Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2011 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К.,
при секретаре Гизатуллиной Л.Р.,
с участием истца Сальманова А.С., его представителя по устному ходатайству Саитовой Р.Х., представителя Управления Министерства юстиции РФ по РБ Фаткуллина Р.Х. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4104/11 по заявлению Сальманова А.С. об оспаривании отказа в государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании,
установил:
Сальманов А.С. обратился в суд с заявлением о признании действий Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан, связанных с отказом в государственной регистрации РОД по Республике Башкортостан» незаконным, при этом, в обоснование требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель как учредитель представил в Управление Минюста РФ по РБ документы для государственной регистрации РОД по РБ. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста РФ по РБ ему направлен отказ в регистрации некоммерческой организации при ее создании, подписанный и.о. начальника Управления Я.С. Отказ мотивирован нарушениями отдельных положений действующего законодательства в тексте Устава движения. Считает, что в нарушение закона «О некоммерческих организациях» отказ вынесен и направлен ему через тридцать дней со дня получения документов, то есть после установленного указанным законом четырнадцатидневного срока на принятие решения об отказе и последующего трехдневного срока на сообщение об этом заявителю. Заявитель считает, что если в установленный законом срок Управление Минюста РФ по РБ не установило законных оснований для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, то не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов оно должно было принять решение о государственной регистрации. По мнению заявителя Управлением Минюста РФ по РБ порядок принятия решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании не соблюден (нарушены требования, установленные ч. 3 ст. 23.1 ФЗ №7 « О некоммерческих организациях»), право на приостановление государственной регистрации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление.
Сальманов А.С. просит суд признать действия (бездействие) Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан, связанные с отказом в государственной регистрации РОД» по РБ незаконными. Обязать Управление Министерства юстиции РФ по РБ принять решение о государственной регистрации в установленном порядке.
В судебном заседании заявитель Сальманов А.С., его представитель Саитова Р.Х. поддержали заявление по вышеизложенным основаниям, просили удовлетворить.
Представитель Управления Министерства юстиции РФ по РБ Фаткуллин Р.Х. в судебном заседании требования Сальманова А.С. считает необоснованными, в удовлетворении просит отказать.
Выслушав заявителя, его представителя, представителя Управления Министерства юстиции РФ по РБ, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 30) каждый имеет право на объединение.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами своего конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом № 82-ФЗ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях».
Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций) (ст. 2).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сальманов А.С. обратился в Управление Министерства юстиции РФ по РБ с заявлением о государственной регистрации РОД по Республике Башкортостан».
ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации общественного движения отказано, о чем заявителю было направлено уведомление в установленном порядке, а представленные документы возвращены уполномоченному лицу. При этом в уведомлении разъяснено о возможности повторной подачи документов на регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ, а также возможность обжалования отказа в вышестоящий орган или в суд.
Основанием для отказа в государственной регистрации РОД по Республике Башкортостан» послужило, выявленные правовой экспертизой представленных документов, нарушения отдельных положений действующего законодательства. В разделе 5 Устава указано, что учредителями движения могут быть иностранные граждане, лица без гражданства, однако в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть иностранные граждане, лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации. Высшим руководящим органом движения согласно разделу 6 Устава является Общее собрание учредителей - данное положение противоречит ст. ст. 6, 9 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в силу которых общественное движение состоит из участников, а участники общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления Минюста РФ по РБ пояснил, что правовая экспертиза документов выявила нарушения действующего законодательства, в частности устав не соответствует законодательству Российской Федерации, в связи с чем, был вынесен отказ в государственной регистрации.
Из представленных материалов по государственной регистрации РОД по Республике Башкортостан» усматривается, что в разделе 5 Устава указано, что участниками Движения могут быть физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, что противоречит положениям ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которому только законно находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.
Согласно разделу 6 Устава высшим руководящим органом Движения является Общее собрание учредителей.
Данное положение противоречит ст. ст. 6, 9 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в силу которых общественное движение состоит из участников, а участники общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности.
При таких обстоятельствах отказ Управления Минюста РФ по РБ в государственной регистрации РОД соответствует требованиям Федерального закона «Об общественных объединениях».
В силу п. 1, подп. 30.10 п. 7 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», на Министерство юстиции РФ возложены функции в сфере государственной регистрации общественных объединений и контроля за их деятельностью.
Исполнение Министерством юстиции РФ государственной функции по принятию решения о государственной регистрации общественных объединений регулируется Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 31 марта 2009 года № 96 и включает в себя административные процедуры по приему документов от заявителя, рассмотрению представленных документов, принятию решения о государственной регистрации общественного объединения или об отказе в его регистрации, выдаче документов заявителю или направлению уведомления об отказе в государственной регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Исходя из приведенных норм закона, анализа представленных доказательств в совокупности, руководствуясь вышеуказанными процессуальными нормами, учитывая, что представленный устав общественного движения противоречит требованиям Федерального закона «Об общественных объединениях», а отказ соответствует требованиям действующего законодательства, оформлен Управлением Минюста РФ по РБ при исполнении государственной функции по принятию решения о государственной регистрации общественных объединений по форме и в порядке, установленных Административным регламентом, утвержденным Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Сальманова А.С.
Доводы заявителя о нарушении Управлением Минюста РФ по РБ требований ч. 3 ст. 23.1 Федерального закона № 7 «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым решение об отказе в государственной регистрации должно было быть принято не позднее 14 рабочих дней со дня получения представленных документов, а поскольку отказ вынесен и направлен через 30 дней после получения документов, Управление обязано было зарегистрировать общественное движение, суд считает необоснованным в силу следующего.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу ст. 6 ФЗ «О некоммерческих организациях» общественное объединение является одной из форм некоммерческих организаций. В п. 3 ст. 6 названного Закона указано, что особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц и правовые отношения, возникающие в связи с этим, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принятым в соответствии со ст. 51 ГК РФ.
Вместе с тем в силу ст. 10 названного Закона в отношении отдельных юридических лиц другими федеральными законами может устанавливаться специальный порядок их регистрации. Так, для общественных объединений и таких их видов, как общественные объединения предусмотрен особый порядок государственной регистрации, закрепленный Федеральным законом «Об общественных объединениях».
Не состоятелен и довод заявителя о том, что регистрирующий орган не реализовал право приостановления государственной регистрации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление.
Так, в соответствии с п. 1.1 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено право уполномоченного органа или его территориального органа принятия решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца в случае, когда документы, представленные для государственной регистрации некоммерческой организацией, оформлены в ненадлежащем порядке.
Между тем, в государственной регистрации РОД по Республике Башкортостан» было отказано по п. 1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях», предусматривающей несоответствие устава общественного движения законодательству Российской Федерации, что является самостоятельным основанием к отказу в государственной регистрации некоммерческого объединения.
Таким образом, при изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителем решение совершено в соответствии с законом в пределах полномочий Управления Министерства юстиции РФ по РБ и права либо свободы заявителя при принятии данного решения не были нарушены.
Согласно п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято или совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Сальманова А.С. о признании действий Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан, связанных с отказом в государственной регистрации РОД по Республике Башкортостан» незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г. Уфы РБ в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 30 сентября 2011 года.
Судья Г.К. Зайнуллина
Не вступило в законную силу.