Дело № 2-4101/2020 22 декабря 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи А.А. Токарь,
при секретаре Ф.В. Лёгостиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальные услуги, обязании произвести перерасчёт, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга, указав, что являются собственниками квартир №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № в <адрес>, указанный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учёта тепловой энергии, расположенным в <адрес> указанного дома. Однако ответчик, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, для квартир №, №, №, №, №, №, №№, №, № в доме по указанному адресу, а с <адрес> для квартиры №, расположенной в этом же доме, производит начисление платы за отопление по нормативу потребления, без учета показаний прибора учёта. Также, ответчик без законных оснований увеличил площадь общего имущества здания <адрес> на 442,7 кв.м, кроме того, производит расчет платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества по нормативам потребления коммунального ресурса без учета показаний общедомовых приборов учета и с превышением нормативов потребления коммунальных услуг, что повлекло увеличение платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. Поскольку изменение начисления платы за отопление и коммунальные ресурсы на содержание общего имущества дома, необоснованное увеличение площади общего имущества многоквартирного жилого дома не соответствуют положениям ст.ст. 156 (ч. 9.2), 157 (ч. 1) ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, истцы направили претензию с требованием о перерасчёте произведённых начислений, которую ответчик оставил без удовлетворения. Полагая свои права потребителей жилищных услуг нарушенными, в качестве мер по их восстановлению истцы просили:
- признать незаконными действия ответчика по начислению платы за отопление в квартирах №, №№, №, №, №№№, №№, № в <адрес><адрес> без учета показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, по формулам 2 и 2(1) приложения № Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
- признать незаконными действия ответчика по начислению платы за коммунальные услуги на содержание общедомового имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> без учета показаний общедомового прибора учета тепловой энергии;
- обязать ответчика осуществить перерасчет платы за отопление в квартирах №№, №, №, №, №, №, №, №, №, №<адрес> по формулам 3 и 3(4) приложения № Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» с ДД.ММ.ГГГГ по дату принятия судом решения по настоящему иску;
- обязать ответчика осуществить перерасчет платы за коммунальные услуги на содержание общедомового имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» для многоквартирных жилых домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, с ДД.ММ.ГГГГ по момент принятия судом решения;
- взыскать с управляющей компании в пользу ФИО1, ФИО2 Н.В., ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО9, ФИО11 и ФИО12 компенсацию морального вреда по 30 000 рублей в пользу каждого.
Ответчик просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что по адресу: <адрес> расположено два обособленных здания: <адрес> с кадастровым номером № и <адрес> с кадастровым номером №; указанные здания имеют разные годы постройки, разную высоту потолков, разную этажность. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> оборудован групповым прибором учёта тепловой энергии, который учитывает расход тепловой энергии на оба здания. Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ порядок распределения коммунального ресурса, отпущенного нескольким многоквартирным домам, в которых в силу технологических особенностей сетей инженерно-технологического обеспечения осуществляется одним прибором учёта (дома «на сцепке»), специально не определён МКД, в то же время, установленный в одном из многоквартирных домов прибор учёта, не позволяет достоверно определить потребление каждого объекта в отдельности, не отвечает признакам общедомового прибора учета, ввиду отсутствия общедомового прибора учёта размер платы за потреблённую тепловую энергию производится в соответствии с п. 42 (1) Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, то есть по нормативу потребления данной коммунальной услуги.
В судебное заседание представитель истцов явился, заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Истцам на праве собственности принадлежат жилые помещения, расположенные по адресам: <адрес>, квартиры №№, №, №№, №, №, №, №№, №, № (л.д. 12 – 34, том I).
ООО «Жилкомсервис №<адрес>» является управляющей компанией, оказывающей услуги по содержанию и технической эксплуатации общего имущества собственников помещений многоквартирных жилых домов, в том числе по адресам: <адрес> с кадастровым номером № и <адрес> с кадастровым номером №, предоставлению коммунальных услуг.
По адресу: <адрес><адрес> расположено два обособленных здания: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, имеющий <адрес>, и <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, имеющий 7 этажей. В здании по адресу: <адрес> находится теплоцентр, оборудованный узлом учёта тепловой энергии, который осуществляет учёт потребляемой тепловой энергии обоих вышеуказанных многоквартирных жилых домов, которые имеют последовательное присоединение к системе теплоснабжения (л.д. 229 – 231, 245 том I, л.д. 7 – 45, том II).
В связи с поступлением жалобы владельца <адрес> Государственной жилищной инспекцией Правительства Санкт-Петербурга (далее - ГЖИ СПб) ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения управляющей компанией лицензионных требований, выявлено нарушение п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее - Правила N 354), а именно определение размера платы за отопление по показаниям прибора учёта, ответчику выдано предостережение о необходимости обеспечить порядок расчёта платы за отопление в соответствии с п. 42(1) указанных Правил N 354, по нормативу потребления коммунального ресурса (л.д. 198, 199, том I). Выполняя требования ГЖИ СПб, ООО «Жилкомсервис №<адрес>», начиная с ДД.ММ.ГГГГ, произвёл перерасчёт платы за отопление собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах по адресам: <адрес> по нормативу потребления тепловой энергии.
Заявляя о признании незаконными действий ответчика по перерасчёту платы за услугу отопления в соответствии с п. 42(1) Правил N 354, истцы полагали, что вышеуказанные многоквартирные дома являются одним строением, составляют единую инженерную систему теплоснабжения, ввиду чего размер платы за отопление должен определяться по показаниям прибора учёта тепловой энергии, установленного в доме по адресу: <адрес> В.
Доводы истцов суд считает ошибочными, поскольку каждый многоквартирный жилой дом, обозначенный литерами <адрес> имеет различные этажность и объём, более того, здания расположены на отдельных независимых земельных участках с различным режимом собственности, то есть является обособленным строением (л.д. 225 - 235, том I).
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
П. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Аналогичные положения содержатся в п. 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1034.
Согласно п. 42(1) Правил N 354 в многоквартирном жилом доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в МКД размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 (далее - Правила N 491), внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного жилого дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД.
ГЖИ СПб в ходе проверки была исследована схема подключения жилых домов по адресам: <адрес> к системе теплоснабжения и установлено, что вышеперечисленные МКД имеют последовательное присоединение к системе теплоснабжения, то есть находятся «на сцепке». При этом прибор учета тепловой энергии, учитывающий теплопотребление данных жилых домов, установлен в индивидуальном тепловом пункте в доме по адресу: <адрес> доказательств в подтверждение наличия технической возможности установки приборов учёта теплоэнергии в каждом из жилых домов суду не представлено.
Согласно п. 2 Правил N 354 под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Правилами N 354 порядок распределения коммунального ресурса, отпущенного нескольким МКД, учет которого в силу технологических особенностей сетей инженерно-технологического обеспечения осуществляется одним прибором учета (в частности МКД "на сцепке"), специально не определен, ввиду чего прибор учета, фиксирующий расход тепловой энергии в нескольких МКД, не может быть признан общедомовым прибором учёта в смысле, придаваемом такому прибору учёта п. 2 Правил N 354.
Соответственно, установленный в теплопункте дома по адресу: <адрес> прибор учета фактически учитывает потребление тепловой энергии в вышеуказанном жилом доме и присоединённом к нему последовательно транзитными сетями отопления дома по адресу: <адрес>
Как предусмотрено п. 2 Правил N 491 в состав общего имущества многоквартирного дома входят лишь внутридомовые системы отопления и горячего водоснабжения. Транзитные сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему, но и систему за ее пределами, не подлежат включению в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме, а общедомовые приборы учёта должны устанавливаться таким образом, чтобы учитывать объем коммунального ресурса, потребленного только одним конкретным домом. Учитывая, что каждый из домов по адресам: <адрес> индивидуален по составу и состоянию общего имущества, инженерных систем, установленный в одном из них прибор учета учитывает совокупное потребление нескольких самостоятельных объектов недвижимости и не позволяет достоверно определить потребление каждого объекта отдельно, то есть не соответствует признакам общедомового прибора учёта, суд признаёт действия ответчика по начислению платы за отопление по нормативу потребления данного ресурса, установленного Комитетом по тарифам Правительства Санкт-Петербурга, законными. Кроме того, из представленных ответчиком расчётов усматривается, что размер платы за услугу отопления в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, определённый по нормативу, меньше, чем по показаниям установленного в теплоцентре дома по адресу: <адрес> прибора учёта (л.д. 188 – 197, том I), то есть применение порядка определения платы за данный коммунальный ресурс в соответствии с п. 42(1) Правил N 354 не влечёт увеличение размера платы за отопление, нарушение прав истцов. При таком положении правовые основания для признания оспариваемых действий ответчика незаконными, и возложения на управляющую компанию обязанности произвести перерасчёт платы за отопление по показаниям прибора учёта отсутствуют.
Разрешая требования истцов в части обязания произвести перерасчёт платы за коммунальные услуги на содержание общедомового имущества, суд исходит из следующего.
На основании ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с п. 9.2 названной статьи размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491; кроме того, данным пунктом предусмотрена возможность изменения такого порядка определения размера платы за соответствующие коммунальные ресурсы, в случае, если перечень работ по содержанию общедомового имущества превышает минимальный перечень, однако только на основании решения общего собрания собственников.
При таком положении доводы истцов о том, что определение платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на нужды обслуживания общего имущества в многоквартирных домах по адресам: <адрес> должно осуществляться по показаниям общедомовых приборов учёта, а не по нормативу, установленному Комитетом по тарифам Правительства Санкт-Петербурга, основаны на ошибочном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Ссылка истцов на то, что ответчик необоснованно увеличил площадь общедомового имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> на 442,7 кв.м опровергается материалами дела, так, согласно экспликации помещений и их площадей к поэтажному плану указанного многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ площадь общего имущества здания составляет 933, 1 кв.м, расчёт коммунальных ресурсов производится по нормативу потребления, исходя из площади общедомового имущества равной 933,1 кв.м (л.д. 35 – 51, 58 – 84, том I, 27 – 79, том II). Соответственно, законных оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчёт платы за коммунальные ресурсы, используемые на эксплуатацию общедомового имущества, не имеется.
По правилам ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" компенсация морального вреда подлежит взысканию с поставщика услуг в пользу потребителей в связи с нарушением прав потребителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Восстановлению в судебном порядке подлежат нарушенные права (ст. 11 ГК РФ).
Принимая во внимание отсутствие доказательств в подтверждение незаконности начислений платы за коммунальные услуги отопления и на содержание общедомового имущества, нарушения прав истцов оспариваемыми действиями ответчика, суд не усматривает оснований для взыскания с управляющей компании в пользу истцов компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Решение в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: (подпись)