Дело № 2-40/2022 (2-868/2021)
УИД №
Решение в окончательной форме
изготовлено 18 января 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2022 года г.Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Иноземцевой И.С.,
при секретаре Митяевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И.о. Алейского межрайонного прокурора действующего в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Шипуновская тепловая компания», администрации г.Алейска Алтайского края о признании незаконным бездействия по обеспечению неснижаемого суточного норматива топлива, обязании обеспечить наличие неснижаемого суточного нормативного запаса топлива,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Алейского межрайонного прокурора действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Шипуновская тепловая компания», администрации г.Алейска Алтайского края о признании незаконным бездействия по обеспечению неснижаемого суточного норматива запаса топлива, обязании обеспечить наличие неснижаемого суточного нормативного запаса топлива, указывая на следующие обстоятельства
Межрайонной прокуратурой в рамках проверки исполнения на поднадзорной территории законодательства о теплоснабжении деятельности ООО «Шипуновская тепловая компания» и администрации г.Алейска выявлены следующие нарушения. ООО «Шипуновская тепловая компания» с использованием 7-ми котельных, функционирующих на твердом топливе и расположенных в границах г.Алейска (котельная №<адрес>, котельная №<адрес>, котельная №<адрес>, котельная №<адрес>, котельная №<адрес>, котельная №<адрес>, котельная №<адрес>) осуществляет теплоподачу и обеспечивает отопление жилого фонда и социальных учреждений на территории городского округа. Используемые предприятием муниципальные объекты теплоснабжения переданы юридическим лицом органом местного самоуправления по концессионному соглашению от 18 февраля 2019 года. По информации ресурсоснабжающей организации среднесуточный расход твердого топлива на всех указанных котельных в ноябре 2021 года составляет 108,8 тонн. Распоряжением администрации г.Алейска от 15 сентября 2021 года №-р в г.Алейске начат отопительный период 2021-2022 года. Теплоснабжающей организацией совместно с управляющими компаниями произведено заполнение тепловой энергией систем теплоснабжения социальной сферы, жилищного фонда и прочих потребителей. В нарушение положений п.п.11 п.13 Правил оценки готовности к отопительному сезону, п.п.4.1.1 п.11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, п.п.11, 20 Порядка определения нормативов запасов топлива, неснижаемый нормативный запас топлива, обеспечивающий бесперебойную работу котельных в течение 14-ти суток, в настоящее время теплоснабжающей организацией не сформирован. Имеющийся по состоянию на 29 ноября 2021 года у ООО «Шипуновская тепловая компания» объем твердого топлива (1 080 тонн) является достаточным для обеспечения выработки котельными тепловой энергии только в течение 10-ти суток. Таким образом, в ходе отопительного периода 2021-2022 года теплоснабжающей организацией и органом местного самоуправления ненадлежащим образом реализуются предусмотренные положениями Закона «О теплоснабжении» функции по обеспечению надлежащего теплоснабжения потребителей и безаварийной работы объектов теплоснабжения, чем созданы условия для возникновения чрезвычайных ситуаций и нарушения прав граждан на безопасные и благоприятные условия проживания.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие ООО «Шипуновская тепловая компания» по обеспечению неснижаемого 14-ти суточного нормативного запаса топлива для эксплуатируемых котельных в г.Алейске в отопительный период 2021-2022 года; обязать ООО «Шипуновская тепловая компания» обеспечить наличие неснижаемого 14-ти суточного нормативного запаса для используемых котельных в г.Алейске и не снижать нормативный запас в течение отопительного периода 2021-2022 года; обязать администрацию г.Алейска принять меры по организации обеспечения 14-ти суточного неснижаемого запаса топлива для используемых ООО «Шипуновская тепловая компания» котельных в г.Алейске; обратить судебное решение к немедленному исполнению в соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ.
В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора П.А.С. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Шипуновская тепловая компания» М.О.А. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление. Из письменных возражений следует, что бездействие Общества в части необеспечения неснижаемыми нормативными запасами топлива на момент проведения проверки и на момент рассмотрения иска отсутствует. Так, органом местного самоуправления и Обществом 18 февраля 2019 года заключено концессионное соглашение, в соответствии с которым Общество владеет объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенными на территории г.Алейска Алтайского края, в том числе и перечисленными в исковом заявлении котельными с присоединенными к ним сетями теплоснабжения и горячего водоснабжения, которые находятся в муниципальной собственности. Согласно разделов 1-2 концессионного соглашения топливо, для обозначенных в иске котельных, может храниться в емкостях прикотельных складских помещениях. Площадки для хранения угля концедентом концессионеру не переданы (отсутствуют). Исходя из переданного по концессионному соглашению имуществу (котельным) возможный процент создания неснижаемого запаса топлива по прикотельным складам Общества может быть создан в следующих размерах: котельная №, г.Алейск, <адрес>: 250 тонн от 409 тонн нормативных или 61%; котельная: 25 тонн от 156 тонн нормативных или 16%; котельная №, г.Алейск, <адрес>: 22 тонны от 74 тонн нормативных или 30%; котельная №, г.Алейск, <адрес>: 10 тонн от 45 тонн нормативных или 22%; котельная №, г.Алейск, <адрес>: 12 тонн от 29 тонн нормативных или 31%; котельная, г.Алейск, <адрес>: 300 тонн от 596 тонн нормативных или 50%; котельная, г.Алейск, <адрес>: 300 тонн от 625 тонн нормативных или 48%. Всего емкости прикотельных складов обозначенных котельных согласно технических параметров вмещают 919 тонн твердого топлива. На момент проведения проверки запас топлива на складах составляет 1080 тонн, что превышает возможный объем создания запасов топлива. Таким образом, Общество надлежащим образом исполнило принятое на себя обязательство по осуществлению бесперебойной работы теплоснабжающего комплекса, в том числе и по обеспечению запасами топлива исходя из возможности в рамках переданного имущества по концессионному соглашению. Складские помещения по возможности загрузки объемов имеющихся складов заполнены с превышением. Требование в части обязания Общества обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива не подлежит удовлетворению, поскольку помимо того, что у Общества отсутствуют складские помещения либо площадки для хранения твердого топлива, для него не установлены нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении». В Алтайском крае нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии в г.Алейске Алтайского края определяет и утверждает орган исполнительной власти субъекта РФ – Управление по государственному регулированию цен и тарифов. Так, на момент заключения Концессионного соглашения от 18 февраля 2019 года нормативы запасов топлива Управлением по тарифам не определены и не утверждены. Общество обращалось с заявлением на установление тарифа на тепловую энергию в сфере теплоснабжения на 2021 год в состав которого должны быть заложены расходы нормативного создания запасов топлива по котельным. Однако данные расходы на нормативы создания запасов топлива по котельным не приняты в расчетах тарифа на тепловую энергию в 2021 году. Сами нормативные запасы топлива для источников тепловой энергии также не установлены.
Представитель ответчика Администрации г.Алейска Алтайского края В.О.В. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях и дополнительных возражениях на исковое заявление. Из письменных возражений следует, что администрация г.Алейска в полном объеме исполняет полномочия, указные в ст.16 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.6 ФЗ от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении». Организовала в границах городского округа, теплоснабжение населения и передала имущество для осуществления бесперебойной работы объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения г.Алейска Алтайского края по концессионному соглашению от 18 февраля 2019 года, заключенному с ООО «Шипуновская тепловая компания». То, что у ШТК не было запаса угля, для осуществления бесперебойной работы объектов теплоснабжения, администрация города не знала. Уведомительных писем, телеграмм от ШТК в адрес администрации города не поступало. Об отсутствии запаса угля у ШТК администрации города стало известно 06 декабря 2021 года от директора ШТК. Администрация города сразу же начала вести переговоры с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о заключении договора на получение резервного запаса угля марки ДР в количестве 500 тонн. Данный уголь был передан ШТК. Заключен договор о переводе долга по договору на получение угля из резервного запаса между администрацией города и ООО «Шипуновская тепловая компания». В целях недопущения нарушения функционирования систем жизнеобеспечения населения проведен аукцион на поставку угля для формирования резервного запаса. Приказом Минэнерго №377 от 10 августа 2012 года утвержден Порядок расчета нормативов запасов топлива, в котором не говорится, что орган местного самоуправления – администрация города обязана принимать меры по организации обеспечения 14-ти суточного неснижаемого запаса топлива на котельных. Готовность к отопительному сезону 2021-2022 годов в городе была, паспорта готовности котельных подписаны.
Представитель третьего лица АО «Алтайское управление водопроводов» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен в установленном законом порядке.
Представитель третьего лица Управления по государственному регулированию цен и тарифов Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен в установленном законом порядке, в поступившем информационном письме от 27 декабря 2021 года ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Кроме того, в указанном письме по существу заявленных требований пояснил, что утверждение нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии не входит в компетенцию управления по тарифам. ООО «Шипуновская тепловая компания» обратилась в управление по тарифам с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию на 2019-2023 годы. В материалах, приложенных к заявлению ООО «Шипуновская тепловая компания» об установлении тарифов на тепловую энергию на 2019-2023 годы, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии не представлен, в связи с чем вопрос о включении неснижаемого запаса топлива в объеме нормативного при установлении тарифов на тепловую энергию не рассматривался.
С учетом изложенных обстоятельств, мнения лиц участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.5 ст.20 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:
1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;
3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;
4) обеспечивать качество теплоносителей;
5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;
6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;
7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;
8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствии с п.11 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 18 февраля 2019 года заключено концессионное соглашения между муниципальным образованием г.Алейск Алтайского края, от имени которого выступает Администрация г.Алейска Алтайского края, МУП «Тепло-1» г.Алейска, МУП «Тепло-2» г.Алейска, совместно именуемые «Концедент», с одной стороны, и ООО «Шипуновская тепловая компания» именуемое «Концессионер».
Согласно п.1.1. концессионного соглашения от 18 февраля 2019 года, Концессионер обязуется за свой счет и (или) за счет привлеченных средств провести реконструкцию (модернизацию) имущества, описание и состав которого указаны в разделе II настоящего Соглашения, право собственности на которое принадлежит Концеденту, и осуществлять производство и передачу тепловой энергии и горячее водоснабжение с использованием Объекта Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения для осуществления бесперебойной работы объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения г.Алейска Алтайского края.
В соответствии с п.2.3. Устава ООО «Шипуновская тепловая компания», Общество осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха; передача пара и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); обеспечение работоспособности котельных; обеспечение работоспособности тепловых сетей; торговля паром и горячей водой (тепловой энергией).
Таким образом, обязанность обеспечить бесперебойное, надлежащее теплоснабжение потребителей на территории г.Алейска Алтайского края возложена на ООО «Шипуновская тепловая компания».
В эксплуатации ООО «Шипуновская тепловая компания» находится: котельная № – г.Алейск, <адрес>; котельная № – <...>; котельная № – г.Алейск, <адрес>; котельная № – г.Алейск, <адрес>; котельная № – г.Алейск, <адрес>; котельная – г.Алейск, <адрес>; котельная – г.Алейск, <адрес>.
ООО «Шипуновская тепловая компания» является теплоснабжающей организацией, эксплуатирующей тепловые энергоустановки (котельные) для выработки тепловой энергии.
24 августа 2021 года между ООО «Шипуновская тепловая компания» (заказчик) и АО «Алтайское управление водопроводов» (поставщик) заключен договор поставки № согласно которому поставщик обязуется передать заказчику уголь в количестве 19 000 тонн. Поставка товара осуществляется в течение срока действия Договора, отдельными партиями, по разовым заявкам заказчика. Место поставки: площадка для хранения угля, расположенная по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, код станции №.
22 ноября 2021 года между ООО «Шипуновская тепловая компания» (заказчик) и АО «Алтайское управление водопроводов» (поставщик) заключен договор поставки №/ согласно которому поставщик обязуется передать заказчику уголь в количестве 17 000 тонн. Поставка товара осуществляется в течение срока действия Договора, отдельными партиями, по разовым заявкам заказчика. Место поставки: площадка для хранения угля, расположенная по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, код станции №.
Из акта проверки от 29 ноября 2021 года следует, что в рамках проверки исполнения ООО «Шипуновская тепловая компания» законодательства о теплоснабжении на момент проверки (29 ноября 2021 года) запаса твердого топлива осуществлен выезд по местам нахождения котельных в г.Алейске и на склад (<адрес>, г.Алейск), являющимся местом хранения всего топлива, находящегося в распоряжении ООО «Шипуновская тепловая компания». Посредством визуального осмотра имеющегося в котельных и на складе скопления твердого топлива (угля), а также со слов работников котельной и руководителя предприятия, установлено, что общий объем запаса угля, находящегося в местах хранения, составляет около 1 000 тонн. Объем запаса твердого топлива, необходимого ООО «Шипуновская тепловая компания» для отапливания котельных в течение 14-ти дней, составляет 1 400 – 1 500 тонн.
Согласно ответа ООО «Шипуновская тепловая компания», направленного Алейскому межрайонному прокурору, на требование от 25 ноября 2021 года №, запас топлива по состоянию на 29 ноября 2021 года на складах угля котельных ООО «Шипуновская тепловая компания» – 358 тонн, на складе Поставщика (площадка для хранения угля) по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес> – 722 тонны, а всего 1 080 тонн. Общее количество суток расходования имеющегося запаса топлива составляет – 10 суток.
Пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации №115 от 24 марта 2003 года, предусмотрено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. При этом запас основного и резервного топлива должен обеспечиваться в соответствии с нормативами.
Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года №377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).
Согласно п.2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому. Основаниями для корректировки нормативов запасов топлива являются изменения программы выработки тепловой энергии или смена вида топлива, реализация мероприятий по реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, приводящих к изменению объема выработки тепловой энергии (мощности) (п.15 Порядка).
В соответствии с п.3 Порядка неснижаемый нормативный запас топлива определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
В соответствии с п.17 Порядка нормативы создания запасов топлива могут формироваться: для организации в целом при возможности использования запасов топлива независимо от территориального расположения источников тепловой энергии и складов для хранения топлива; для отдельных обособленных подразделений (филиалов) по видам топлива; для обособленных подразделений (филиалов), территориально отдаленных от других подразделений организации
Расчетный размер неснижаемого нормативного запаса топлива определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается неснижаемый нормативный запас топлива, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, для твердого топлива, доставляемого железнодорожным транспортом, объем запаса топлива должен составлять 14 суток (пункты 19, 20 Порядка).
Из пояснений представителя ответчика ООО «Шипуновская тепловая компания» М.О.А. следует, что неснижаемый нормативный запас топлива не определен и не утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Шипуновская тепловая компания» М.О.А. представила расчет нормативов запаса топлива на муниципальных котельных ООО «Шипуновская тепловая компания» на осенне-зимний период 2021-2022 годов, так согласно данного расчета неснижаемого нормативного запаса топлива на 14 суток составляет для:
- котельной № по <адрес> г.Алейска – 0,409 тыс.т.;
- котельной № по <адрес> г.Алейска – 0,156 тыс.т.;
- котельной № по <адрес> г.Алейска – 0,074 тыс.т.;
- котельной № по <адрес> г.Алейска – 0,045 тыс.т.;
- котельной № по <адрес> г.Алейска – 0,039 тыс.т.;
- котельной по <адрес> г.Алейска – 0,596 тыс.т.;
- котельной по <адрес> г.Алейска – 0,625 тыс.т.;
- а всего – 1,944 тыс.т.
Из представленных ООО «Шипуновская тепловая компания» сведений об объемах имеющегося в ООО «Шипуновская тепловая компания» твердого топлива и количества суток, в течение которых запас топлива будет израсходован, по состоянию на 10 января 2022 года, следует, что запас топлива на котельных ООО «Шипуновская тепловая компания» на указанную дату, составляет 1 381,274 тонны, что, исходя из среднесуточного расхода топлива в 124,734 тонны, будет израсходовано в течение 11 суток.
Таким образом, требования истца о признании незаконным бездействия ООО «Шипуновская тепловая компания» по обеспечению неснижаемого 14-ти суточного нормативного запаса топлива для эксплуатируемых котельных в г.Алейске в отопительный период 2021-2022 года и об обязании ООО «Шипуновская тепловая компания» обеспечить наличие неснижаемого четырнадцати суточного нормативного запаса топлива для эксплуатируемых котельных в г.Алейске Алтайского края и не снижении нормативного запаса в течение отопительного периода 2021-2022 годов, являются законными и обоснованными, а потому подлежащим удовлетворению.
Доводы представителя ответчика ООО «Шипуновская тепловая компания» о том, что неснижаемый нормативный запас топлива не определен и не утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ, не установлены тарифы в части расходов нормативного создания запасов топлива по котельным являются необоснованными.
В силу положений пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 12.12.7 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 20 декабря 2018 года №214, министерство наделено полномочиями по утверждению нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Для оказания данной услуги приказом Минстроя Алтайского края от 14 мая 2020 года №163 разработан Административный регламент предоставления Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края государственной услуги по утверждению нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Согласно п.2.11. указанного регламента для предоставления государственной услуги необходимы документы, в том числе: заявление установленной формы; сводная таблица результатов расчетов нормативов, подготовленная в соответствии с требованиями Порядка №323; пояснительная записка, составленная заявителем в соответствии с требованиями Порядка №323; расчеты нормативов по каждой котельной на каждый месяц расчетного периода регулирования (долгосрочного периода регулирования) и в целом за расчетный период регулирования (каждый расчетный период регулирования в рамках долгосрочного периода регулирования), выполненные в соответствии с требованиями Порядка №323.
Таким образом, утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, носит заявительный характер. Сведений о том, что ООО «Шипуновская тепловая компания» обращалась в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края за оказанием указанной государственной услуги ответчиком не предоставлено.
Из информационного письма Управления по государственному регулированию цен и тарифов Алтайского края от 27 декабря 2021 года следует, что вопрос о включении неснижаемого запаса топлива в объеме нормативного при установлении тарифов на тепловую энергию не рассматривался, поскольку ООО «Шипуновская тепловая компания» не представила к заявлению ООО «Шипуновская тепловая компания» об установлении тарифов на тепловую энергию на 2019-2023 годы приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии.
При этом суд учитывает, что ответчиком ООО «Шипуновская тепловая компания» в судебное заседание представлены расчеты нормативов запаса топлива на муниципальных котельных ООО «Шипуновская тепловая компания» на осенне-зимний период 2021-2022 годов, сводная таблица результатов расчетов нормативов, а также пояснительные записки по проведенному ими расчету. Расчет нормативов запаса топлива на муниципальных котельных ООО «Шипуновская тепловая компания» на осенне-зимний период 2021-2022 годов участниками процесса не оспаривается, оснований не согласиться с указанным расчетом у суда также не имеется.
Довод ответчика ООО «Шипуновская тепловая компания» об отсутствии места для хранения необходимого количества твердого топлива для создания нормативного запаса на территории г.Алейска подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку ООО «Шипуновская тепловая компания» является как гарантирующим поставщиком, осуществляющим теплоснабжение на территории г.Алейска Алтайского края, так и фактическим владельцем (владельцем-держателем) в силу концессионного соглашения от 18 февраля 2019 года вышеуказанных котельных, переданных в эксплуатацию. При этом, в силу своего правового положения, общество не ограничено в праве выбора способа обеспечения хранения необходимого объема топлива, посредством заключения, в порядке ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, договоров аренды необходимого емкостного парка, об ответственном хранении запаса топлива требуемого объема, а также других договоров, направленных на качественное исполнение возложенных на него обязанностей по обеспечению запасов топлива. При этом, следует учесть, что ООО «Шипуновская тепловая компания», вступая в договорные отношения и осуществляя в целях извлечения прибыли деятельность по производству и передаче тепловой энергии, не могло исключать вероятность наступления любых хозяйственных рисков, в том числе связанных с обеспечением хранения необходимого объема топлива и должно было предвидеть возможность их наступления. Стороной ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом мер в указанной части, в том числе путем обращения в Администрацию г.Алейска Алтайского края за выделением соответствующего земельного участка для хранения твердого топлива. Кроме того, ООО «Шипуновская тепловая компания» не представила сведения о вместительности склада поставщика АО «Алтайское управление водопроводов», с которым заключены соответствующие договоры поставки твердого топлива.
При разрешении требования истца об обязании Администрации г.Алейска Алтайского края принять меры по организации обеспечения 14-ти суточного неснижаемого запаса топлива для используемых ООО «Шипуновская тепловая компания» котельных в г.Алейске, суд исходит из следующего.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» определены полномочия органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, к которым относятся, в частности, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из материалов гражданского дела следует, что администрацией г.Алейска Алтайского края исполняются вышеуказанные полномочия, а именно администрацией города организовано в границах городского округа, теплоснабжение населения и передано имущество для осуществления бесперебойной работы объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения г.Алейска Алтайского края по концессионному соглашению от 18 февраля 2019 года, заключенному с ООО «Шипуновская тепловая компания». В связи с отсутствием запасов у ООО «Шипуновская тепловая компания» администрацией города проведены переговоры с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о заключении договора на получение резервного запаса угля марки ДР в количестве 500 тонн, который был передан ШТК с заключением договора о переводе долга по договору на получение угля из резервного запаса. В целях недопущения нарушения функционирования систем жизнеобеспечения населения проведен аукцион на поставку угля для формирования резервного запаса.
Поскольку, в соответствии с положениями ч.5 ст.20 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» организация обеспечения нормативных запасов топлива возложена на теплоснабжающую организацию, то требования истца об обязании Администрации г.Алейска Алтайского края по организации обеспечения 14-ти суточного неснижаемого запаса топлива для используемых ООО «Шипуновская тепловая компания» котельных в г.Алейске, удовлетворению не подлежат.
И.о. Алейского межрайонного прокурора заявлено ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению в порядке ст. 212 ГПК РФ.
Согласно ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Как разъяснено в абз.5 п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Из материалов дела следует, что теплоснабжающей организацией ООО «Шипуновская тепловая компания» ненадлежащим образом исполняется обязанность по организации обеспечения 14-ти суточного неснижаемого запаса топлива для используемых ООО «Шипуновская тепловая компания» котельных в г.Алейске, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, тем самым нарушить права граждан на безопасные и благоприятные условия проживания.
Таким образом, решение суда в части возложения на ООО «Шипуновская тепловая компания» обязанности обеспечить наличие неснижаемого четырнадцати суточного нормативного запаса топлива для эксплуатируемых котельных в г.Алейске Алтайского края и не снижать нормативный запас в течение отопительного периода 2021-2022 годов, подлежит обращению к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования И.о. Алейского межрайонного прокурора действующего в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ООО «Шипуновская тепловая компания» по обеспечению неснижаемого четырнадцати суточного нормативного запаса топлива для эксплуатируемых котельных в г.Алейске Алтайского края в отопительный период 2021-2022 годов.
Обязать ООО «Шипуновская тепловая компания» обеспечить наличие неснижаемого четырнадцати суточного нормативного запаса топлива для эксплуатируемых котельных в г.Алейске Алтайского края и не снижать нормативный запас в течение отопительного периода 2021-2022 годов.
В удовлетворении исковых требований И.о. Алейского межрайонного прокурора действующего в защиту неопределенного круга лиц к администрации г.Алейска Алтайского края, отказать.
Решение в части возложения на ООО «Шипуновская тепловая компания» обязанности обеспечить наличие неснижаемого четырнадцати суточного нормативного запаса топлива для эксплуатируемых котельных в г.Алейске Алтайского края и не снижать нормативный запас в течение отопительного периода 2021-2022 годов обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Алейский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.
Судья Алейского городского суда И.С.Иноземцева