ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4106/2022 от 10.08.2022 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

07RS0001-02-2021-003897-44

№2-4106/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2022 года город Нальчик

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего судьи Блохиной Е.П.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кубаловой С.М.

с участием: представителя истца ФИО1 – адвоката Жигуновой Д.У., представителя ответчика МВД по КБР ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жигунова ФИО8 к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным отказа в перерасчете стажа службы,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике (далее – МВД по КБР), в котором просил признать незаконным отказ МВД по КБР от ДД.ММ.ГГГГ в пересчете стажа службы и возложить на МВД по КБР обязанность включить в выслугу лет в органах внутренних дел в календарном исчислении период прохождения ФИО1 службы в Управлении Федеральной службы судебных приставов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указано, что в мае 2021 года истец обратился к министру внутренних дел по КБР с рапортом о перерасчете стажа в органах внутренних дел с учетом прохождения службы в органе принудительного исполнения – Федеральной службе судебных приставов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на что получил отказ от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на отсутствие правовых оснований. Указанный отказ истец считает незаконным со ссылками на пункты и 6 части 2 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», согласно которым в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается, в частности, период прохождения гражданином службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации и период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации, а также на часть 6 статьи 36 и часть 14 статьи 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в силу которых периоды службы в органах принудительного исполнения засчитываются в календарном исчислении в стаж работы в органах внутренних дел. При этом истец указал, что судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, при вступлении в должность приносит присягу.

В письменных возражениях на иск представитель МВД по КБР просил в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать за необоснованностью, поскольку положения части 14 статьи 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации» распространяются только на сотрудников органов принудительного исполнения. Между тем, согласно записям в трудовой книжки истца, ФИО1 не был сотрудником органа исполнения принудительного исполнения, а занимал должность федеральной гражданской службы ФИО11 по обеспечению установленного порядка деятельности судов (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (группы быстрого реагирования) специализированного отдела оперативного дежурства (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Истец ФИО1, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.

В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца адвокат Жигунова Д.У. поддержала исковые требования по приведенным в исковом заявлении основаниям и просила его удовлетворить.

Представитель ответчика МВД по КБР ФИО2 просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать, указывая, что истец не являлся сотрудником органа принудительного исполнения, в связи с чем период замещения им должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов не подлежит включению в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ года проходит службу в органах внутренних дел.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил федеральную государственную гражданскую службу сначала в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Нальчикского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по КБР, а затем – в должности по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела оперативного дежурства (л.д.27-30).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, занимая должность , обратился с рапортом на имя министра внутренних дел по КБР о перерасчете стажа службы в органах внутренних дел с учетом прохождения им службы в органе принудительного исполнения – Федеральной службе судебных приставов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).

В удовлетворении рапорта ФИО1 было отказано ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием правовых оснований (л.д. 9).

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу статьи 1 указанного Федерального закона органы принудительного исполнения Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, его территориальные органы и их подразделения (пункт 1);

- служба в органах принудительного исполнения - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (пункт 2);

- сотрудник - гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (пункт 7).

Согласно части 6 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", периоды службы в органах принудительного исполнения засчитываются в календарном исчислении в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в страховой стаж, стаж работы в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, стаж военной службы, службы в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и стаж службы (работы) в иных государственных органах и организациях.

В силу части 14 статьи 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее ДД.ММ.ГГГГ должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также внесены изменения в статью 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

В силу части 2 указанной статьи в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются, в частности, период прохождения гражданином военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации (пункт 5 в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №328-ФЗ); период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации (пункт 6).

Согласно подпунктам «ш» и «э» пункта 2 Правил исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в стаж службы (выслугу лет) включаются периоды замещения государственных должностей (подпункт «ш») и службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в качестве сотрудников (подпункт «э» введен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных должностях Российской Федерации» утвержден Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР.

Данным Сводным перечнем судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов не предусмотрены.

Как указанно в статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (государственные должности) - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции ФЗ, действовавшей на день спорных правоотношений) государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Таким образом, доводы истца и его представителя, фактически сводящиеся к тому, что должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов является государственной должностью, основаны на неправильном толковании положений «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №58-ФЗ «О системе государственной службы» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ «О судебных приставах».

Кроме того, должности, которые истец замещал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в пункте 14 статьи 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", также не поименованы.

Действие же подпункта «э» пункта 2 указанных Правил исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ «О судебных приставах» дополнен главой 1.1 (Общие положения), включающей пункт 1 статьи 6.4, согласно которому к работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения.

Пунктом 2 этой же статьи указанного Федерального закона закреплено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируется Федеральным законом о службе в органах принудительного исполнения.

Таким образом, поскольку истец замещал должность по обеспечению установленного порядка деятельности судов до принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №328-ФЗ, учитывая, что указанная должность к государственной должности не относится, также учитывая, что службу в органах принудительного исполнения истец не осуществлял, оснований для признания отказа МВД по КБР в перерасчете стажа службы от ДД.ММ.ГГГГ незаконным не имеется.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Жигунова ФИО9 к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным отказа Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете стажа службы и возложении на Министерство внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике обязанности включить в выслугу лет в календарном исчислении в органах внутренних дел период прохождения Жигуновым ФИО10 службы в Управлении Федеральной службы судебных приставов России по Кабардино-Балкарской Республике с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) с ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд КБР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 17 августа 2022 года.

Судья Е.П. Блохина