Дело №2-40/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кваркено 16 февраля 2021 года
Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тарасенко А.Г.
при секретаре Кувшиновой И.П.,
с участием прокурора Кваркенского района Оренбургской области
Ткаченко И.П.,
представителя материального истца администрации МО Красноярский поссовет Кваркенского района Оренбургской области
ФИО1,
ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кваркенского района Оренбургской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, муниципального образования Красноярский поселковый совет Кваркенского района Оренбургской области к ФИО2 о взыскании денежных средств в бюджет,
установил:
прокурор обратился в суд с указанным иском к ФИО2
Указал, что размер расходов на денежное содержание главы МО, определяет Совет депутатов МО Красноярский поссовет. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик был главой этого МО. Совет депутатов ДД.ММ.ГГГГ утвердил Положение о денежном содержании главы МО Красноярский поссовет, определил условия оплаты труда главы. В силу ст. 1 Положения оплата труда главы МО производится в виде денежного содержания, состоящего из должностного оклада, ежемесячных, иных дополнительных выплат. К ежемесячным и иным дополнительным выплатам относятся, в числе прочего премия. Согласно ст. 6 Положения главе МО ежеквартально выплачивается премия в размере двух должностных окладов. В июне 2019 года ответчику выплачена премия в размере 28067,8 рубля, в сентябре 2019 года – 23000 рублей, в декабре 2019 года – 48162 рубля, всего 99229,8 рубля. Но, решения Совета депутатов о выплате ответчику квартальных премий в эти периоды не принимались, что повлекло его неосновательное обогащение и обязанность возвратить эту сумму.
Просит взыскать с ответчика в пользу бюджета МО Красноярский поссовет суммы полученных премиальных выплат в размере 99229 рублей 80 копеек.
Ответчик ФИО2 представил в суд возражения на иск. Указал, что он не издавал и не подписывал отдельные распоряжения о начислении ему премий, считает довод иска о наличии в его действиях конфликта интересов неверным. Премии выплачены по Положению о денежном содержании главы МО Красноярский поссовет, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов, в пределах, утвержденных для этого средств местного бюджета, начислялись бухгалтером автоматически, в отсутствие у него взысканий в такие периоды. Положение принято в пределах полномочий Совета депутатов, не оспорено, определяет размер и условия получения премий. Положение не обязывает для выплаты премии принятия особого решения депутатов. Премии не превышали надлежащего размера, условия их получения (отсутствие взысканий) соблюдены. Законы не предусматривают право Совета депутатов принимать решения в процессе исполнения, бюджета о выплате и размере премий лицам, замещающим муниципальные должности. Трудовым законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда возможно взыскание с работника излишне выплаченной заработной платы. Требуемая прокурором сумма выплачена ему во время трудовых отношений в качестве премии, поэтому спор является трудовым. Счетной ошибки или его виновных и недобросовестных действий не имелось. Предусмотренных трудовым законом оснований для взыскания премий не имеется.
Просил отказать прокурору в удовлетворении исковых требований.
Сославшись на мотивы иска, прокурор Кваркенского района Ткаченко И.П. в судебном заседании поддержал заявленное по делу требование, просил это требование удовлетворить. Пояснил, что у него не имеется сведений относительно того, что ответчик в спорный период привлекался к какого-либо рода ответственности. Не оспаривал, что в спорный период ответчик отработал установленные нормы рабочего времени. Пояснил, что Положение о денежном содержании главы МО Красноярский поссовет, утвержденное Советом депутатов МО Красноярский поссовет Кваркенского района ДД.ММ.ГГГГ, никем не обжаловалось, действовало до принятия нового подобного Положения в 2020 году.
Представитель материального истца администрации МО Красноярский поссовет ФИО1 в судебном заседании не поддержал заявленное прокурором требование, полагал верными доводы письменных возражений ответчика.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании не признал заявленное прокурором требование по указанным в своих письменных возражениях основаниям. Просил отказать прокурору в удовлетворении заявленного по делу требования.
Выслушав объяснения сторон, исследовав относящиеся к существу спора материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
На основании решения Совета депутатов МО Красноярский поссовет Кваркенского района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 избран главой названного МО.
В соответствии с решением Совета депутатов МО Красноярский поссовет Кваркенского района от ДД.ММ.ГГГГ полномочия ФИО2 в качестве названного должностного лица прекращены.
Положением о денежном содержании главы МО Красноярский поссовет, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов МО Красноярский поссовет Кваркенского района, установлены следующие правила.
Оплата труда главы МО Красноярский поссовет в соответствии со статьями 1 и 2 названного Положения производится в виде денежного содержания, состоящего из должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат, с применением районного коэффициента и индексацией. К ежемесячным и иным дополнительным выплатам относятся: ежемесячная выплата за особые условия работы; ежемесячная надбавка за выслугу лет; единовременная выплата; материальная помощь; премия. Должностной оклад главы МО Красноярский поссовет установлен в размере 20000 рублей.
Правилами п. 1 ст. 6 указанного Положения предусмотрено, что главе МО Красноярский поссовет в случае отсутствия административного наказания, дисциплинарного взыскания ежеквартально выплачивается премия в размере двух должностных окладов.
Решением Совета депутатов МО Красноярский поссовет Кваркенского района от ДД.ММ.ГГГГ должностной оклад главы МО Красноярский поссовет увеличен до 20940 рублей.
Решением Совета депутатов МО Красноярский поссовет Кваркенского района от ДД.ММ.ГГГГ должностной оклад главы МО Красноярский поссовет увеличен до 21568 рублей.
В соответствии с табелями учета рабочего времени администрации МО Красноярский поссовет за май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года глава администрации названного муниципального образования ФИО2 отрабатывал установленное рабочее время.
Согласно расчетно-платежным ведомостям администрации МО Красноярский поссовет и реестру платежных поручений в июне 2019 года глава администрации ФИО2 получил квартальную премию в размере 24406 рублей с районным коэффициентом в размере 3661 рубль 02 копейки. В сентябре 2019 года ответчик получил квартальную премию в размере 20000 рублей с районным коэффициентом в размере 3000 рублей. В декабре 2019 года ФИО2 получил квартальную премию в размере 41880 рублей с районным коэффициентом в размере 6282 рубля.
Реестр решений Совета депутатов МО Красноярский поссовет за 2019 год, журналы регистрации постановлений администрации названного МО поссовет не содержат сведений о том, что Совет депутатов, администрация названного МО или глава поссовета принимали решения о выплате ответчику квартальных премий.
Свидетель А. Л.К. суду показала, что работает бухгалтером в администрации МО Красноярский поссовет. Ежеквартальные премии работавшему в 2019 году главой МО ФИО2 она начисляла в соответствии с Положением о денежном содержании главы МО Красноярский поссовет, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов МО Красноярский поссовет Кваркенского района. Перед начислением премии в конце квартала ФИО2 сообщал ей о том, что за истекший квартал он не подвергался административным наказаниям, дисциплинарных взысканий не имеет. Указанное обстоятельство само по себе было достаточным для начисления премии. Она сообщала ответчику о наличии средств для выплаты премии в полном размере. Если бюджет МО позволял выплачивать премии в максимально возможном размере, она начисляла ответчику премию в максимально возможном размере пропорционально отработанному ответчиком в квартале времени. Если бюджет был дефицитным, она сообщала об этом ФИО2 и начисляла премию в меньшем размере, чем предусмотрено Положением. Ответчик возражений относительно того, что премия начислялась в меньшем размере, не представлял. Специального решения Совета депутатов или распоряжения ответчика для начисления ответчику премии не требовалось, достаточно было наличия соответствующего условия Положения об оплате, то есть отсутствие административных наказаний и дисциплинарных взысканий. ФИО2 также не издавал никаких отдельных специальных устных или письменных распоряжений для назначения премий и в части их размера. Ныне Положение о денежном содержании главы МО Красноярский поссовет, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов МО Красноярский поссовет Кваркенского района, не действует. Новым Положением, принятым в 2020 году, предусмотрено, что квартальная премия главе МО выплачивается по решению Совета депутатов МО.
Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда), это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества, условий работы, а также компенсационные выплаты (доплаты, компенсационные надбавки, также за работу в особых климатических условиях, иные компенсационные выплаты), стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки, премии, иные поощрительные выплаты).
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных), доплат, надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Частными правилами ст. 144 ТК РФ установлено, что системы труда работников муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Действовавшее на время работы ответчика главой сельского поселения Положение о денежном содержании главы МО Красноярский поссовет, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов МО Красноярский поссовет Кваркенского района, не содержало правила о том, что решение о выплате главе поссовета квартальной премии должно приниматься Советом депутатов ежеквартально.
Премия ответчику назначалась с соответствии с порядком, установленным вышеназванным Положением.
Ссылок и сведений о том, что ФИО2 в спорный период привлекался к административной или дисциплинарной ответственности, не вырабатывал нормы рабочего времени, ответчик получал премии в размере, больше установленного, имелись иные установленные законом основания для возвращения полученных ответчиком в 2019 году премий, суду не представлено.
Также следует учесть, что суду не предоставлено доказательств того, что ответчик начислял себе премии самостоятельно, либо отдавал распоряжения об их начислении подчиненным ему работникам администрации.
Также надлежит учесть следующее.
В соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ст. 6 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных этим Законом.
В силу ч. 2, 4 ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими законами. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
В силу абзаца 2 ч. 15 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ управление, распоряжение представительным органом МО в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, кроме средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа МО и депутатов.
В силу абзаца 2 ч. 13 ст. 15 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" управление, распоряжение представительным органом МО в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, кроме средств бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа МО и депутатов.
Ст. 154 БК РФ установлено, что исполнительно-распорядительные органы МО обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов, разрабатывают, утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета, составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов.
В силу ч. 1 ст. 215.1 БК РФ исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования.
В соответствии с совокупным смыслом приведенных норм органы местного самоуправления, в том числе представительный орган и исполнительный орган, осуществляют управление и распоряжение средствами местного бюджета каждый в пределах своих полномочий.
Местный бюджет составляется исполнительным органом местного самоуправления, утверждается представительным органом местного самоуправления, после чего исполняется исполнительным органом местного самоуправления.
Федеральные законы и закон Оренбургской области не предусматривают право представительного органа муниципального образования принимать решения в процессе исполнения бюджета о выплате и размере премий лицам, замещающим муниципальные должности.
Надлежит учесть, что к лицам, замещающим муниципальные должности в силу ст. 36 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, относятся главы муниципальных образований.
При этом, как указано выше, в соответствии со смыслом абзаца 2 ч. 15 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, абзаца 2 ч. 13 ст. 15 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" представительные органы МО могут распоряжаться средствами местного бюджета в процессе его исполнения только для целей обеспечения деятельности представительного органа МО и депутатов
Соответственно, Совет депутатов МО Красноярский поссовет, приняв Положение о денежном содержании главы МО Красноярский поссовет, в процессе исполнения этого Положения ни при каких обстоятельствах не вправе принимать решения о выплатах премий, иных выплатах главе поселения.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного по делу требования, поэтому в удовлетворении такого требования надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
прокурору Кваркенского района Оренбургской области в удовлетворении заявленного по делу требования отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, на решение может быть принесено апелляционное представление прокурором в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Тарасенко А.Г.
Мотивированное решение суда составлено 17 февраля 2021 года.