ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-410/16 от 14.06.2016 Локтевского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-410/2016

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2016г г. Горняк

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Корчагина С.Д.,

при секретаре Шмунк Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по иску прокурора Локтевского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Перевозчик» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Перевозчик» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Локтевского района проведена проверка исполнения закона о занятости населения. Было установлено, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 8 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон) граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

Согласно ст. 12 Закона, гражданам РФ гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона, деятельность государственной службы занятости населения направлена на оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; информирование граждан РФ, в т.ч. в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

Положениями п. 1 ст. 25 Закона предусмотрено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе оказания помощи в трудоустройстве, разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы.

Работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии свободных мест и вакантных должностей. Работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой в системе в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 3 ст. 25 Закона).

Таким образом, Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в т.ч. гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

Согласно информации КГКУ ЦЗН <адрес>, работодателем ООО «Перевозчик» в лице директора ФИО2, осуществляющего деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта на территории <адрес>, не предоставляются ежемесячные сведения о наличии вакантных мест (должностей) в службу занятости населения. Из личного дела работодателя ООО «Перевозчик» следует, что сведения о наличии или отсутствии вакантных рабочих мест (должностей) в КГКУ ЦЗН <адрес> последний раз предоставлялись ДД.ММ.ГГГГ, более информация в центр занятости не направлялась.

При отсутствии в отчетном периоде вакантных рабочих мест работодатель должен также уведомить орган государственной службы занятости населения, что будет способствовать анализу ситуации на рынке труда. В случае непредоставления таких сведений у органа службы занятости населения отсутствует возможность проконтролировать, имелись ли у работодателя вакансии в отчетном периоде.

Таким образом, предоставление работодателями в установленный срок в органы службы занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) связано с осуществлением этим органом деятельности, направленной на создание устойчивой системы эффективного трудоустройства граждан, достижение оптимальной занятости населения. Данные функции осуществляются на основании сведений о потребности в работниках, предоставляемых работодателями.

Непредоставлении сведений со стороны работодателя о наличии вакантных мест делает невозможным трудоустройство лиц, ищущих работу, и бездействие ответчика влечет за собой нарушение прав безработных трудоспособных граждан.

Прокурор просит признать незаконным бездействие ООО «Перевозчик» в лице директора ФИО2, выразившееся в непредоставлении информации о наличии вакантных мест (должностей) в КГКУ ЦЗН <адрес>. Обязать ООО «Перевозчик» в лице директора ФИО2 устранить в полном объеме допущенные нарушения закона путем ежемесячного предоставления в КГКУ ЦЗН <адрес> информации о наличии вакантных мест (должностей).

В судебном заседании прокурор Соболев С.О. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просит суд удовлетворить данные требования.

Представитель ответчика – ООО «Перевозчик» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежаще, причин неявки не сообщил, отложить рассмотрение дела или рассмотреть дело в его отсутствие не просил. Судом, с учетом мнения участников, определено продолжить рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.

Представители 3-го лица КГКУ ЦЗН <адрес> ФИО4 и АЛН в судебном заседании исковые требования прокурора поддержали.

ФИО4 дополнений к требованиям прокурора не имеет, поддерживает их.

ФИО5 требования прокурора поддержала, дополнительно указала, что ООО «Перевозчик» в 2015г – 26.05.2016г прислали пустой бланк, что нет свободных вакансий. Между тем, в ЦЗН обращались граждане, уволенные из ООО «Перевозчик», вставали на учет в ЦЗН. У ООО «Перевозчик» было движение рабочих сил, а о вакансиях они не сообщали.

Выслушав прокурора Соболева С.О. и других участников, изучив доводы искового заявления и материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Из сообщения директора КГКУ ЦЗН <адрес> на имя прокурора <адрес> следует, что ЦЗН проводит работу со всеми работодателями, зарегистрировавшимися в службе занятости о необходимости выполнения обязанности по предоставлению в органы занятости сведений о потребности в кадрах, необходимость предоставления данных сведений доводилась через СМИ, работодателям рассылались письма-требования о необходимости соблюдения норм Закона. В основном, работодатели исполняют данные требования, но есть и такие, которые практически не идут на контакт, в т.ч. ООО «Перевозчик», директор ФИО2

В соответствии со сведениями личного дела работодателя ООО «Перевозчик», предоставленного ЦЗН:

ООО «Перевозчик» зарегистрировано в ЦЗН ДД.ММ.ГГГГ, директор – ФИО2, ОКВЭД – деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию;

Сведения об ООО «Перевозчик» с ДД.ММ.ГГГГ внесены в ЕГРЮЛ;

По вопросу информирования о положении на рынке труда ООО «Перевозчик» обращалось в ЦЗН ДД.ММ.ГГГГ;

Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) ООО «Перевозчик» предоставляло в ЦЗН <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Закон РФ от 19.04.1991г № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 09.03.2016г) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции; координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм; создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости (ч. 2 ст. 5 Закона).

Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (ч. 1 ст. 8 Закона).

Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости (ст. 9 Закона). Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации (ст. 10 Закона).

Гражданам Российской Федерации, гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда (ч. 1 ст. 12 Закона).

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами (ч. 1 ст. 13 Закона).

Деятельность государственной службы занятости населения направлена на: оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; организацию мероприятий активной политики занятости населения; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения (ч. 2 ст. 15 Закона).

Мероприятия по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 22 Закона).

Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в т.ч. путем реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников; оказания помощи в трудоустройстве, прохождении профессионального обучения, получении дополнительного профессионального образования и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей; разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы; соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов; трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан; привлечения трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, включенные в перечень субъектов Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 25 Закона).

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ч. 3 ст. 25 Закона).

Как установлено в судебном заседании, ООО «Перевозчик» не выполняет требования вышеуказанного закона РФ, не предоставляет ежемесячно в ЦЗН <адрес> сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

С учетом изложенного, заявленные прокурором исковые требования о признании незаконным бездействия ООО «Перевозчик», выразившегося в непредоставлении в ЦЗН <адрес> информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, обязании ответчика устранить указанные нарушения закона путем ежемесячного предоставления в ЦЗН <адрес> таковых сведений, признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При удовлетворении судом заявленных прокурором требований, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина в сумме 600 руб., подлежит взысканию в доход местного бюджета с ответчика, не освобожденного от уплаты данной государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Перевозчик» в лице директора ФИО2, выразившееся в непредоставлении информации о наличии вакантных мест (должностей) в КГКУ ЦЗН <адрес>.

Обязать ООО «Перевозчик» в лице директора ФИО2 устранить в полном объеме допущенные нарушения закона путем ежемесячного предоставления в КГКУ ЦЗН <адрес> информации о наличии вакантных мест (должностей).

Взыскать с ООО «Перевозчик» в доход МО «<адрес>» государственную пошлину в сумме 600 руб. 00 коп.

ООО «Перевозчик» вправе в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, подать в Локтевский районный суд <адрес> заявление об отмене данного заочного решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Локтевский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ООО «Перевозчик» заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этих заявлений.

Судья С.Д. Корчагин

Решение вступило в законную силу.

Разрешаю разместит на сайт суда.

И.о. председателя суда О.В. Букатова