Дело 2-410/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2018 года п. Новоорск
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Квиринг О.Б.,
при секретаре Егоровой Л.А.,
с участием:
старшего помощника прокурора Новоорского района Оренбургской области Алексеева С. П.,
представителей ответчика администрации МО Караганский сельсовет ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоорского района Оренбургской области, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования Караганский сельсовет Новоорского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Караганский сельсовет Новоорского района Оренбургской области, ФИО3 о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки,
у с т а н о в и л:
Прокурор Новоорского района Оренбургской области, действующий в интересах Российской Федерации, муниципального образования Караганский сельсовет Новоорского района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал следующее.
Прокуратурой района при изучении договора земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией МО Караганский сельсовет в лице главы администрации ФИО6 и ФИО3, установлены нарушения антикоррупционного законодательства. Установлено, что ФИО3 является родным сыном ФИО6
Пунктом 5.2 Договора аренды установлено, что за нарушение срока внесения арендной платы по Договору Арендатор уплачивает Арендодателю пени из расчета 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования, определенной Центральным банком. РФ, и начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства. Пени по настоящему договору начисляется исключительно по письменному требованию Арендодателя.
Все вышеизложенное свидетельствует, что применение мер к арендатору ФИО3, не выполняющему обязательств по Договору от ДД.ММ.ГГГГ (по требованию расторжения договора и начислению пени за каждый день просрочки) находится в исключительной компетенции администрации МО Караганский сельсовет в лице главы ФИО6
Прокуратурой района изучены все протоколы заседания Совета депутатов МО Караганский сельсовет Новоорского района за период ДД.ММ.ГГГГ годы, установлено, что сведений о том, что глава сельсовет ФИО6 Совету депутатов сообщала о возникшем конфликте интересов не имеется. При возникновении конфликта интересов, главой муниципального образования ФИО6 меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта интересов приняты не были, о случае возникновения конфликта интересов Совету депутатов, которому глава муниципального образования в силу требований ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 06,10.2003 N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подконтролен и подотчетен, не сообщено и соответственно конфликт интересов не урегулирован.
При этом отсутствие на момент заключение указанного договора нормативных актов, регулирующих порядок сообщения главой МО Караганский сельсовет о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, не освобождает ФИО6 от обязанности исполнения приведенных выше требований антикоррупционного законодательства.
Между тем, выявленные нарушения свидетельствуют о коррупционных проявлениях при заключении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку сделка совершена в условиях конфликта интересов, не урегулированного в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района по факту выявленных нарушений в адрес Совета депутатов МО Караганский сельсовет внесено представление, по результатам: которого Советом депутатов ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение № «О рассмотрении представления прокурора <адрес> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», п.1 которого установлено, что главой администрации ФИО6 допущено нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», выразившееся в отсутствии уведомления Совета депутатов о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. Согласно п. 3 указанного решения к главе администрации ФИО6 применена мера дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Между тем, выявленные нарушения свидетельствуют о коррупционных проявлениях при предоставлении в аренду ФИО1 спорного земельного участка, поскольку сделка совершена в условиях конфликта интересов, не урегулированного в установленном законом порядке.
Исходя из анализа вышеуказанных норм, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ в лице главы администрации МО Караганский сельсовет ФИО6 и ФИО3 не мог быть заключен, ввиду запретов на совершение подобных сделок, в связи с чем договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является недействительным в силу его ничтожности, заключенным при явном нарушении запрета установленного Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Считают, предоставленный с нарушением федерального законодательства ФИО3 земельный участок подлежит возврату муниципальному образованию.
В связи с этим, прокурор просит признать недействительным договор аренды земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО Караганский сельсовет, в лице главы муниципального образовании ФИО6, с одной стороны и ФИО3 с другой стороны и применить последствия недействительности сделки, путем возврата земельного участка с кадастровым номером № МО Караганский сельсовет Новоорского района Оренбургской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Алексеев С.П. уточнил исковые требования, в части правовых обоснований иска ссылается на ст. 168 ГК РФ, просил в случае признания недействительным договора аренды земельного участка и применения последствий недействительности сделки, возвратить земельный участок в собственность Российской Федерации.
Представитель ответчика ФИО6 в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представил суду заявление о признании исковых требований в полном объеме. Просил принять признание иска.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица – администрации Новоорского района Оренбургской области, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие. Указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ полномочия по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена на территории Новоорского района осуществлялась сельскими и поселковыми Советами в границах своих территорий. таким образом, полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., из земель населенных пунктов, местоположение: оренбургская область, <адрес>., разрешенное использование – ведение личного подсобного хозяйства относилось в данный период к полномочиям администрации МО Караганский сельсовет. В администрации Новоорского района отсутствует информация о том, кем и когда был сформирован данный земельный участок.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие неявияшихся лиц.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 28 Устава МО Караганский сельсовет глава сельсовета является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава поссовета в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов.
Глава поссовета должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Единого реестра муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области, принятого постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 27 сентября 2007 года N 1599, глава муниципального образования является лицом, замещающим муниципальные должности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО Караганский сельсовет в лице ФИО6 и ФИО3 заключен договор аренды земельного участка №, по которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение: <адрес>. Категория земель – земли населенных пунктов. Разрешенное использование – ведение личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п. 2.1 аренда участка осуществляется в течение 20 лет со дня регистрации договора аренды в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
Указанный договор аренды земельного участка был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 3.1 договора аренды размер арендной платы за участок составляет <данные изъяты> руб. на один год аренды.
Как следует из представленных сведений, арендная плата ФИО3 вносилась только ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> руб.) и ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.), при этом пени за несвоевременную оплату арендной платы арендатору не начислялись.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Частью 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ).
Частями 1 - 5 статьи 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Устанавливая ответственность лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, федеральный законодатель тем самым допустил возможность применения по аналогии к возникающим с их участием правоотношениям понятия "конфликта интересов" и "личной заинтересованности" и содержащихся признаков, установленных статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
Иное истолкование закона могло бы привести к неоправданному освобождению лиц, замещающих государственную должность России Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, от предусмотренной Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" ответственности.
Таким образом, при заключении договора аренды земельного участка ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Караганский сельсовет Новоорского района Оренбургской области в лице главы муниципального образования Караганский сельсовет ФИО6 с одной стороны и ФИО3 с другой стороны, у ФИО6, как у должностного лица, замещающего муниципальную должность, возникла обязанность по урегулированию конфликта интересов, поскольку при заключении договора аренды земельного участка, возникла ситуация, при которой личная заинтересованность, выразившаяся в возможности получения в аренду земельного участка лицом, с которым он состоит в близком родстве, могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление ФИО6 как главой муниципального образования, обязанностей и возложенных законом и Уставом муниципального образования полномочий.
В статье 11 Федерального закона № 273-ФЗ указаны меры, которые лицо, замещающее муниципальную должность, обязано принимать в целях недопущения любой возможности возникновения конфликта интересов.
Согласно ст. 153 Гражданского кодекса РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ, если из закона не следует иное, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
В соответствии с положениями статьи 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные статьей 167 настоящего Кодекса.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержатся разъяснения, согласно которым ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность (п. 74).
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (п. 75).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч. 3).
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч. 4).
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 5).
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных норм, договор аренды земельного участка заключенный от лица главы муниципального образования ФИО6 не мог быть заключен ввиду запретов на совершение подобных сделок, в связи с чем договор аренды земельного участка от 20 ноября 2015 года является недействительным в силу его ничтожности, заключенным при явном нарушении запрета, установленного Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки.
На основании п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Учитывая вышеизложенное, переданный в аренду с нарушением федерального законодательства ФИО3 земельный участок подлежит возврату в муниципальную собственность администрации МО «Караганский сельсовет», поскольку на момент заключения договора аренды он относился к категории земель, принадлежащих муниципальному образованию.
Кроме того, суд принимает признание иска, заявленное представителем ответчика – администрации МО Караганский сельсовет.
Согласно ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом ответчиком или обеими сторонами. В случае если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Заявление представителя ответчика о признании иска приобщено к материалам дела, о чем занесено в протокол судебного заседания.
Признание ответчиком исковых требований является его правом, добровольным волеизъявлением. Само признание иска закону не противоречит, не противоречит обстоятельствам дела и не нарушает права и законные интересы иных лиц, в связи, с чем суд находит необходимым принять данное признание иска.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Таким образом, исковые требования прокурора Новоорского района Оренбургской области подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика ФИО3, не освобожденного от уплаты судебных расходов,
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Принять признание иска, заявленное представителем ответчика ФИО2 .
Иск прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Караганский сельсовет Новоорского района Оренбургской области в лице главы муниципального образовании ФИО6 с одной стороны и ФИО3 с другой стороны и применить последствия недействительности сделки, путем возврата земельного участка с кадастровым номером № в государственную собственность.
Взыскать с ФИО3 госпошлину в доход государства в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 29.12.2018 г.
Судья: