Дело №2-4101/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2017 года
Свердловский районный суд г. Костромы
в составе председательствующего судьи Морева Е.А.,
при секретаре Смирновой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Геворгяна Хачатура Миграновича к индивидуальному предпринимателю Злобнову Ивану Сергеевичу о расторжении договора купли-продажи, взыскании стоимости товара, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,
установил:
Геворгян Х.М. обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Злобнову И.С. о расторжении договора купли-продажи, взыскании стоимости товара, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, указав, что 16 марта 2017 года между ИП Злобновым И.С. и Геворгяном Х.М. был заключен договор купли-продажи №. Договор был заключен в салоне №1031 ТЦ «Экспострой» по адресу: г. Кострома. Кинешемское шоссе, д.76/2. В дальнейшем торговый центр был переименован собственниками здания ТЦ «Лента». Согласно п.1 договора продавец обязуется передать в собственность покупателю товар – диван «Бристоль -3У (выкатной с механизмом), а покупатель обязуется принять и оплатить мебель на условиях заключенного договора. 16.03.2017 года истец произвел оплату по договору в размере 29990 рублей. Согласно п.2 договора диван должен быть передан покупателю в течение 26 рабочих дней с момента 100% оплаты за товар. 15 апреля 2017 года диван был доставлен ответчиком по адресу: .... В день доставки мебели сразу было обнаружено повреждение дивана со стороны подлокотника: порван шов и часть кожаной обивки. Повреждения дивана были обнаружены после подписания акта приема-передачи к договору №. В момент приема мебели повреждения были не заметны, так как место порыва кожаной части дивана и шва были прикрыты. Работники доставки, действующие от имени ответчика, торопили подписать акт приема, в связи с наличием большого количества заказов по доставке мебели. На следующий день 16 апреля 2017 года истец прибыл в место приобретения мебели и передал ответчику заявление с требованием вывезти диван и вернуть денежные средства в размере 29990 рублей. Текст заявления был заполнен по форме заявления, установленного ИП Злобновым И.С. Ответа не претензию не последовало. Срок возврата денежных средств по заявлению от 16.04.2017 года истек 26.04.2017 года. В связи, с чем с ответчика подлежит взысканию неустойка за период с момента истечения срока для удовлетворения претензии до 14 сентября 2017 года. На основании изложенного просит расторгнуть договор купли-продажи товара от 16.03.2017 года, взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства, уплаченные за товар в размере 29990 рублей, пени за просрочку исполнения требований истца о возврате денежных средств ха товар в размере 42585,80 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей и штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере 41287,90 рублей.
В судебном заседании истец Геворгян Х.М., его представитель по устному ходатайству Моргунов П.П. исковые требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик ИП Злобнов И.С. в судебное заседание не явился, направил в суд возражения на исковое заявление, в которых указал, что требования в части возврата денежных средств за диван в сумме 29990 рублей признает, однако с размером неустойки, компенсации морального вреда и штрафа не согласен, в случае удовлетворения исковых требований просит снизить их до разумных пределов в связи с тяжелым финансовым положением. Указал также, что пытался урегулировать спор с истцом путем заключения мирового соглашения.
Выслушав истца, его представителя, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно ч. 2 ст. 455 ГК РФ, договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара.
Согласно ст. 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара.
В силу ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию (ч.4 ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Статьей 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" определено, что изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
В силу ч. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком 16.03.2017 года заключен договор купли-продажи №, по условиям которого индивидуальный предприниматель Злобнов И.С. принял на себя обязательство по передаче заказчику Геворгяну Х.М. дивана «Бристоль -3У» (выдвижной с механизмом), а покупатель в свою очередь обязался принять товар и оплатить его согласно условий договора (л.д.11).
Стоимость заказа составила 29990 рублей, которые покупатель уплатил продавцу при заключении договора, что ответчиком не оспаривалось (л.д.9,10).
В соответствии с актом приема-передачи от 14.04.2017 года была осуществлена доставка дивана "Бристоль - 3У»" по адресу заказчика Геворгяна Х.М. (л.д.14).
Вместе с тем, 16.04.2017 г. заказчик Геворгян Х.М. заявил продавцу о наличии недостатков товара – со стороны подлокотника порван шов и часть кожаной обивки. Просил вывезти диван и вернуть уплаченные за него денежные средства в размере 29990 рублей (л.д.8).
Судом установлено, что возврат товара не осуществлен, стоимость дивана заказчику продавцом не возвращена.
Вышеуказанные обстоятельства ответчик не оспаривал, что следует из представленных в материалы дела письменных возражений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении продавцом прав потребителя, в связи, с чем требования Геворгяна Х.М. о расторжении договора купли-продажи № и взыскании по нему денежных средств в размере 29990 рублей подлежат удовлетворению.
В силу ст.23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Согласно ст.22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
При обращении истца к ответчику - 16.04.2017 г. соответствующее требование подлежало удовлетворению в срок до 25.04.2017 г., что ответчиком сделано не было.
Таким образом, неустойка (пени) за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, подлежит взысканию (с учетом заявленных исковых требований) за период с 26.04.2017 г. по 14.09.2017 г. (дата подачи искового заявления в суд) в размере одного процента от цены товара за каждый день такой просрочки.
Неустойка составляет 1% от стоимости товара * количество дней просрочки. Размер неустойки подлежащий взысканию с ответчика равен 299,90 х 143 = 42885,70 руб.
В силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Данная статья, не ограничивая сумму неустоек, вместе с тем управомочивает суд устанавливать соразмерные основному долгу их пределы с учетом действительного размера ущерба, причиненного стороне в каждом конкретном случае. Это является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Поэтому в статье 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Принимая во внимание цену проданного истцу товара, длительность неисполнения обязательства, заявленная к взысканию с ответчика неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и значительно превышает сумму возможных убытков, вызванных нарушением обязательства.
Таким образом, суд считает допустимым уменьшить размер неустойки до 20000 рублей. Данная сумма неустойки соответствует всем обстоятельствам дела, характеру спорных отношений и допущенного нарушения ответчиком, поведению сторон.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от возмещения имущественного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установление факта нарушения прав потребителя.
Согласно п. 2 ст. 151, п. 2 ст. 1101 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Поскольку факт нарушения со стороны ответчика прав истца, как потребителя установлен, суд с учетом положений ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
С учетом конкретных обстоятельств дела, степени вины, характера и объема допущенных ответчиком нарушений, учитывая степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, и иные заслуживающие внимания обстоятельства суд определяет размер компенсации морального вреда в размере 2000 рублей.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, подлежащий взысканию в пользу истца, следует исчислять от присужденной истцу к возврату уплаченной за товар суммы (29990 рублей), неустойки (20000 рублей) и размера компенсации морального вреда (2000 рублей), который составляет 25995 рублей.
Оснований, предусмотренных ст.333 ГК РФ для снижения штрафа суд не усматривает
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика в доход бюджета городского округа город Кострома подлежит взысканию госпошлина в размере 1999,70 руб.
Руководствуясь ст. 194-198, 235-237 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Геворгяна Хачатура Миграновича к индивидуальному предпринимателю Злобнову Ивану Сергеевичу удовлетворить частично.
Расторгнуть договор купли-продажи мебели № ...
Взыскать с индивидуального предпринимателя Злобнова Ивана Сергеевича в пользу Геворгяна Хачатура Миграновича уплаченную за товар денежную сумму в размере 29 990 рублей, неустойку за просрочку выполнения требований потребителя в размере 20 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 25 995 рублей, а всего 77 985 (семьдесят семь тысяч девятьсот восемьдесят пять) рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Злобнова Ивана Сергеевича государственную пошлину в бюджет городского округа город Кострома в сумме 1 999 рублей 70 копеек.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья