Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2018 года Куйбышевский районный суд города Иркутска
в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.
при секретаре Сабуровой С.О.
с участием представителя ответчика ФИО1 -ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-744/2018 по иску областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» к ФИО1 о возмещении вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Истец областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» ( далее по тексту ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», учреждение) обратился в суд с иском к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге, указав в обоснование своих требований, что <дата> на пункте весового контроля ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», была проведена проверка весовых параметров транспортного средства, автомобиля <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ответчику ФИО1, под управлением водителя К.. Указанным автомобилем осуществлялась перевозка тяжеловесного груза (автомобилей) по автомобильной дороге общего пользования Ульяновской области, по маршруту <адрес>, с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от <дата><номер>-од «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения» ( далее по тексту Приказ), общая протяженность пройденного пути составила 141, 307 км..
Специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке, водителем К.транспортного средства сотрудникам весового контроля не представлено.
По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля был составлен акт <номер> от <дата> по определению размера ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов. С результатами измерений и актом от <дата> водитель транспортного средства К. был ознакомлен, получил копию акта, возражений не представил.
По результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси при временном ограничении на участках дороги: на первую ось - 6,22 тонны при допустимой нагрузке 5 тонн; на вторую ось – 9,70 тонн, при допустимой нагрузке 5 тонн; на третью ось - 5,64 тонны, при допустимой нагрузке 4 тонны; на четвертую ось - 6,1 тонн, при допустимой нагрузке 4 тонны, характер нарушения был определен, как превышение предельно допустимых осевых параметров. Размер причиняемого ущерба составил 203 550 рублей.
В адрес ответчика была направлена претензия, в которой было предложено возместить причиненный ущерб, от ответчика поступил ряд ответов на претензию о несогласии с суммой ущерба по причине поломки автомобиля и перегрузке груза на другой автомобиль, однако достаточных доказательств представлено не было, в связи с чем, истец обратился в суд, настаивая на удовлетворении заявленных исковых требований, а именно о взыскании с ответчика ФИО1 203550 рублей в пользу истца в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам.
Истец ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», о дне и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Ответчик ФИО1, его представитель ФИО2, допущенный к участию в судебном заседании в качестве представителя по письменному заявлению ответчика, исковые требования признали частично, указав, что действительно водитель К., управлявший принадлежащим ему, истцу автомобилем <данные изъяты>, осуществлял перевозку груза, –автомобилей, из <адрес> в <адрес><дата>, автомобиль был загружен грузом в виде трех автомобилей, до пункта <адрес>. По пути следования, <дата> в населенном пункте <адрес> произошла поломка автомобиля, вышел из строя стартер, в связи с чем, дальнейшее движение автомобиля было невозможным. На ремонт автомобиля водителем было потрачено три дня, поскольку запасную часть он смог купить только <адрес>. После ремонта автомобиля, в населенном пункте <адрес><дата> согласно ранее заключенным договорам, была совершена погрузка двух автомобилей <данные изъяты> до <адрес>. На стационарном пункте весового контроля «Правый берег» ОГКУ «Департамент автомобильных дорог <адрес>» было произведено взвешивание автомобиля <данные изъяты>, был установлен перегруз. У водителя К. действительно не было специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, поскольку указанный участок дороги водитель с учетом графика движения успевал проехать до введения ограничений, которые были установлены с <дата>, без каких-либо нарушений относительно веса автомобиля. Ответчик ФИО1, считает, что с перегрузом на оси автомобиля, водитель К. проехал участок протяженностью 23.5 км., а именно от населенного пункта <адрес>, где загрузился дополнительными автомобилями и до населенного пункта <адрес>, где были выгружены три автомобиля, от населенного пункта <адрес> до <адрес> автомобиль <данные изъяты> следовал с грузом, состоящим из двух автомобилей. Об указанных обстоятельствах, ФИО1 сообщал истцу, представлял документы, свидетельствующие как о поломке автомобиля, так и договоры на перевозку автомобилей, в количестве трех, от <адрес> до населенного пункта <адрес>. Поэтому считает, что ущерб был причинен в сумме 7962 рубля, который он, ответчик, согласен возместить истцу.
Возражая, против указанных доводов ответчика, истец направил письменный отзыв, указав, что из-за отсутствия надлежащих документов, позволяющих посчитать протяженность дороги, по которой двигался автомобиль, принадлежащий ответчику ФИО1, протяженность маршрута была рассчитана по полному( сквозному) проезду по Ульяновской области.
Суд, заслушав возражения ответчика, его представителя, показания свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу пункта 23.1. Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от <дата><номер> (ПДД), масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства. В соответствии с пунктом 23.5. ПДД перевозка тяжеловесных и опасных грузов, осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Согласно статьи 1 Федерального закона от <дата> № 127-ФЗ (ред. от <дата>) «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).
В силу пунктов 1 и 3 статьи 31 Федерального закона №257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуются: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В статье 30 Закона №257-ФЗ закреплено, что временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков.
Согласно части 2.1 указанной статьи временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер> «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 1529), тяжеловесный груз это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению <номер> или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению <номер> к указанному постановлению.
Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства Российской Федерации от <дата><номер>).
Сам факт превышения предельно допустимых осевых нагрузок определяет перевозимый груз как тяжеловесный, что предполагает получение специального разрешения.
При этом, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Закона №257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При превышении определенных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам.
Как указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от <дата><номер>-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
При этом, как указано выше, в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона №257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Постановлением Правительства РФ от <дата><номер> «О возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Пунктом 2 Правил определено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Пунктом 3 Правил возмещения вреда предусматривается, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется Федеральным дорожным агентством.
Из содержания пункта 5 Правил следует, что размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, протяженности участков автомобильных дорог автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
В пункте 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер> (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от <дата><номер>) указано, что под тяжеловесным грузом надлежит понимать груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению <номер> или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению <номер>, через установление превышения общей установленной (допустимой) массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства (абзац пятый).
В приложении <номер> установлены предельно допустимые массы транспортных средств в зависимости от количества осей, в приложении <номер> установлены предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств в зависимости от расстояний между сближенными осями (в метрах).
Таким образом, сам факт превышения предельно допустимых осевых нагрузок определяет перевозимый груз как тяжеловесный, что предполагает получение специального разрешения.
В специальном разрешении указываются сверхнормативные весовые параметры транспортного средства, ущерб, от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении такого разрешения.
Проверка соблюдения владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона № 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации (на основании п. 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер>).
Приказом Минтранса Российской Федерации от <дата><номер> «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно пункту 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от <дата><номер>.
При этом согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер> «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», из фактов превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, следует обязанность владельца транспортного средства возместить вред, причиненный автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов.
Согласно части 9 статьи 31 Закона №257-ФЗ, размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Согласно требованиям статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области <номер> от <дата> «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области» в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий с <дата> по <дата> введено временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, связанное со снижением несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях безопасности дорожного движения.
В перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, на которых вводится временное ограничение движения транспортных средств с массой, приходящейся на ось транспортного средства 6 тонн и выше указана автодорога <адрес> и имеет региональное значение.
Из материалов дела также следует, что <дата> на стационарном пункте весового контроля «Правый берег» ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», расположенном на автомобильной дороге <адрес>, была проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством -автомобилем <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ответчику ФИО1, под управлением водителя К., который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования Ульяновской области по маршруту: <адрес>, пройденное расстояние 141,307 км, с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных приказом министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области <номер> от <дата> «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области».
Специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке, водителем транспортного средства сотрудникам весового контроля не представлено.
Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» с применением весового оборудования - весов <номер>, поверенных <дата> свидетельство <номер>.
По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля был составлен акт <номер> от <дата> по определению размера ущерба, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, транспортными средствами осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов, согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси: на первую ось - 6,22 тонны при допустимой нагрузке 5 тонн; на вторую ось – 9,70 тонн, при допустимой нагрузке 5 тонн; на третью ось - 5,64 тонны, при допустимой нагрузке 4 тонны; на четвертую ось - 6,1 тонн, при допустимой нагрузке 4 тонны, характер нарушения был определен, как превышение предельно допустимых осевых параметров. Размер причиняемого ущерба составил 203 550 рублей.
Судом установлено, что водитель К., управлявшим транспортным средством автомобилем <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ответчику ФИО1, заключил с владельцем транспортного средства – ФИО1 договор возмездного оказания услуг <номер>, по условиям указанного договора К. оказывал услуги по управлению автомобилем заказчика с целью перевозки и передачи грузов. Услуги оказываются по заданию заказчика, предъявленному в устной или письменной форме, в том числе с правом подписания актом приема-передачи груза.
Ответчик ФИО1, не оспаривая факта, допущенного нарушения в виде превышения нагрузок на оси, принадлежащего ему автомобиля в период осуществления движения по дороге <адрес>, при отсутствии специального разрешения, категорически был не согласен с указанием в акте протяженности маршрута, ссылаясь при этом на то, что с превышением нагрузки на оси автомобиль двигался всего на протяжении 23,5 км., а именно от населенного пункта <адрес>, где были дополнительно к загруженным на автомобиль <данные изъяты> транспортным средствам- <данные изъяты>, следовавшими из <адрес> до населенного пункта <адрес>, загружены еще два автомобиля <данные изъяты>, следовавшими до <адрес> согласно заключенным <дата> договорам перевозки. В населенном пункте <адрес> автомобили <данные изъяты> были выгружены и переданы собственникам, далее автомобиль <данные изъяты> следовал от населенного пункта <данные изъяты> загруженный только двумя автомобилями без превышения нагрузки на оси.
В подтверждение указанных доводов ответчик представил суду договоры транспортной экспедиции <номер> и <номер> от <дата> на перевозку автомобилей <данные изъяты> от пункта отправления –<данные изъяты> до пункта назначения <адрес>, заключенный с гр. М. и Б. и договор транспортной экспедиции <номер> от <дата> на перевозку транспортным средствам- <данные изъяты>, следовавшими из <адрес> до населенного пункта <адрес>, заключенный с гр. С., а также представил суду акты приема передачи указанных автомобилей заказчикам – М., Б. и С..
Допрошенный в судебном заседании свидетель К. суду показал, что состоял с ФИО1 в договорных отношениях, оказывал последнему услуги по управлению транспортным средством автомобилем <данные изъяты>, на котором осуществлялись грузовые перевозки, а именно автомобилей. <дата> он выехал из <адрес>, где было загружено три автомобиля, которые он, действуя в рамках договора должен был выгрузить и передать владельцам в населенном пункте <адрес>. Согласно графику движения, он должен был указанные автомобили выгрузить в <дата>, однако по пути следования автомобиль сломался, вышел из строя стартер, и он вынужден был приобретать запасную часть в <адрес>, в связи с чем срок доставки указанных автомобилей был нарушен, но так как ФИО1 были заключены <дата> договоры на перевозку двух автомобилей из населенного пункта <адрес>, о чем ФИО1 уведомил его в устной форме, то он также с нарушением срока исполнения данных договоров, загрузил указанный груз, при этом он не имел специального разрешения, поскольку ранее полагал, что каких-либо нарушений связанных с перегрузом не будет. При осуществлении весового контроля, он говорил сотрудникам, что три автомобиля следуют до намеленного пункта <адрес>, но не смог представить документы, так как не доехал до пункта разгрузки, впоследствии указанные документы были представлены ОГКУ ответчиком ФИО1. Акт он подписал, поскольку посчитал, что действительно часть маршрута от <адрес> до пункта весового контроля <адрес>, а также и до <адрес> он проехал с превышением нагрузки на оси автомобиля <данные изъяты>, так как было загружено пять автомобилей, и без специального разрешения.
Факт приобретения водителем К. запасной части-стартера подтверждается копией товарного чека от <дата>.
Оценивая представленные суду доказательства применительно требованиям статьи 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что ответчиком ФИО1 не представлены доказательства выполнения им условий перевозки тяжеловесных грузов, а именно не соблюдена обязанность получения разрешения на осуществление перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в связи с чем, суд считает, что имеются основания для взыскания с ответчика, как на владельца автомобиля <данные изъяты>, перевозящего указанный груз, платы в счет возмещения вреда автомобильной дороге.
Вместе с тем, материалы дела свидетельствуют, что при расчете размера платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги, истец исходил из того, что протяженность участка автомобильной дороги, пройденного транспортным средством автомобилем <данные изъяты>, принадлежащим ответчику ФИО1, составляет 141,307 км., то есть протяженность маршрута была рассчитана по полному (сквозному) проезду по Ульяновской области.
Данное утверждение истца противоречит, по мнению суда, подпункту «в» пункта 5 Правил возмещения вреда утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер>, в соответствии с которым размер платы определяется в том числе и в зависимости от протяженности регионального или межмуниципального значения, участков, автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства.
При этом истцом не представлены доказательства того, что транспортное средство <данные изъяты>, принадлежащее ответчику ФИО1 перевозило груз автомобили в количестве 5 штук, по автомобильной дороге протяженностью 143, 307 км., с превышением нагрузки на оси автомобиля.
Истцом не была дана надлежащая оценка и представленным стороной ответчика на направленную в адрес последнего претензию, документам(договорам), подтверждающим факт, что после весового контроля, часть автомобилей была выгружена, указанные доводы стороны ответчика истцом не опровергнуты.
В нарушение требований статьи 56 ГПК РФ, истцом также не представлены доказательства, подтверждающие, что после выгрузки трех автомобилей, ответчиком был загружен автомобиль иным грузом, который мог повлиять на превышение допустимой нагрузки на оси автомобиля.
В этой связи суд, учитывая утвержденную Постановлением Правительства Ульяновской области от <дата><номер> формулу расчета размера платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги, приходит к выводу об обоснованности предъявленной к взысканию суммы возмещения вреда только в размере 7962 рубля, соглашаясь с расчетом, представленным стороной ответчика, который судом проверен и не вызывает у суда сомнений.
В соответствии с требованиями статьи 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет города Иркутска в сумме 400 рублей, исходя из размера удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» к ФИО1 о возмещении вреда удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» в счет возмещения вреда 7962 рубля.
В удовлетворении исковых требований о возмещении вреда в размере 195588 рублей областному государственному казенному учреждению «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» отказать.
Взыскать с ФИО1 в бюджет города Иркутска государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение тридцати дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Н. Акимова