Дело № 2-40/20021
64RS0002-01-2020-001585-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Аткарский городской суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Ульянова Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Михеевой М.А.
с участием
прокурора Сорокина Д.К.,
представителя ответчика ФИО1,
представителя третьего лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аткарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному унитарному предприятию Саратовской области «Облводоресурс», третье лицо администрация Аткарского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности,
установил:
Аткарский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным исковым заявлением к ГУП СО «Облводоресурс», указав, что в целях ликвидации аварийных ситуаций филиалом ГУП СО «Облводоресурс» неоднократно производились земляные (вскрышные) работы на улицах г. Аткарска. При этом разрешение на проведение подобного рода работ ответчик в администрации Аткарского муниципального района Саратовской области перед выполнением таких не оформлял. На момент обращения с исковым заявлением вопреки требованиям постановления администрации Аткарского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке проведения земляных (вскрышных)» работ гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями на территории Аткарского муниципального района при переносе или ремонте инженерных коммуникаций» ГУП СО «Облводоресурс» не восстановило дорожное покрытие на участках, на которых ранее производились земляные (вскрышные) работы. Ссылаясь на указанные обстоятельства Аткарский межрайонный прокурор с учетом уточнений просит суд обязать ГУП СО «Облводоресурс» восстановить дорожное покрытие в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-2017 по адресам: ул. Коммунистическая, <...> (от ул. Пушкина до ул. Коммунистическая, 5а); ул. Советская, д. 93 (перекресток ул. Советской и ул. Коммунистической); ул. Коммунистическая, д. 5а (напротив входа в АО «Аткарская швейная фабрика «Элит») в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании прокурор обстоятельства, послужившие основанием обращения в суд, подтвердил, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика в ходе рассмотрения дела, не оспаривая того, что в 2020 году учреждением производились аварийно-восстановительные работы, связанные с проведением земляных (вскрышных) работ, на участках дорог, указанных в исковом заявлении, заявил о несогласии с исковым заявлением, отметив, что администрация Аткарского муниципального района Саратовской области была поставлена в известность о начале проведения указанных работ, однако не выдала разрешение на их проведение по причине отсутствия у учреждения договоров с подрядными организациями о проведении восстановительных работ. Аварийно-восстановительные работы по адресам, указанным в исковом заявлении, окончены, а потому после заключения учреждением договоров с подрядными организациями работы по восстановлению дорожного покрытия будут выполнены в полном объеме.
Представитель третьего лица отметил, что указанные в исковом заявлении участки дорог в рамах муниципального контракта в 2017-2018 годах были отремонтированы и приведены в соответствие с ГОСТом. В 2020 году ответчиком были произведены аварийные работы, сопряженные с проведением земляных (вскрышных работ). После выполнения названных работ асфальтовое покрытие названных участков дорог не было восстановлено.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям регламентированы ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ№-ст.
В соответствии с п. 1.14 Порядка проведения земляных (вскрышных) работ гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями на территории Аткарского муниципального района при переносе или ремонте инженерных коммуникаций, утвержденного постановлением администрации Аткарского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее по тексту решения - Порядок), для ликвидации аварий на подземных коммуникациях, которые требуют незамедлительного производства вскрышных работ, организация проводящая эти работы, обязана оповестить о них отдел ГИБДД Управления МВД России, администрацию района, организацию, ответственную за содержание территорий, в отношении которых будут производиться вскрышные работы, а также владельцев подземных коммуникаций с последующим оформлением разрешения в течение 2 суток в соответствии с установленными требованиями настоящего Положения.
Согласно п. 1.2 Порядка разрешение на производство вскрышных работ выдается на основании обращения организации-заказчика, заинтересованной в производстве вскрышных работ, с представлением в отдел строительства и ЖКХ администрации Аткарского муниципального района предусмотренных названным пунктом документов.
В силу п. 1.10 Порядка организация-заказчик, осуществляющая вскрышные работы, обязана обеспечить ремонт территории, в отношении которой осуществляет производство вскрышных работ, в сроки, указанные в разрешении на производство вскрышных работ.
Согласно п. 1.11 Порядка организация-заказчик устраняет недостатки, выявленные в течение двух лет со дня окончания проведения ремонта территории, в отношении которой осуществлялось производство вскрышных работ, за свой счет незамедлительно
В соответствии с п. 1.12 Порядка восстановление (ремонт) территории, в отношении которой проведены вскрышные работы, должно производиться в соответствии с действующими строительными нормами и правилами. По окончании выполнения работ по восстановлению территории организация-заказчик незамедлительно уведомляет об этом организацию, ответственную за содержание соответствующей территории, и администрацию района. Приёмка работ по восстановлению территории, в отношении которой проведены вскрышные работы, осуществляется при участии представителей организации-заказчика, получившей разрешение на производство вскрышных работ, представителей организации, ответственной за содержание соответствующей территории, и администрации района не позднее трех рабочих дней со дня окончания выполнения работ по восстановлению территории. По результатам составляется акт приемки работ по восстановлению территории, в котором отражаются: работы выполненные организацией-заказчиком для восстановления территории; гарантийные обязательства организации-заказчика. Акт приемки работ по восстановлению территории утверждается органом, выдавшим разрешение на производство вскрышных работ.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в 2020 году в связи с необходимостью проведения аварийно-восстановительных работ ГУП СО «Облводоресурс» были проведены земляные (вскрышные) работы последующим улицам г. Аткарска Саратовской области: ул. Коммунистическая, <...> (от ул. Пушкина до ул. Коммунистическая, 5а); ул. Советская, д. 93 (перекресток ул. Советской и ул. Коммунистической); ул. Коммунистическая, д. 5а (напротив входа в АО «Аткарская швейная фабрика «Элит»). Названные работы проводились без предварительного получения разрешения администрации Аткарского муниципального района на производство вскрышных работ.
В выдаче разрешения на проведение вскрышных работ по названным адресам администрацией Аткарского муниципального района ГУП СО «Облводоресурс» отказано по причине непредставления гарантийного письма организации-заказчика по восстановлению территории, в отношении которой будут проведены вскрышные работы.
Из пояснений представителя ответчика следует, что аварийно-восстановительные работы, проводимые по адресам: ул. Коммунистическая, <...> (от ул. Пушкина до ул. Коммунистическая, 5а); ул. Советская, д. 93 (перекресток ул. Советской и ул. Коммунистической); ул. Коммунистическая, д. 5а (напротив входа в АО «Аткарская швейная фабрика «Элит»), выполнены, однако дорожное покрытие в соответствие с требованиями ГОСТа на день рассмотрения гражданского дела не приведено.
Принимая во внимание, что ГУП СО «Облводоресурс» является организацией, осуществившей земляные (вскрышные) работы в связи с проведением аварийно-восстановительных работ по адресам, нем лежит обязанность по восстановлению соответствующих территорий.
При этом то обстоятельство, что администрацией Аткарского муниципального района учреждению отказано в выдаче разрешения на проведение земляных (вскрышных) работ, не освобождает последнее от выполнения обязанности по ремонту территории, в отношении которой производились вскрышные работы, поскольку такая обязанность в соответствии с п. 1.10 Порядка не поставлена в зависимость от выдачи разрешения на производство подобного рода работ.
Принимая во внимание, что срок устранения недостатков, предусмотренный п.1.11 Порядка, не истек, суд считает необходимым в целях восстановления прав и законных интересов неопределенного круга лиц возложить на ответчика обязанность привести дорожное покрытие в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-2017.
Обсуждая вопрос о сроке, в течение которого ответчику следует исполнить решение суда, суд находит, что разумным и достаточным является пятимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
удовлетворить исковые требования Аткарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц.
Обязать государственное унитарное предприятие Саратовской области «Облводоресурс» восстановить дорожное покрытие в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-2017 по улицам г. Аткарска Саратовской области: ул. Коммунистическая, <...> (от ул. Пушкина до ул. Коммунистическая, 5а); ул. Советская, д. 93 (перекресток ул. Советской и ул. Коммунистической); ул. Коммунистическая, д. 5а (напротив входа в АО «Аткарская швейная фабрика «Элит») в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционного представления прокурором, подачи апелляционной жалобы иными лицами, участвующими в деле, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения) через Аткарский городской суд Саратовской области.
Мотивированное решение изготовлено 1 февраля 2021 года.
Судья Ю.В. Ульянов