№ 2-41(2)/2022
64RS0028-02-2022-000041-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2022 г. с. Ивантеевка
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Протопопова А.В.,
при секретаре судебного заседания Колеконовой Т.В.,
с участием прокурора Ивантеевского района Саратовской области Кочеткова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ивантеевского района Саратовской области в интересах Ивантеевского муниципального района Саратовской области и неопределенного круга лиц к ООО «Лагуна» о взыскании вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды,
установил:
прокурор Ивантеевского района Саратовской области в интересах Ивантеевского района Саратовской области и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к «Лагуна» и просил взыскать с ООО «Лагуна» в пользу Ивантеевского муниципального района Саратовской области сумму причиненного вреда в размере 883 200 рублей.
В обоснование своих требований ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства РФ на земельном участке с кадастровым номером <Номер> в 2 метрах юго-западного направления от ограждения нефтебазы, принадлежащей ООО «Лагуна» по адресу: <Адрес> и установлено, что в период с 01 июля 2021 года по 31 июля 2021 года, мастер по наливу и сливу нефти и нефтепродуктов ООО «Лагуна»
К.А.Г. назначенный на должность приказом директора № 1/04 от 01.04.2021, разместил отходы нефтепродуктов, согласно экспертного заключения №42-о от 09.11.2021 филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Саратовской области» Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» относящиеся к 3 классу опасности, на открытом грунте, а именно, на земельном участке с кадастровым номером <Номер> в 2 метрах юго-западного направления от ограждения нефтебазы, принадлежащей
ООО «Лагуна» по адресу: <Адрес> что повлекло загрязнение окружающей среды, причинив ущерб экологии в размере 883200 рублей. Старшим следователем Пугачевского МСО СУ СК РФ по Саратовской области Б.М.В. 14.01.2022 в отношении сотрудника ООО «Лагуна» К.А.Г. возбуждено уголовное дело
<Номер> по ч. 2 ст. 247 УК РФ. Согласно сведениям администрации Ивантеевского муниципального района от 28.11.2021 исх. № 3033 земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <Номер> и адресными ориентирами: <Адрес> относится к землям государственная собственность на который не разграничена и находится в аренде ООО «Пегасус». Согласно справке о результатах проверки управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям на земельном участке с кадастровым номером <Номер> в 2 метрах юго-западного направления от ограждения нефтебазы, принадлежащей ООО «Лагуна» по адресу: <Адрес> 27.10.2021 выявлена выкопанная траншея длиной 117 метров, шириной 230 см., глубиной 114 см. В данной траншее обнаружено вещество черного цвета вязкого состояния с характерным запахом нефтепродуктов. Длина розлива составляет 100 метров. Жидкость заполнена в траншее на глубину 30 см. С правой стороны от траншеи обнаружен резино-тканевый рукав, на котором имеются следы нефтепродуктов. Специалистами филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», привлеченными к проверке управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям, осуществлен отбор проб почвы на наличие нефтепродуктов, а также отбор проб вещества, находящегося в траншее с целью определения класса опасности. По результату лабораторных исследований (заключение №42-о от 09.11.2021) установлен класс опасности обезличенного вещества – III класс опасности. По результатам почво-химического анализа проб почвы (заключение №37-п от 09.11.2021), выполненных Филиалом «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», установлено наличие превышение концентраций загрязняющих веществ по следующим показателям (протокол испытаний почвы № 415-П/2021 от 09.11.2021): проба №1350 – 147 мг/кг - превышение в 7,3 раза; проба №1351 – 770 мг/кг - превышение в более 38,5 раз; проба №1352– 20 мг/кг; проба №1353 – менее 20 мг/кг. По результатам биотестирования (заключение от 09.11.2021 №42-о), выполненного Филиалом «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», установлено что образец, отобранный из траншеи, относится к отходу III класса опасности (протокол испытаний №236/558-БИО/2021 от 09.11.2021). По результату исследования содержание нефтепродуктов на территории земельного участка с кадастровым номером <Номер> в 2 метрах юго-западного направления от ограждения нефтебазы, принадлежащей ООО «Лагуна» по адресу: <Адрес> мг/кг. Согласно расчету размер вреда, причинённый химическим загрязнением почвы нефтепродуктами на территории земельного участка с кадастровым номером <Номер> в 2 метрах юго-западного направления от ограждения нефтебазы, принадлежащей ООО «Лагуна» по адресу: <Адрес> составляет 883 200 рублей (восемьсот восемьдесят три тысячи двести рублей). Использование земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <Номер> и адресными ориентирами: <Адрес> и у западной границы земельного участка ООО «Группа компаний «Двимавто», нарушенного в результате загрязнения отходами нефтепродуктов, в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием не возможно без проведения работ по восстановлению (рекультивации).
Представитель ответчика ООО «Лагуна» в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о его времени и месте, в представленном в суд письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, полностью признал исковые требования прокурора, указал, что, в соответствии со ст. 173 ГПК РФ, разъяснены последствия признания исковых требований, и суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представители третьих лиц Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям, ООО «Пегасус» в судебное заседание не явились, своевременно и надлежащим образом извещены о его времени и месте, и суд, руководствуясь
ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав истца – прокурора Ивантеевского района Саратовской области Кочеткова Д.В., который поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 6 ЗК РФ закрепляет землю как природный объект и природный ресурс в качестве объекта земельных отношений.
Охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, в том числе, следующие принципы хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Согласно ст. 1 данного закона, компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения. Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из ст. 12 ЗК РФ следует, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со ст. 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В силу пункта 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Исходя из смысла данной нормы, возмещение вреда по утвержденным таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, которая устанавливается с учетом не только материального вреда, но и экологических потерь.
Статьей 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, одним из которых является имущественная (гражданско-правовая) ответственность.
Статья 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» гласит, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Согласно сведениям администрации Ивантеевского муниципального района от 28.11.2021 земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <Номер> и адресными ориентирами: <Адрес> относится к землям государственная собственность на который не разграничена и находится в аренде ООО «Пегасус».
Согласно справке о результатах проверки управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям на земельном участке с кадастровым номером <Номер> в 2 метрах юго-западного направления от ограждения нефтебазы, принадлежащей ООО «Лагуна» по адресу: <Адрес>, 27.10.2021 выявлена выкопанная траншея длиной 117 метров, шириной 230 см., глубиной 114 см. В данной траншее обнаружено вещество черного цвета вязкого состояния с характерным запахом нефтепродуктов. Длина розлива составляет 100 метров. Жидкость заполнена в траншее на глубину 30 см. С правой стороны от траншеи обнаружен резино-тканевый рукав, на котором имеются следы нефтепродуктов.
Специалистами филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», привлеченными к проверке управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям, осуществлен отбор проб почвы на наличие нефтепродуктов, а также отбор проб вещества, находящегося в траншее с целью определения класса опасности. По результату лабораторных исследований (заключение №42-о от 09.11.2021) установлен класс опасности обезличенного вещества – III класс опасности.
По результатам почво-химического анализа проб почвы (заключение №37-п от 09.11.2021), выполненных Филиалом «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», установлено наличие превышение концентраций загрязняющих веществ по следующим показателям (протокол испытаний почвы № 415-П/2021 от 09.11.2021): проба №1350 – 147 мг/кг - превышение в 7,3 раза; проба №1351 – 770 мг/кг - превышение в более 38,5 раз; проба №1352– 20 мг/кг; проба №1353 – менее 20 мг/кг.
По результатам биотестирования (заключение от 09.11.2021 №42-о), выполненного Филиалом «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», установлено что образец, отобранный из траншеи, относится к отходу III класса опасности (протокол испытаний №236/558-БИО/2021 от 09.11.2021). По результату исследования содержание нефтепродуктов на территории земельного участка с кадастровым номером <Номер> в 2 метрах юго-западного направления от ограждения нефтебазы, принадлежащей ООО «Лагуна» по адресу: <Адрес> 458,5 мг/кг. Согласно расчету размер вреда, причинённый химическим загрязнением почвы нефтепродуктами на территории земельного участка с кадастровым номером <Номер> в 2 метрах юго-западного направления от ограждения нефтебазы, принадлежащей ООО «Лагуна» по адресу: <Адрес> составляет 883 200 рублей (восемьсот восемьдесят три тысячи двести рублей).
Незаконными действиями ООО «Лагуна» причинен ущерб законным интересам Ивантеевского муниципального образования, а также правам и законным интересам неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированными ст. 42 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора Ивантеевского района Саратовской области о взыскании с ООО «Лагуна» в пользу Ивантеевского муниципального района Саратовской области суммы причиненного вреда, подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Таким образом, в данном случае платеж по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежит зачислению в бюджет Ивантеевского муниципального района Саратовской области.
С учетом удовлетворенных исковых требований с ООО «Лагуна» в пользу бюджета Ивантеевского муниципального района Саратовской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере в размере 12032 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Ивантеевского района Саратовской области удовлетворить.
Взыскать с ООО «Лагуна» в пользу Ивантеевского муниципального района Саратовской области сумму причиненного вреда в размере 883200 (Восемьсот восемьдесят три тысячи двести) рублей 00 копеек, путем зачисления указанной суммы в бюджет Ивантеевского района Саратовской области: УФК по Саратовской области (Администрация Ивантеевского муниципального района Саратовской области л/с <Номер> ИНН: <Номер> КПП: <Номер> БИК: <Номер>, Единый казначейский счет: <Номер>, Казначейский счет: <Номер>, Банк получателя: Отделение Саратов Банка России//УФК по Саратовской области г. Саратов, ОКТМО: <Номер> Код дохода: <Номер>
Взыскать с ООО «Лагуна» государственную пошлину в доход бюджета Ивантеевского муниципального района Саратовской области в размере 12032 (Двенадцать тысяч тридцать два) руб.
В течение одного месяца со дня принятия решения на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Пугачевский районный суд Саратовской области.
Решение в окончательной форме принято 04 марта 2022 года.
Председательствующий А.В. Протопопов