ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-410/18 от 27.09.2018 Хасавюртовского районного суда (Республика Дагестан)

Дело № 2-410/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Хасавюрт 27 сентября 2018 года

Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Алиева М.А., при секретаре судебного заседания Галбацовой Ж-Б.М., с участием представителя истца Магомедова Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ-ОПФР по РД к Дайитбеговой К.М. о признании недействительным государственный сертификат на материнский ( семейный) капитал,

установил:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан через своего представителя - начальника Управления ОПФР по РД в Хасавюртовском районе обратилось в Хасавюртовский районный суд с иском к Дайитбеговой К.М. о признании недействительным государственный сертификат на материнский ( семейный) капитал.

Свои требования истец мотивировал тем, что Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон № 256-ФЗ) для семей, имеющих детей, установлены дополнительные меры государственной поддержки в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Круг субъектов имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки и условия приобретения, определен ст. 3 Закона № 256-ФЗ. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) второго (третьего) ребенка или последующих детей начиная с

января 2007 года.

Материнский (семейный) капитал - это средства федерального бюджета, передаваемые в Пенсионный фонд РФ для оказания дополнительных мер государственной поддержки. Ежегодно принимается закон о бюджете Пенсионного фонда России, в приложении к которому отдельной строкой прописывается каждое из направлений расходования средств и сумма расходов на эти цели. Средства федерального бюджета, поступающие в бюджет Пенсионного фонда РФ, обозначаются в расходной части бюджета как средства материнского (семейного) капитала, и предусматривается направление данных денежных средств в соответствии с поданными заявлениями о распоряжении.

В подтверждение права на получение средств материнского (семейного) капитала выдается сертификат государственного образца. Сертификат является именным документом, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Реализация права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Законом № 256-ФЗ осуществляется путем получения лицами, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и дальнейшего использования средств материнского (семейного) капитала на условиях и в порядке предусмотренных Законом № 256-ФЗ.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона № 256-ФЗ и пункта 9 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года №873, отказ в выдаче сертификата осуществляется по следующим основаниям: отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Законом № 256-ФЗ; прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным Законом № 256-ФЗ; предоставление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки; прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 статьи 5 Закона № 256-ФЗ основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата (или его дубликата) на материнский (семейный) капитал является - прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

Пункт 3 части 1 статьи 3 Закона № 256-ФЗ, предоставляет право на дополнительные меры государственной поддержки женщинам, родившим (усыновившим) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Дайитбегова К.М. 08.02.2013г. обратилась с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением 09 ноября 2012г. второго ребенка, ввиду чего на основании решения от 11.02.2013г. УОПФР по РД в Хасавюртовском районе 18.02.2013г. выдал государственный сертификат на материнский (семейный) капитал на имя Дайитбеговой К.М. в размере 408 960, 50 руб.

В соответствии с п.1 ст.5 Федерального Закона №256 - ФЗ и п.4 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873, лица, имеющие право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, лично, законные представители или доверенные лица вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата со всеми необходимыми документами.

Однако решением Хасавюртовского районного суда от 07.04.2014г. установлено усыновление ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг. рождения, ФИО2 и ФИО3, в связи с чем, Дайитбегова К.М. теряет все права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей (ст.71 СК РФ).

Согласно п.2 ст.3 ФЗ - №256 от 29.12.2006г. при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Таким образом, Дайитбегова К.М. после усыновления ее сына ФИО1 ее родителями ФИО10 X. Г. и ФИО3 потеряла право на дополнительные меры государственной поддержки по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал.

Поскольку государственный сертификат на МСК заявительнице уже выдан, т.е. является списанным по Акту о списании бланков строгой отчетности в соответствии с Инструкцией по бюджетному отчету, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 10.02.2006г. № 25 н (письмо ОПФР от 07.02.2007г. №10.6764) и Законом 256-ФЗ не предусмотрен механизм отмены либо признания недействительным сертификата на МСК территориальным органом ПФР, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан вынуждено обратиться в суд с заявлением о признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии МК-5 № 0351472 от 18 февраля 2013 года недействительным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 3, 24, 131, 132 ГПК РФ, ст. 5 Федерального закона РФ от 29.12.2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» просит суд признать недействительным государственный сертификат на материнский ( семейный) капитал серии МК-, выданный УОПФР по РД в Хасавюртовском районе 18 февраля 2013 года на имя Дайитбеговой К.М.

В судебном заседании представитель истца Магомедов Р.М. заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Ответчик Дайитбегова К.М. в судебное заседание не явилась, заявлением просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования ГУ-ОПФР по РД о признании недействительным государственный сертификат на материнский капитал признает, против удовлетворения не возражает.

В соответствие со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика Дайитбеговой К.М.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон № 256-ФЗ) для семей, имеющих детей, установлены дополнительные меры государственной поддержки в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Круг субъектов имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки и условия приобретения, определен ст. 3 Закона № 256-ФЗ. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) второго (третьего) ребенка или последующих детей начиная с

января 2007 года.

Как усматривается из представленных суду документов, ответчик Дайитбегова К.М. 08.02.2013 года обратилась в ГУ- ОПФР по РД в Хасавюртовском районе с заявлением о выдаче материнского ( семейного) капитала в связи с рождением ею ДД.ММ.ГГГГ году второго ребенка ФИО4.

В соответствии с п.1 ст.5 Федерального Закона №256 - ФЗ и п.4 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873, лица, имеющие право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, лично, законные представители или доверенные лица вправе обратится в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата со всеми необходимыми документами.

11.02.2013 г. Управлением ОПФР по РД в Хасавюртовском районе вынесено решение о выдаче Дайитбеговой К.М. государственного сертификата на материнский ( семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением Хасавюртовского районного суда от 07.04.2014г. установлено усыновление ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг. рождения, ФИО2 и ФИО3 – родителями Дайитбеговой К.М.

Таким образом, Дайитбегова К.М. после усыновления ее сына ФИО1 ее родителями ФИО10 X. Г. и ФИО3 потеряла право на дополнительные меры государственной поддержки по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал.

В соответствии с подпунктом 4 части 6 статьи 5 Закона № 256-ФЗ и пункта 9 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года №873, отказ в выдаче сертификата осуществляется по следующим основаниям: отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Законом № 256-ФЗ; прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным Законом № 256-ФЗ; предоставление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки; прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 статьи 5 Закона № 256-ФЗ основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата (или его дубликата) на материнский (семейный) капитал является - прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца.

Кроме того, Дайитбегова К.М. своим заявлением требования истца признала в полном объеме.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск.

В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которые другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Принимая во внимание обстоятельства, на которых основаны требования истца, а также отсутствие в рамках настоящего гражданского дела данных, свидетельствующих о том, что признание ответчиком исковых требований не совершено в целях сокрытия им действительных обстоятельств дела, либо под влиянием обмана, насилия, угрозы, добросовестного заблуждения, суд считает возможным принять признание иска ответчиком.

Кроме того, судом принимается признание ответчиком заявленных требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает ни чьих интересов.

В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования ГУ-ОПФР по РД удовлетворить.

Признать недействительным государственный сертификат на материнский ( семейный) капитал серии МК-5 , выданный УОПФР по РД в Хасавюртовском районе 18 февраля 2013 года на имя Дайитбеговой К.М.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Дагестан, через Хасавюртовский районный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2018 года.

Председательствующий М.А.Алиев