохождения отопительного периода 2019-2020 г.г. На котельной муниципального образования Аргинский сельсовет <адрес> водоподготовка и водно-химический режим отсутствует. Установлено, что администрацией Аргинского сельсовета с ООО «Амуртеплосервис» заключен договор аренды, согласно которого последнему передана котельная <адрес> сельсовета и котельное оборудование. Установлено, что указанная котельная обеспечивает услугами по теплоснабжению социальные объекты, в т.ч. административные здания, жилой фонд. В силу ст. 210 ГК РФ собственник (администрация Аргинского сельсовета) несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Кроме того, арендатор (ООО «Амуртеплосервис») обязан оказывать качественные услуги потребителям по теплоснабжению, бесперебойность подачи теплоносителя, соблюдение температурного режима, нести расходы на содержание переданных в распоряжение и пользование объектов ЖКХ. В октябре 2019 года Дальневосточным управлением Ростехнадзора по Амурской области проведена проверка готовности к отопительному периоду 2019-2020 г.г. муниципального образования Серышевский район, в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие организации водно-химической подготовки на котельной Аргинского сельсовета, что явилось основанием в выдаче муниципальному образованию Серышевский район отрицательного паспорта готовности. Паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку к отопительному периоду и гарантией надежного, безопасного, качественного и бесперебойного предоставления услуг по теплоснабжению. Таким образом, отсутствие организации водно-химической подготовки свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей собственником имущества администрацией Аргинского сельсовета, отсутствием контроля за деятельностью концессионера (арендатора) по содержанию переданного им имущества, а также несоблюдение требований законодательства при эксплуатации объектов ООО «Амуртеплосервис». В связи с изложенным, на основании пункта 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 45 ГПК РФ, просил обязать администрацию Аргинского сельсовета и ООО «Амуртеплосервис» оборудовать котельную, расположенную на территории <адрес> сельсовета, системой водоподготовки, обеспечить организацию водно-химического режима работы оборудования в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 12.1 - 12.22 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, установив срок исполнения до 15 мая 2020 года.

В судебном заседании старший помощник прокурора Серышевского района Сивоздрав Е.В. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.

Ответчик - ООО «Амуртеплосервис», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в представленном заявлении просят о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в письменном отзыве на исковое заявление указали, что «Амуртеплосервис» является ресурсоснабжающей организацией (РСО), основным видом деятельности которого, является производство и обеспечение тепловой энергией. По результатам открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества, предназначенного для оказания коммунальных услуг, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Аргинский сельсовет, проведенного в августе 2015 года, ООО «Амуртеплосервис» признано победителем. В соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ, ООО «Амуртеплосервис» осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения, т.е. вид деятельности, при осуществлении которого, расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию. Органом государственного регулирования, устанавливающего тариф для ООО «Амуртеплосервис» на котельную <адрес>, является Управление государственного регулирования цен тарифов Амурской области. На протяжении всего периода с момента передачи котельной <адрес> в аренду ООО «Амуртеплосервис» но настоящее время расходы на установку системы водоподготовки и организацию водно-химического режима оборудования в расходы при установлении тарифа для ООО «Амуртеплосервис» включены не были. На основании изложенного считают, что исковые требования прокурора <адрес> не имеют законных оснований и просят в удовлетворении исковых требований к ООО «Амуртеплосервис» отказать.

Ответчик - администрация Аргинского сельсовета, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. п. 7 и 8 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 273-ФЗ "О теплоснабжении" (далее Федеральный закон "О теплоснабжении") теплоснабжающие организации обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" перед отопительным периодом проверке подлежат муниципальные образования, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, потребители тепловой энергии.

Проведение проверки готовности к отопительному периоду проводится в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее Правила № 103).

Согласно ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" проверка готовности теплоснабжающей организации проводится органом местного самоуправления. По результатам проверки организации органом местного самоуправления выдается паспорт готовности к отопительному периоду.

После проведения проверок в отношении теплоснабжающих, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии проводится проверка готовности к отопительному периоду муниципального образования.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" проверка готовности муниципального образования проводится управлением Ростехнадзора.

Статьей 5 Федерального закона "О теплоснабжении" установлено, что проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду.

Согласно п. 3 Правил № 103 в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами. В соответствии с п. 13. в целях оценки готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, в том числе соблюдение водно-химического режима, выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения, выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии.

Пунктом 13 Правил № 103 установлено, что в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, в том числе соблюдение водно-химического режима.

Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 г. № 115 (далее Правила № 115).

В соответствии с п. 12.2 Правил № 115, организация обязана обеспечивать организацию водно-химического режима работы оборудования и его контроль, периодичность химического контроля водно-химического режима оборудования устанавливается специализированной наладочной организацией с учетом качества исходной воды и состояния действующего оборудования.

Пунктом 12.4 Правил № 115, установлено, что выбор способов деаэрации питательной воды паровых котлов и подпиточной воды тепловой сети, способов подготовки воды для подпитки котлов и подпитки систем теплоснабжения, разработка технологий водоподготовки должны производиться специализированной (проектной, наладочной) организацией с учетом качества исходной (сырой) воды, назначения котельной, санитарных требований к теплоносителю, требований, определяемых конструкцией теплопотребляющего оборудования, условий безопасной эксплуатации, технико-экономических показателей и в соответствии с требованиями заводов-изготовителей.

Согласно п. 12.8 Правил № 115, до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию следует наладить работу водоподготовки и системы деаэрации с привлечением специализированной организации, провести испытание на прочность и плотность деаэратора и аппаратов водоподготовки питательной и подпиточной воды. При отсутствии в паровой котельной пара для работы деаэратора до пуска котла необходимо выполнить только испытание на прочность и плотность деаэратора и осуществить наладку гидравлической части аппарата; подвергнуть котел реагентной или водной промывке с привлечением специализированной организации (способ промывки котла в зависимости от местных условий определяет наладочная организация). В случае необходимости до подключения котла подвергаются промывке аппараты и трассы тепловодоснабжения, к которой подключается водогрейный котел. Котел может быть включен в работу только после завершения его промывки, когда жесткость и содержание растворенного кислорода в воде перед котлом будут соответствовать требованиям настоящих Правил; концентрация соединений железа при этом не должна превышать предельные показатели более чем на 50%. Внутрикотловой водно-химический режим и его коррекция определяются специализированной наладочной организацией на основании теплотехнических испытаний. Эксплуатация котлов без докотловой или внутрикотловой обработки воды не допускается.

Как следует из обстоятельств дела, котельная, расположенная на территории Аргинского сельсовета Серышевского района Амурской области по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию Аргинский сельсовет.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Серышевского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при содержании, распоряжении и эксплуатации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры в период подготовки и прохождения отопительного периода 2019-2020 г.г.

Установлено, что администрацией Аргинского сельсовета с ООО «Амуртеплосервис» заключен договоры аренды, согласно которому последнему передан объект теплоснабжения - котельная <адрес> и котельное оборудование. Также установлено, что указанная котельная обеспечивает услугами по теплоснабжению социальные объекты, административные здания, жилой фонд.

Из акта проверки готовности к отопительному сезону 2019-2020 от 11.10.2019 года, составленного комиссией <адрес> следует, что Муниципальное образование Аргинский сельсовет не готово к отопительному сезону 2019-2020. На котельных Муниципального образования Аргинского сельсовета не организован коммерческий учет потребляемой и реализованной тепловой энергии; не организован водно-химический режим котельных. Администрации Аргинского сельсовета указано на выявленные нарушения, влияющие на прохождение отопительного периода, что следует из перечня замечаний к акту проверки.

В октябре 2019 года Дальневосточным управлением Ростехнадзора по Амурской области проведена проверка готовности к отопительному периоду 2019-2020 г.г. муниципального образования Серышевский район, в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие организации водно-химической подготовки котельной <адрес> сельсовета, что явилось основанием в выдаче муниципальному образованию <адрес> отрицательного паспорта готовности. При этом, паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку к отопительному периоду и гарантией надежного, безопасного, качественного и бесперебойного предоставления услуг по теплоснабжению.

В силу с. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции

Письмом Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383 были даны более подробные определения терминам «реконструкция», «модернизация» и «дооборудование»:

-реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Это определение полностью совпадает с тем, которое приведено в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ; Термин «реконструкция» применяется исключительно в отношении объектов капитального строительства. Следовательно, невозможно произвести реконструкцию автомобиля или персонального компьютера. Реконструироваться может только здание или сооружение.

-модернизация - совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта, осуществляемая путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными; Термин «модернизация» предполагает замену узлов, причем эти узлы должны быть исправны. Если заменяется неисправный узел, то такие работы являются не модернизацией, а ремонтом. Если же никакие узлы не заменяются, то такие работы являются дооборудованием.

-дооборудование - дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, и раздельное их применение будет невозможно.

Исходя из вышеизложенного оборудование котельной системой водоподготовки, обеспечение организации водно-химического режима работы оборудования в данном случае является дооборудованием, не являющимся предметом договора аренды, поскольку на технологический процесс никак не повлияет, не удешевит его, не ускорит выпуск тепловой энергии, не увеличит ее объемы.

В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

В силу п.п. 1, 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 190 к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится в т. ч. обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения. На основании ч. 7 ст. 19 Федерального закона № 190 предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.

Во исполнение названной нормы законодательства постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее по тексту - Правила № 1034). Согласно п. 15 правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.

Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - Правила), разделом 12 которых определяется водоподготовка и водно-химический режим тепловых энергоустановок и сетей.

Пунктом 12.1 Правил предусмотрено, что необходимо организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла.

Согласно п. 12.8 наладить работу водоподготовки следует до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию. Котельные принимаются в эксплуатацию только при исправном оборудовании водоподготовительной установки (п. 12.6).

Таким образом, суд считает, что отсутствие на котельной системы водоподготовки, водно-химического режима работы оборудования свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей собственником имущества администрацией Аргинского сельсовета, отсутствием контроля за деятельностью арендатора по содержанию переданного им имущества, а также несоблюдение требований законодательства при эксплуатации объектов ЖКХ ООО «Амуртеплосервис».

Предъявляя требования к ООО «Амуртеплосервис» об обязании наряду с администрацией Аргинского сельсовета оборудовать котельную <адрес>, расположенную на территории Аргинского сельсовета системой водоподготовки, обеспечению организации водно-химического режима работы оборудования, истец исходит из того, что фактически указанные котельные находятся во владении ООО «Амуртеплосервис», а обязанность оборудовать котельные системой водоподготовки приборами тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию лежит именно на владельцах источников тепловой энергии, тепловых сетей.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федераций,

Согласно статье 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжаюшими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

В связи с чем, суд полагает, что обязанность по оборудованию системой водоподготовки на котельных, обеспечению организации водно-химического режима работы оборудования, в соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ должна быть возложена на собственника имущества - администрацию Аргинского сельсовета.

При таких обстоятельствах, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению в части возложения обязанности на администрацию Аргинского сельсовета Серышевского района по оборудованию котельной <адрес>, расположенной на территории Аргинского сельсовета, системой водоподготовки, обеспечению организации водно-химического режима работы оборудования. Требования прокурора Серышевского района к ООО «Амуртеплосервис» суд считает необходимым оставить без удовлетворения.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку для принятия мер по оборудованию котельных системой водоподготовки, обеспечению организации водно-химического режима работы оборудования в соответствии с требованиями законодательства необходимо время, а также учитывая, что данное оборудование монтируется только по окончании отопительного сезона, суд считает, что срок для исполнения администрацией Аргинского сельсовета решения суда, необходимо установить до 15 июля 2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Серышевского района - удовлетворить частично.

Обязать администрацию Аргинского сельсовета оборудовать котельную, расположенную на территории <адрес> сельсовета, системой водоподготовки, обеспечить организацию водно-химического режима работы оборудования в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 12.1 - 12.22 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, установив срок исполнения до 15 июля 2020 года.

В требованиях прокурора Серышевского района к ООО «Амуртеплосервис» об обязании оборудовать котельные системой водоподготовки, обеспечить организацию водно-химического режима работы оборудования - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690090, <адрес>, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.

Председательствующий И.В. Кулагина

Решение в окончательной форме принято 4 марта 2020 года.