2-690-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 февраля 2016 года г. Ижевск УР
Индустриальный районный суд города Ижевска Удмуртской Республики
в составе председательствующего судьи Сутягиной Т.Н.
при секретаре Колчиной К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска, Администрации г.Ижевска об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка
У С Т А Н О В И Л:
Истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска об урегулировании возникших разногласий при заключении Договора № от -Дата- купли-продажи (купчая) земельного участка с кадастровым номером №, площадью 138 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика ..., относительно п. 2.1. данного договора, изложив п. 2.1. в следующей редакции: «Цена земельного участка составляет 4583 руб. 92 коп., из них: ФИО1 оплачивает 2291 руб. 96 коп., ФИО2 оплачивает 2291 руб. 96 коп.»., также просят взыскать в свою пользу расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
Определением суда от -Дата- к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Ижевска.
Иск мотивирован тем, что истцы обратились в Администрацию города Ижевска с заявлением -Дата- (с учетом дополнений от -Дата- г.) о предоставлении дополнительного земельного участка площадью 138 кв.м. под эксплуатацию и обслуживание жилого дома по адресу: .... Письмом Администрации г. Ижевска от -Дата- №) в адрес истцов была направлена выписка из Протокола № от -Дата- заседания Комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска о том, что Комиссия не возражает в предоставлении истцам на праве собственности, за плату дополнительного земельного участка ориентировочной площадью 138 кв.м., к ранее представленному участку, прилегающему к участку по адресу: ... для эксплуатации и обслуживания жилого дома. Главой Администрации г.Ижевска было вынесено Постановление № от -Дата- об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории муниципального образования «Город Ижевск» с адресным ориентиром: .... Постановлением № от -Дата- Главы Администрации г. Ижевска внесены изменения в Постановление Администрации города Ижевска от -Дата- г№, в пункт 5 таблицы пункта 1 постановления о разрешенном использовании: Код 2.0 Жилая застройка – 2.1 Малоэтажная жилая застройка. Эксплуатация и обслуживание жилого дома. В дальнейшем был получен кадастровый паспорт земельного участка № от -Дата- г., выданный Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике на земельный участок с кадастровым номером № Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска, действующее от имени Администрации города Ижевска, предложило истцам к подписанию Договор купли-продажи (купчая) земельного участка № от -Дата- г., в п. 2.1. которого цена выкупа земельного участка была определена на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики № от -Дата- в сумме 89880 руб. 78 коп. Данный договор купли-продажи земельного участка был получен и подписан истцами с протоколом разногласий. Истцы не согласны с п. 2.1. Договора купли-продажи (купчая) земельного участка № от -Дата- г., в котором стороны определяют цену выкупа земельного участка, что нашло отражение в Протоколе разногласий от -Дата- и в Протоколе урегулирования разногласий от -Дата- Считают, что при определении цены выкупа земельного участка должны быть применены положения Постановления Правительства Удмуртской Республики № от -Дата- Представленные истцами с заявлением о предоставлении земельного участка (-Дата- г.) с учетом дополнений, предоставленных ими письмом от -Дата- г., документы согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ, позволяли Администрации г.Ижевска и Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска индивидуализировать и идентифицировать истребуемый земельный участок как объект гражданских прав, а несвоевременное принятие Администрацией города Ижевска мер по предоставлению земельного участка, указанного в заявлении истцов не может являться препятствием в реализации истцами права на приобретение в собственность земельного участка с адресным ориентиром: ... (Постановление Администрации города Ижевска № от -Дата- г.) по цене, определенной на основании нормативных актов, действующих на дату подачи заявления. Обращение с заявлением о приобретении земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ не предполагает отказа в его удовлетворении со ссылкой на отсутствие испрашиваемого участка как объекта гражданских прав, а лишь предполагает обязанность заинтересованного лица совершить иные, чем предусмотренные п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ действия, а именно предписывает заинтересованному лицу действовать в порядке п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ. Несвоевременное заключение договора купли-продажи земельного участка в данном случае является следствием бездействия муниципального органа, необоснованно уклонявшегося от заключения договора и не совершившего необходимых действий в установленный срок. Порядок продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на момент подачи истцами заявления от -Дата- (с дополнениями от -Дата- г.), определялся в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Постановлением Правительства УР от 22.10.2007 г. № 163 (с изменениями). Исходя из положений п. 1 ст. 421, п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, подп. 5 п. 1 ч. 1 ст. 1, п. п. 1-8 ст. 36 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», цена продажи земельного участка должна быть определена на дату подачи заявления истцами о его приобретении в собственность, то есть на -Дата- Следовательно, истцы имеют право на приобретение в собственность спорного земельного участка по цене, установленной в соответствии с положениями п. 1.1. Постановления Правительства УР № 163 от 22.10.2007 г. (с изменениями) в размере семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка по городу Ижевску и десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка по остальным населённым пунктам и за пределами их границ при продаже земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, что составляет сумму в размере 4583 руб. 92 коп. Письмами от -Дата-№ и от -Дата- № Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска сообщило об отказе в согласовании Протокола разногласий от -Дата- и Протокола урегулирования разногласий от -Дата- к Договору купли-продажи (купчая) земельного участка № от -Дата- В данном случае между сторонами имеет место преддоговорный спор по условию договора купли-продажи земельного участка, приобретаемого истцами в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), относительно цены выкупа земельного участка.
В судебном заседании истец ФИО1 настаивал на удовлетворении иска. Пояснил, что материалами дела подтверждается в полном объеме обоснованность заявленных исковых требований и правомерность их удовлетворения.
Истец ФИО2, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Администрации города Ижевска ФИО3, действующая по доверенности, исковые требования не признала по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав доводы представителя истца, изучив материалы дела, исследовав обстоятельства дела, все представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Банка подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом установлено, что истцами был приобретен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Удмуртская Республика ..., что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права серии №№, выданными -Дата- Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике.
На данном участке имеется жилой дом, принадлежащий истцам на праве собственности (по 1/2 доли каждому), что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права №, № выданными -Дата- Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике.
-Дата- истцами было подано заявление на имя Главы Администрации г.Ижевска о предоставлении дополнительного земельного участка площадью 138 кв.м. под эксплуатацию и обслуживание жилого дома, что подтверждается Письмом от -Дата- с отметкой о получении его Администрацией г. Ижевска.
Письмом от -Дата- на имя Председателя Комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска – Заместителя Главы Администрацию г.Ижевска истцами были в Администрацию г.Ижевска дополнительно направлены: Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненная ООО «Земельный кадастровый центр», согласованная с балансодержателем сетей ТСЖ «Владимирский»; Письмо ТСЖ «Владимирский» от -Дата- № балансодержателя сетей о согласовании предоставления ФИО1 и ФИО2 земельного участка площадью 138 кв.м.
Письмом Администрации г. Ижевска от -Дата- № в адрес истцов была направлена выписка из Протокола № от -Дата- заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска, согласно которой было принято решение отложить рассмотрение вопроса о предоставлении им дополнительного земельного участка для эксплуатации жилого дома до утверждения проекта планировки территории, ограниченной северо-восточной границей ..., северо-восточной границей мкр. «<данные изъяты>» и ... в ....
Письмом Администрации г. Ижевска от -Дата- №) в адрес истцов была направлена выписка из Протокола № от -Дата- заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска о том, что Комиссия не возражает в предоставлении истцам на праве собственности, за плату дополнительного земельного участка ориентировочной площадью 138 кв.м., к ранее представленному участку, прилегающему к участку по адресу: ... для эксплуатации и обслуживания жилого дома.
Главой Администрации г.Ижевска было вынесено Постановление № от -Дата- об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории муниципального образования «Город Ижевск» с адресным ориентиром: ....
Постановлением № от -Дата- Главы Администрации г.Ижевска внесены изменения в Постановление Администрации города Ижевска от -Дата- №, в пункт 5 таблицы пункта 1 постановления о разрешенном использовании: Код 2.0 Жилая застройка – 2.1 Малоэтажная жилая застройка. Эксплуатация и обслуживание жилого дома.
В дальнейшем был получен кадастровый паспорт земельного участка № от -Дата- г., выданный Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике на земельный участок с кадастровым номером -Дата-
Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска, действующее от имени Администрации города Ижевска предложило истцам к подписанию Договор купли-продажи (купчая) земельного участка № от -Дата- Данный договор купли-продажи земельного участка был получен истцами -Дата- и подписан с протоколом разногласий.
Истцы не согласны с п. 2.1. Договора купли-продажи (купчая) земельного участка № от -Дата- г., в котором стороны определяют цену выкупа земельного участка, что нашло отражение в Протоколе разногласий от -Дата- Считают, что при определении цены выкупа земельного участка должны быть применены положения абз. 6 подп. 1 п. 2 Постановления Правительства Удмуртской Республики № от -Дата- г.
Протокол разногласий от -Дата- к Договору купли-продажи (купчая) земельного участка № от -Дата- был направлен истцами сопроводительным письмом от -Дата- почтовой связью в адрес Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска и получен Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска -Дата- г., что подтверждается отметкой о получении заказного письма в Уведомлении о вручении.
Не получив от Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска ответ, на направленный -Дата- Протокол разногласий, истцами повторно Письмом от -Дата- в Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска был представлен Протокол разногласий от -Дата- к Договору купли-продажи (купчая) земельного участка № от -Дата- г., что подтверждается отметкой о получении данного письма (вх. № от -Дата- г.).
-Дата- истцами была получена копия Письма Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска от -Дата-№ (в ответ на письмо № б/н -Дата- г.), что подтверждается отметкой о получении данной копии письма совершенной ФИО1 на Письме от -Дата- г.
Письмом от -Дата- № (в ответ на письмо № б/н -Дата- г.) Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска сообщило об отказе в согласовании Протокола разногласий от -Дата- к Договору купли-продажи (купчая) земельного участка № от -Дата- г.
В письме от -Дата- № Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска сообщило, что при расчете цены выкупа земельного участка по Договору купли-продажи (купчая) земельного участка № от -Дата- применяло положения Постановления Правительства Удмуртской Республики № от -Дата- г., а также не указало основания, по которым к данным правоотношениям не применимы положения абз. 6 подп. 1 п. 2 Постановления Правительства Удмуртской Республики № от -Дата- г.
Принимая во внимание дату обращения истцов в Администрацию г.Ижевска с заявлением о предоставлении земельного участка (-Дата- г.) с учетом дополнений предоставленных письмом от -Дата- г., а также факт принятия в 2014 г. Администрацией г.Ижевска решения о предоставлении дополнительного земельного участка для обслуживания и эксплуатации жилого дома, истцы считают, что при определении цены выкупа земельного участка необходимо применить положения п. 1.1. Постановления Правительства Удмуртской Республики № от -Дата- с учетом изменений, внесенных в него Постановлениями Правительства УР от -Дата- № 43, от -Дата- № 248, от -Дата- № 13, от -Дата- № 335, от -Дата- № 25, от -Дата- № 297.
В связи с этим истцами в адрес Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска был направлен Протокол урегулирования разногласий от -Дата- к Договору № от -Дата- купли-продажи (купчая) земельного участка, что подтверждается Письмом от -Дата- с отметкой о его получении Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска.
Письмом от -Дата- № (в ответ на письмо № б/н -Дата- г.) Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска сообщило об отказе в согласовании Протокола урегулирования разногласий от -Дата- к Договору купли-продажи (купчая) земельного участка № от -Дата- г.
-Дата- указанное выше Письмо Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска от -Дата- № (в ответ на письмо № б/н -Дата- г.) было получено нарочным, что подтверждается отметкой от -Дата- о получении данного письма, совершенной ФИО1 на Письме от -Дата- г.
Наличие разногласий относительно цены выкупаемого земельного участка явилось основанием для обращения истцов в суд с настоящим иском.
Согласно п.2 ст.445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В данном случае между сторонами имеет место преддоговорный спор по условию договора купли-продажи земельного участка, приобретаемого истцами в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), относительно цены выкупа земельного участка (ст.446 Гражданского кодекса РФ).
В силу ст.446 Гражданского кодекса РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст.445 Гражданского кодекса РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно п.1 ст.421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с п.4 ст.421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст.422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В п.1 ст.424 Гражданского кодекса РФ указано, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Согласно п.1.1. ст.36 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в п.1.1 ст.36 Земельного кодекса РФ, не может превышать их кадастровую стоимость (п.1.2 ст.36 Земельного кодекса РФ).
Истцы -Дата- обратились в Администрацию г.Ижевска с заявлением о предоставлении земельного участка с учетом дополнений, предоставленных ими письмом от -Дата- (следовательно, -Дата- предоставили полный пакет документов согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ, позволяющих индивидуализировать истребуемый земельный участок как объект гражданских прав) однако в связи с бюрократической волокитой и длительностью административных процедур в сроки, предусмотренные п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, государственный орган соответствующие действия не предпринял, решение о предоставление земельного участка за плату в собственность истцов Администрацией г. Ижевска принято не было, договор купли-продажи в адрес истцов направлен не был.
В соответствии с письмами Министерства имущественных отношений УР № от -Дата- г., № от -Дата- и Министерства экономического развития РФ № от -Дата- г., № от -Дата- и № ОГ-... от -Дата- размер выкупной цены земельного участка должен определяться на дату подачи заявления о выкупе земельного участка и лица, подавшие заявление о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, будут иметь право на его приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления. При этом следует применять утвержденную кадастровую стоимость земельного участка и ставки земельного налога, действующие на дату подачи продавцу земельного участка заявки на выкуп земельного участка.
В силу ч.1 ст.36 Земельного кодекса РФ, граждане или юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
В соответствии с п.5 ст.36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье Земельного кодекса РФ, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 Земельного кодекса РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу п. 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка указанным лицам и направляет им копию решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. В установленный п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ срок решение о предоставлении земельного участка принято не было, проект договора истцам не был направлен.
Предусмотренное ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительное право собственника объектов недвижимости на приобретение земельного участка под такими объектами реализуется вне зависимости от факта формирования и постановки земельного участка на кадастровый учет. Указанные обстоятельства предопределяют только результат рассмотрения заявления (принятие решения о предоставлении земельного участка либо выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории) и этап процедуры предоставления земельного участка (выдача схемы размещения участка, формирование участка, принятие решения о предоставлении участка). Предусмотренная п. 7 и п. 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ процедура не требует отдельного принятия решения о формировании земельного участка и предварительной регистрации права государственной (муниципальной) собственности на вновь сформированный участок до момента принятия решения о его предоставлении заявителю.
После подачи в -Дата- году истцами заявления о предоставлении земельного участка (-Дата- г.) с учетом дополнений, предоставленных ими письмом от -Дата- г., в собственность за плату (заявления о выкупе земельного участка), Администрация города Ижевска только -Дата- утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования «город Ижевск» с адресным ориентиром: ... (Постановление Администрации города Ижевска № от -Дата- г.).
Постановлением № от -Дата- Главы Администрации г. Ижевска были внесены изменения в Постановление Администрации города Ижевска от -Дата- № в пункт 5 таблицы пункта 1 постановления о разрешенном использовании: Код 2.0 Жилая застройка – 2.1 Малоэтажная жилая застройка. Эксплуатация и обслуживание жилого дома.
И только -Дата- Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска, действующее от имени Администрации города Ижевска подготовило к подписанию Договор купли-продажи (купчая) земельного участка № от -Дата- Данный договор купли-продажи земельного участка был получен истцами, лишь -Дата- и подписан с протоколом разногласий.
Таким образом, истцы полностью предоставили необходимый пакет документов в Администрацию г.Ижевска и в Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска согласно действующему законодательству РФ, подтверждающих право заявителя приобрести земельный участок на особых условиях, установленных законодательством.
В сложившихся правоотношениях с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка истцы обратились в Администрацию г. Ижевска в -Дата- году (заявление ФИО1 и ФИО2 о предоставлении земельного участка от -Дата- с учетом дополнений, предоставленных ими письмом от -Дата- г.).
Таким образом, порядок определения цены (стоимости) вышеуказанного земельного участка должен определяться в соответствии с положениями п. 1.1. Постановления Правительства УР № от -Дата- г.
Из системного толкования п. п. 5, 6, 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастровой карты (плана) земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Представленные истцами с заявлением о предоставлении земельного участка (-Дата- г.) с учетом дополнений, предоставленных ими письмом от -Дата- г., документы согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ, позволяли Администрации г.Ижевска и Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска индивидуализировать и идентифицировать истребуемый земельный участок как объект гражданских прав, несвоевременное принятие Администрацией города Ижевска мер по предоставлению земельного участка, указанного в заявлении истцами не может являться препятствием в реализации истцами права на приобретение в собственность земельного участка с адресным ориентиром: ... (Постановление Администрации города Ижевска № от -Дата- г.) по цене, определенной на основании нормативных актов, действующих на дату подачи заявления.
Обращение с заявлением о приобретении земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ не предполагает отказа в его удовлетворении со ссылкой на отсутствие испрашиваемого участка как объекта гражданских прав, а лишь предполагает обязанность заинтересованного лица совершить иные, чем предусмотренные п. 6 приведенной статьи Земельного кодекса РФ действия, а именно предписывает заинтересованному лицу действовать в порядке п. 7 данной статьи Земельного кодекса РФ.
Несвоевременное заключение договора купли-продажи земельного участка в данном случае является следствием бездействия муниципального органа, необоснованно уклонявшегося от заключения договора и не совершившего необходимых действий в установленный срок.
Порядок продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на момент подачи истцами заявления от -Дата- (с дополнениями от -Дата- г.), определялся в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Постановлением Правительства УР от 22.10.2007 г. № 163 (с изменениями).
Исходя из положений п. 1 ст. 421, п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, подп. 5 п. 1 ч. 1 ст. 1, п. п. 1-8 ст. 36 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», цена продажи земельного участка должна быть определена на дату подачи заявления ФИО1 и ФИО2 о его приобретении в собственность, то есть на -Дата- г.
Таким образом, истцы имеют право на приобретение в собственность спорного земельного участка по цене, установленной в соответствии с положениями п. 1.1. Постановления Правительства УР № 163 от 22.10.2007 г. (с изменениями в редакции Постановлений Правительства УР от 03.03.2008 г. № 43, от 27.10.2008 г. № 248, от 25.01.2010 г. № 13, от 19.09.2011 г. № 335, от 30.01.2012 г. № 25, от 09.07.2012 г. № 297).
Согласно п. 1.1. Постановления Правительства УР от 22.10.2007 г. № 163 (с изменениями в редакции Постановлений Правительства УР от 03.03.2008 г. № 43, от 27.10.2008 г. № 248, от 25.01.2010 г. № 13, от 19.09.2011 г. № 335, от 30.01.2012 г. № 25, от 09.07.2012 г. № 297) на территории Удмуртской Республики выкупная цена земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, или государственная собственность на которые не разграничена, установлена с -Дата- в размере семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка по городу Ижевску и десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка по остальным населённым пунктам и за пределами их границ при продаже земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.
Суд приходит к выводу, что цена земельного участка с адресным ориентиром: ... (Постановление Администрации города Ижевска № от -Дата- г.), определенная на основании нормативных актов, действующих на дату подачи заявления истцами от -Дата- (с дополнениями от -Дата- г.), а именно в соответствии со ст.2 Федерального закона от -Дата- № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и с п.1.1 Постановления Правительства УР от 22.10.2007 г. № 163 (с изменениями) составляет сумму в размере 4583 руб. 92 коп., из них: ФИО1 должен оплатить 2291 руб. 96 коп., Анисимова А..А. должна оплатить 2291 руб. 96 коп.
При таких обстоятельствах доводы Администрации г.Ижевска и Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска, о том, что выкупная стоимость должна быть рассчитана либо на момент подачи заявления о заключения договора купли-продажи, либо на момент заключения договора в соответствии с Постановлением Правительства УР от -Дата- № 102, с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего решения, подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Изложить пункт 2.1. Договора № от -Дата- купли-продажи (купчая) земельного участка с кадастровым номером №, площадью 138 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, ..., в следующей редакции: «Цена земельного участка составляет 4583 руб. 92 коп., из них: ФИО1 оплачивает 2291 руб. 96 коп., ФИО2 оплачивает 2291 руб. 96 коп.».
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2016 года.
Судья Сутягина Т.Н.