ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4104 от 26.09.2011 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

                                                                                    Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2011 года г. Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К.,

при секретаре Гизатуллиной Л.Р.,

с участием истца Сальманова А.С., его представителя по устному ходатайству Саитовой Р.Х., представителя Управления Министерства юстиции РФ по РБ Фаткуллина Р.Х. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4104/11 по заявлению Сальманова А.С. об оспаривании отказа в государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании,

установил:

Сальманов А.С. обратился в суд с заявлением о признании действий Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан, связанных с отказом в государственной регистрации РОД по Республике Башкортостан» незаконным, при этом, в обоснование требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель как учредитель представил в Управление Минюста РФ по РБ документы для государственной регистрации РОД по РБ. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста РФ по РБ ему направлен отказ в регистрации некоммерческой организации при ее создании, подписанный и.о. начальника Управления Я.С. Отказ мотивирован нарушениями отдельных положений действующего законодательства в тексте Устава движения. Считает, что в нарушение закона «О некоммерческих организациях» отказ вынесен и направлен ему через тридцать дней со дня получения документов, то есть после установленного указанным законом четырнадцатидневного срока на принятие решения об отказе и последующего трехдневного срока на сообщение об этом заявителю. Заявитель считает, что если в установленный законом срок Управление Минюста РФ по РБ не установило законных оснований для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, то не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов оно должно было принять решение о государственной регистрации. По мнению заявителя Управлением Минюста РФ по РБ порядок принятия решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании не соблюден (нарушены требования, установленные ч. 3 ст. 23.1 ФЗ №7 « О некоммерческих организациях»), право на приостановление государственной регистрации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление.

Сальманов А.С. просит суд признать действия (бездействие) Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан, связанные с отказом в государственной регистрации РОД» по РБ незаконными. Обязать Управление Министерства юстиции РФ по РБ принять решение о государственной регистрации в установленном порядке.

В судебном заседании заявитель Сальманов А.С., его представитель Саитова Р.Х. поддержали заявление по вышеизложенным основаниям, просили удовлетворить.

Представитель Управления Министерства юстиции РФ по РБ Фаткуллин Р.Х. в судебном заседании требования Сальманова А.С. считает необоснованными, в удовлетворении просит отказать.

Выслушав заявителя, его представителя, представителя Управления Министерства юстиции РФ по РБ, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 30) каждый имеет право на объединение.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами своего конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом № 82-ФЗ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях».

Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций) (ст. 2).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сальманов А.С. обратился в Управление Министерства юстиции РФ по РБ с заявлением о государственной регистрации РОД по Республике Башкортостан».

ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации общественного движения отказано, о чем заявителю было направлено уведомление в установленном порядке, а представленные документы возвращены уполномоченному лицу. При этом в уведомлении разъяснено о возможности повторной подачи документов на регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ, а также возможность обжалования отказа в вышестоящий орган или в суд.

Основанием для отказа в государственной регистрации РОД по Республике Башкортостан» послужило, выявленные правовой экспертизой представленных документов, нарушения отдельных положений действующего законодательства. В разделе 5 Устава указано, что учредителями движения могут быть иностранные граждане, лица без гражданства, однако в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть иностранные граждане, лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации. Высшим руководящим органом движения согласно разделу 6 Устава является Общее собрание учредителей - данное положение противоречит ст. ст. 6, 9 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в силу которых общественное движение состоит из участников, а участники общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Управления Минюста РФ по РБ пояснил, что правовая экспертиза документов выявила нарушения действующего законодательства, в частности устав не соответствует законодательству Российской Федерации, в связи с чем, был вынесен отказ в государственной регистрации.

Из представленных материалов по государственной регистрации РОД по Республике Башкортостан» усматривается, что в разделе 5 Устава указано, что участниками Движения могут быть физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, что противоречит положениям ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которому только законно находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

Согласно разделу 6 Устава высшим руководящим органом Движения является Общее собрание учредителей.

Данное положение противоречит ст. ст. 6, 9 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в силу которых общественное движение состоит из участников, а участники общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности.

При таких обстоятельствах отказ Управления Минюста РФ по РБ в государственной регистрации РОД соответствует требованиям Федерального закона «Об общественных объединениях».

В силу п. 1, подп. 30.10 п. 7 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», на Министерство юстиции РФ возложены функции в сфере государственной регистрации общественных объединений и контроля за их деятельностью.

Исполнение Министерством юстиции РФ государственной функции по принятию решения о государственной регистрации общественных объединений регулируется Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 31 марта 2009 года № 96 и включает в себя административные процедуры по приему документов от заявителя, рассмотрению представленных документов, принятию решения о государственной регистрации общественного объединения или об отказе в его регистрации, выдаче документов заявителю или направлению уведомления об отказе в государственной регистрации.

Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Исходя из приведенных норм закона, анализа представленных доказательств в совокупности, руководствуясь вышеуказанными процессуальными нормами, учитывая, что представленный устав общественного движения противоречит требованиям Федерального закона «Об общественных объединениях», а отказ соответствует требованиям действующего законодательства, оформлен Управлением Минюста РФ по РБ при исполнении государственной функции по принятию решения о государственной регистрации общественных объединений по форме и в порядке, установленных Административным регламентом, утвержденным Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Сальманова А.С.

Доводы заявителя о нарушении Управлением Минюста РФ по РБ требований ч. 3 ст. 23.1 Федерального закона № 7 «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым решение об отказе в государственной регистрации должно было быть принято не позднее 14 рабочих дней со дня получения представленных документов, а поскольку отказ вынесен и направлен через 30 дней после получения документов, Управление обязано было зарегистрировать общественное движение, суд считает необоснованным в силу следующего.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу ст. 6 ФЗ «О некоммерческих организациях» общественное объединение является одной из форм некоммерческих организаций. В п. 3 ст. 6 названного Закона указано, что особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами.

Общий порядок государственной регистрации юридических лиц и правовые отношения, возникающие в связи с этим, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принятым в соответствии со ст. 51 ГК РФ.

Вместе с тем в силу ст. 10 названного Закона в отношении отдельных юридических лиц другими федеральными законами может устанавливаться специальный порядок их регистрации. Так, для общественных объединений и таких их видов, как общественные объединения предусмотрен особый порядок государственной регистрации, закрепленный Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Не состоятелен и довод заявителя о том, что регистрирующий орган не реализовал право приостановления государственной регистрации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление.

Так, в соответствии с п. 1.1 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено право уполномоченного органа или его территориального органа принятия решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца в случае, когда документы, представленные для государственной регистрации некоммерческой организацией, оформлены в ненадлежащем порядке.

Между тем, в государственной регистрации РОД по Республике Башкортостан» было отказано по п. 1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях», предусматривающей несоответствие устава общественного движения законодательству Российской Федерации, что является самостоятельным основанием к отказу в государственной регистрации некоммерческого объединения.

Таким образом, при изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителем решение совершено в соответствии с законом в пределах полномочий Управления Министерства юстиции РФ по РБ и права либо свободы заявителя при принятии данного решения не были нарушены.

Согласно п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято или совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Сальманова А.С. о признании действий Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан, связанных с отказом в государственной регистрации РОД по Республике Башкортостан» незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г. Уфы РБ в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 30 сентября 2011 года.

Судья Г.К. Зайнуллина

Не вступило в законную силу.