Мотивированное решение составлено 10.05.2016
Р Е Ш Е Н И Е №2-410/16
Именем Российской Федерации
05.05.2016 г. Екатеринбург
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Скориновой И.С.,
при секретаре Васильевой О.О.,
с участием:
представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожном переезде, расположенном в переулке Вагонников на территории Серовского городского округа,
УСТАНОВИЛ:
Серовский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожном переезде, расположенном в переулке Вагонников на территории Серовского городского округа, в обоснование иска указал, что 03.04.2015 прокуратурой с привлечением специалистов ОГИБДД МО МВД Серовский, Серовской дистанции пути проведена проверка исполнения законодательства по эксплуатации железнодорожного переезда, расположенного в переулке Вагонников на территории Серовского городского округа. По итогам проверки составлен акт, в котором указано, что данный переезд эксплуатируется с нарушениями действующего законодательства, на переезде в обе стороны от крайних рельсов отсутствует горизонтальная десятиметровая площадка, типовой настил, что является нарушением п.3.6.8 Распоряжения ОАО «РЖД» от 29.12.2012 №279 р «Об утверждении и введении в действие Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути», кроме того, в нарушение п. 4.2.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221 в границах 10 метров от края рельса на переезде отсутствует дорожная разметка в обе стороны. Кроме того, на переезде отсутствуют сигнальные столбики и маяки, предусмотренные требованиями п. 8.2.2 ГОСТа Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Также в нарушение п.3.6.4. Распоряжения ОАО «РЖД» отсутствуют предупреждающие дорожные знаки, предусмотренные Правилами дорожного движения РФ «Однопутная железная дорога», «Движение без остановки запрещено», «Железнодорожный переезд без шлагбаума».
Прокурор просит обязать ответчика устранить имеющиеся нарушения.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайствовал о проведении судебного разбирательства без его участия.
Представитель ответчика (действующая на основании доверенности) исковые требования не признала, мотивируя тем, что требования Свердловского транспортного прокурора ОАО «РЖД» не основаны на нормах закона, поскольку в районе железнодорожного переезда в переулке Вагонников Серовского городского округа автомобильная дорога, пересекающая железнодорожные пути, отсутствует, сам железнодорожный переезд на балансовом учете Серовской дистанции пути не состоит, на праве собственности за ОАО №РЖД» не зарегистрирован, в установленном законом порядке переезд не открыт, необходимыми устройствами и средствами не оборудован. Через него осуществляется несанкционированный технологический проезд на смежную территорию. Автомобильная дорога, пересекающая железнодорожный переезд в переулке Вагонников не обладает признаками автомобильной дороги и в реестр муниципальной собственности не включена. Процедура открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами определена Федеральным законом «О железнодорожном транспорте», Считает требования прокурора неправомерными, поскольку доказательств того, что открытие железнодорожного переезда будет технически возможным в соответствии с требованиями действующих норм законодательства, специальных норм и правил, а также будет положительно согласовано перечисленными в вышеприведенном законе организациями, не представлено. Кроме того, правила и порядок эксплуатации железнодорожных переездов в настоящее время определен Условиями, утвержденными Приказом Минтранса России от 31.07.2015 №237, согласно которым железнодорожные переезды должны располагаться преимущественно на прямых участках железнодорожных путей и автомобильных дорог вне пределов выемок и мест, где не обеспечиваются условия видимости. Требования прокурора сводятся к возложению обязанности по созданию нового объекта недвижимости (транспортной инфраструктуры), при этом доказательств возможности и целесообразности открытия и оборудования переезда именно в переулке Вагонников истцом также не представлено. Также указывает, что осуществление полномочий по дорожной деятельности, в том числе строительство, проектирование, строительство и содержание автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, возложены на администрацию Серовского городского округа, без которой решение данного вопроса также неправомерно.
Представители третьих лиц, привлеченных судом к участию в деле, - администрации Серовского городского округа, Управления ГИБДД по Свердловской области в лице Серовского отдела, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в суд не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Суд, с учетом мнения представителя ответчика, находит возможным рассмотрение дела при данной явке.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В качестве доказательства обоснованности заявленных требований прокурором представлен акт от 03.04.2015 (л.д.6), из которого следует, что обследован железнодорожный переезд Серовского ГО – переулок Вагонников, выявлены недостатки.
При этом доказательств того, данный переезд находится в собственности ОАО «РЖД», а именно свидетельство о государственной регистрации права собственности, инвентарная карточка учета объекта основных средств, карточке переезда, прокурором суду не представлено.
Как следует из пояснений представителя ответчика и подтверждается свидетельствами о регистрации права в собственности ОАО «РЖД» находится станционный путь Серов-Сортировочный с инвентарным номером ***, литер ***, учетный участок *** (л.д.60-62). Вышеуказанный переезд в установленном законом порядке не открывался и в собственности ОАО «РЖД» не находится.
Из сообщения главы администрации Серовского городского округа (л.д.36) следует, что автодорога от ул. Вагонников до станции Серов-Сортировочная протяженностью 850 м по состоянию на 24.02.2016 состоит в реестре муниципального имущества Серовского городского округа и передана в хозяйственное ведение МУП «Серовавтодор».
В соответствии с п. 4 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом №46 от 26.03.2009 Министерства транспорта Российской Федерации утвержден Порядок открытия и закрытия железнодорожных путей автомобильными дорогами.
В соответствии с п.п. 2-7 данного Порядка Инициатором открытия (закрытия) железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего и (или) необщего пользования могут быть:
1) федеральные органы исполнительной власти;
2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) органы местного самоуправления;
4) владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
5) владельцы железнодорожных путей необщего пользования;
6) владельцы автомобильных дорог;
7) иные заинтересованные организации.
Открытие (закрытие) железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего и (или) необщего пользования осуществляется по решению владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельца железнодорожных путей необщего пользования.
Указанные в подпунктах 1 - 3, 6, 7 пункта 2 настоящего Порядка органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации направляют обращение об открытии (закрытии) железнодорожных переездов владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцу железнодорожных путей необщего пользования.
К обращению прилагаются материалы, содержащие технико-экономическое обоснование необходимости открытия (закрытия) железнодорожного переезда со схемами организации дорожного движения транспортных средств, включающими ближайшие железнодорожные переезды.
При рассмотрении обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, перечисленных в подпунктах 1 - 3, 6, 7 пункта 2 настоящего Порядка, по вопросу открытия (закрытия) железнодорожных переездов владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владелец железнодорожных путей необщего пользования устанавливает обоснованность и технические возможности открытия (закрытия) железнодорожных переездов с учетом условий обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. В случае подтверждения обоснованности и технической возможности открытия (закрытия) железнодорожных переездов в целях формирования решения владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владелец железнодорожных путей необщего пользования в течение 10 дней с момента поступления обращения направляет запросы:
в Федеральное агентство железнодорожного транспорта либо соответствующие территориальные органы, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов;
в Федеральное дорожное агентство либо соответствующие федеральные государственные учреждения и их филиалы, на участке автомобильных дорог которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов;
в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта либо соответствующие территориальные органы, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов;
в органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов;
в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожного переезда.
6. Решение об открытии (закрытии) железнодорожного переезда владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцем железнодорожных путей необщего пользования принимается при наличии положительных заключений всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, перечисленных в пункте 5 настоящего Порядка.
Решение об открытии (закрытии) железнодорожного переезда владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владелец железнодорожных путей необщего пользования принимает в течение 20 дней с момента поступления заключений органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.
Поскольку железнодорожный переезд в установленном законом порядке не открывался и в собственности у ОАО «РЖД» не находится, доказательств обратного суду не представлено, оснований для возложения на ответчика обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожном переезде, расположенном в переулке Вагонников на территории Серовского городского округа, суд не усматривает.
По существу требования Серовского транспортного прокурора сводятся к возложению на ОАО «РЖД» обязанности по созданию нового объекта недвижимости, порядок создания которого установлен Приказом №46 от 26.03.2009 Министерства транспорта Российской Федерации и не предусматривается обязанности именно ОАО «РЖД» инициировать открытие железнодорожного переезда.
Кроме того, осуществление полномочий по дорожной деятельности, в том числе строительство, проектирование, строительство и содержание автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, возложены на администрацию Серовского городского округа, без участия которой решить вопрос об открытии переезда не представляется возможным.
Прокурором также не представлено доказательств того, что открытие переезда на данном участке технически возможно в соответствии с требованиями действующих норм законодательства, специальных норм и правил, и будет согласовано с указанными в Порядке организациями.
Анализируя вышеприведенные нормы законодательства, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных прокурором требований и отказывает в их удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Серовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожном переезде, расположенном в переулке Вагонников на территории Серовского городского округа отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.
Судья И.С. Скоринова