ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-410/20 от 05.11.2020 Урайского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД 86RS0014-01-2020-001119-25

Дело № 2-410/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 ноября 2020 года город Урай

Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе

председательствующего судьи Орловой Г.К.

при секретаре Колосовской Н. С.,

с участием

истца Васильева В. А. и его представителя Борыгина Г. В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком полномочий один год,

представителя ответчика Богданова С. П., действующего на основании доверенности -д от ДД.ММ.ГГГГ со сроком полномочий три года

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Васильева Владимира Александровича к муниципальному образованию город Урай, представляемому администрацией города Урай, о признании незаконным постановления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу,

у с т а н о в и л:

истец Васильев В. А. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что постановлением главы МО г. Урай от 07.10.2004 <адрес> микрорайон 1Д присвоен статус служебной и она передана для распределения Урайскому межрайонному отделу госнаркоконтроля. Истцу указанная квартира распределена на основании постановления главы МО г. Урай от 25.02.2005 , выдан ордер на служебное помещение от 25.02.2005 составом семьи 4 человека.

Постановлением главы МО г. Урай № 2518 от 28.09.2018 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Истец считает данное постановление незаконным и нарушающим его права. Полагает, что нарушен порядок признания дома аварийным. В комиссию не включены региональный жилищный надзор (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации и объектов недвижимости, находящихся в городе, представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственники квартир также не привлекались к работе в комиссии с право совещательного голоса и не уведомлялись времени и месте заседания комиссии. Только 19.05.2020 из полученного ответа администрации города Урай истцу стало известно о допущенных нарушениях.

Отчет обследования, проведенный ООО «Верховина» не является заключением экспертов, проведенным с использованием технической документации дома и не включает в себя сведения и исследования о несоответствии жилого дома требованиям, указанным в главе 2 Положения. Изучая отчет можно прийти к выводу о ветхости некоторых частей дома, но никак о его аварийности. Дом не создает угрозу жизни и здоровью проживающим.

В администрации нет заявления от собственников о признании дома аварийным; копии технического паспорта, где должна содержаться информация о том, какой уровень износа у данного дома и его остаточная стоимость; планов и разрезов всех помещений, проведенных уполномоченной технической организацией; актов за последние три года, которые подтверждают факт проведения собственником или каким-либо лицом, уполномоченным собственником осмотра жилого дома; информации о том, какие и когда проводились ремонтные работы, выполненные за отведенный период времени; заключение санитарной службы; заключение противопожарной службы; заявления, жалобы от собственников дома на условия их постоянного проживания; заключение об общем техническом состоянии дома, которое обязательно должно быть выдано профильной организацией, имеющей соответствующую лицензию, и в котором должна содержаться информация о категории непригодности данного недвижимого имущества для длительного проживания; акт о проведении всевозможных мероприятий, направленных на контроль соблюдения сохранности существующего жилищного фонда.

Нарушение порядка признания дома аварийным привело к тому, что до не создающий угрозы проживающим в нем лицам необоснованно признан аварийным и подлежащим сносу. Необоснованное признание дома аварийным послужило основанием для его выселения.

Истец просил признать незаконным постановление главы МО г. Урай № 2518 от 28.09.2018 о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома по адресу: микрорайон 1Д г. Урай Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

От ответчика муниципального образования город Урай поступило письменное возражение, согласно которому ответчик, не соглашаясь с доводами истца, указывает, что истец ошибочно полагает, что был нарушен порядок признания аварийным многоквартирного дома, этот порядок был соблюден.

Из 16 квартир многоквартирного жилого дома по адресу: г. Урай, микрорайон 1Д, <адрес>, на момент признания дома аварийным 12 квартир являлись муниципальными (). В настоящее время в муниципальной собственности находятся квартира №, из них квартира является специализированным служебным фондом, не заселена, и квартира также является специализированным служебным фондом, в которой проживает Васильев В. А. на основании ордера служебного помещения. Квартиры №, являются частной собственностью граждан.

Постановлением администрации города Урай от 11.04.2012 жилые помещения в указанном доме были признаны непригодными для проживания.

В феврале 2017 года поступило обращение от Синицыной Н. Н., проживающей в <адрес>, о разрешении вопроса по проведению капитального ремонта либо расселения квартир. Поскольку большинство квартир в доме принадлежало муниципальному образованию город Урай, администрацией города Урай были инициировано обследование указанного дома на предмет аварийности.

По заказу МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Урай» в целях определения технического состояния многоквартирного дома на предмет аварийности ООО «Верховина» проведено экспертное обследование жилого дома по адресу: г. Урай, мкр. 1Д, <адрес>.

По результатам обследования дома представлен отчет, в выводах которого указано, что обследуемый дом находится в аварийном состоянии, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности, соответственно, опасности обрушения. Проведение мероприятий по восстановлению и усилению дефектных конструкций нецелесообразно.

Далее межведомственной комиссией составлено заключение от 21.09.2018, которое направлено в администрацию города Урай для принятия соответствующего решения в соответствии с п. 49 Положения.

28.09.2018 администрацией города Урай было принято постановление «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», которым многоквартирный дом по адресу: г. Урай, мкр. 1Д, <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок расселения граждан до 2022 года. Указанное постановление было размещено на официальном сайте органов местного самоуправления города Урай 28.09.2018, опубликовано в газете «Знамя» от 02.10.2018 № 112, которая является официальным источником опубликования в соответствии с ч. 3 ст. 34 Устава города Урай.

Ответчик считает, что заключение и постановление приняты уполномоченными органами в пределах компетенции с соблюдением установленной законом процедуры, соответствуют положениям законодательства и права истца не нарушают. Просил в удовлетворении исковых требований истца отказать.

В судебном заседании истец Васильев В. А. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам искового заявления, дополнил о том, что он, проживая в доме, не наблюдал тех недостатков, о которых указано в отчете об обследовании жилого дома. Просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель истца Борыгин Г. В. в судебном заседании иск Васильева В. А. поддержал, пояснив о том, что отчет обследования технического состоянии жилого дома нельзя принимать в качестве доказательства его состояния, поскольку он выполнен с нарушениями и по нему нельзя было принимать решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу. Просил учесть, что ранее жилой дом признавался непригодным для проживания, но ответчик не предпринял никаких мер к восстановлению его пригодности и не принял мер к его сносу. Просил иск удовлетворить.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Халмурадова Т. Л., Петрова А. В., Петров В. С., Петрова Н. Н., Синицына Н. Н., привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц на основании определения суда от 5 августа 2020 года (л.д. 236-238), не явились, извещались о времени и месте судебного заседания, в том числе и путем размещения информации на официальном сайте Урайского городского суда в государственной автоматизированной системе «Правосудие». Ходатайств об отложении судебного заседания, об уважительных причинах неявки суду не заявили.

Третье лицо Синицына Н. Н. заявила о рассмотрении дела в её отсутствии, о чем представила письменное заявление (л.д. 31 том 2).

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц.

Третье лицо Синицына Н. Н. в письменном заявлении (л.д. 31 том 2) указала, что с исковыми требованиями Васильева В. А. не согласна, в связи с тем, что на протяжении семи лет совместно с другими жильцами доказывала обратное.

Выслушав истца, его представителя и представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации объяснения сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к следующему:

Васильев В. А. пользуется служебным жилым помещением – квартирой, расположенной по адресу: г. Урай, микрорайон 1Д, <адрес>., к которую был вселен вместе семьей составом 4 человека на основании ордера от 25 февраля 2005 года, выданного на основании постановления главы МО г. Урай о 25 февраля (л.д. 17 том 1).

Статус служебного названной жилому помещению был присвоен на основании постановления главы муниципального образования город Урай от 07.10.2004 (л.д. 16 том 1).

Предметом оспаривания по настоящему административному делу является постановление главы муниципального образования город Урай № 2518 от 28.09.2018 года, которым на основании Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, и заключения межведомственной комиссии от 21 сентября 2018 года был признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Урай, микрорайон 1Д, <адрес> (л.д. 160 том 1).

Истец Васильев В. А. полагает, что названным постановлением нарушаются его права на проживание в многоквартирном доме, который находится в пригодном для проживания состоянии, не имеет признаков аварийности, заключение было принято незаконным составом межведомственной комиссии, собственники квартир не привлекались к работе в составе комиссии. В случае признания дома аварийным и подлежащим сносу он подлежит выселению без предоставления другого жилья.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

По состоянию на дату принятия оспариваемого постановления – 28.09.2018. вышеназванное Положение действовало в редакции Постановления Правительства РФ от 28.02.2018 № 205.

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

Абзац седьмой пункта 7 Положения закрепляет, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается в том числе органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Разрешая исковые требования Васильева В. А., суд учитывает, что вопросы признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу отнесены к исключительной компетенции Межведомственной комиссии, созданной уполномоченным органом. В настоящем случае таким органом является администрация города Урай.

Так, администрацией города Урай во исполнение Положения было принято постановление от 15 августа 2017 года № 2360 "О некоторых вопросах, связанных с признанием помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (вместе с "Положением о межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции") (далее межведомственная комиссия) (л.д. 4-6 том 2)

Данным постановлением утверждены состав Межведомственной комиссии, Положение о ней.

Установлено, что Межведомственной комиссии следует привлекать собственника жилого помещения (уполномоченного им лица) (за исключением собственников – органов и (или) организаций, указанных в абзаце втором, третьем, шестом пункта 7 Положения), к работе в Межведомственно комиссии с правом совещательного голоса, уведомив его о времени и месте заседания Межведомственной комиссии не позднее, чем за 3 календарных дня с указанными в данном постановлении способами.

Как следует из оспариваемого постановления состав Межведомственной комиссии, принявшей заключение о признании многоквартирного <адрес> микрорайона 1Д г. Урай, соответствовал её составу, установленному в постановлении администрации города Урай от 15 августа 2017 г.

На заседании присутствовало 8 членов из 14, следовательно, кворум для принятия решения имелся.

Из 16 квартир многоквартирного жилого дома по адресу: г. Урай, микрорайон 1Д, <адрес>, на момент признания дома аварийным 12 квартир являлись муниципальными (,). В настоящее время в муниципальной собственности находятся квартира №,, из них квартира является специализированным служебным фондом, не заселена, и квартира также является специализированным служебным фондом, в которой проживает Васильев В. А. на основании ордера служебного помещения. Квартиры №, являются собственностью граждан. Изложенное следует из представленных суду Росреестром выписок из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 63-121 том 1) и представленных ответчиком выписок из реестра муниципальной собственности (л.д. 174-183 том 1)

Таким образом, с учетом того, что большинство квартир являются муниципальной собственностью, соответственно, ответчик обязан был принимать решение об обследовании указанного дома на предмет аварийности.

В заключении Межведомственной комиссии от 21.09.2018 указано, что оно принято по результатам рассмотрения отчета обследования технического состоянии жилого <адрес> микрорайона 1Д г. Урай.

Обследование технического состояния названного дома выполнено по заказу МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Урай» от имени муниципального образования город Урай, ООО «Верховина» по договору от 10.08.2018 года (л.д. 146-148 том 1).

Основанием явилось решение межведомственной комиссии от 05.07.2018 года, председатель которой 06.07.2018 обратился к исполняющему обязанности главы города Урай за организацией такого обследования (л.д. 137,138 том 1).

Кроме того, суд установил, что принятию решения 05.07.2018 предшествовало обращение третьего лица Синицыной Н. Н. в адрес депутата Думы города Урай (л.д. 136 том 1) по поводу состояния деревянного многоквартирного <адрес> микрорайона 1Д г. Урай и невозможности проживания в нем.

Также 11.05.2018 года в администрацию города Урай поступало представление прокурора города Урай от 08.05.2018, которое также содержало требование относительно разрешения на Межведомственной комиссии вопросов обследования жилого дома на наличие признаков аварийности. В данном представлении прокурор указал о том, что поступали многочисленные обращения жильцов данного дома. В данном доме находятся 16 квартир, 11 из которых являются муниципальной собственностью, 5 квартир находятся в собственности граждан

Суду представлен отчет ООО «Верховина» обследования технического состояния жилого <адрес> микрорайона 1Д города Урай от августа 2018 года, по заключению которого указано о том, что проведенное натурное обследование состояния конструкций и инженерных сетей здания жилого дома является основанием для вывода о том, что в целом состояние жилого дома следует оценить как аварийное. Проведение мероприятий по восстановлению и усилению дефектных конструкций нецелесообразно (л.д. 139-156 том 1).

Согласно техническому паспорту, имеющемуся в Государственной информационной система жилищно-коммунального хозяйства в сети Интернет, физический износ здания составляет 70 %, год вода в эксплуатацию и год постройки 1987. Тип проекта здания: жилой дом, деревянный.

Из материалов, представленных суду, установлено, что ранее на основании заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации города Урай от 16.12.2011, квартиры с № названного многоквартирного дома были признаны непригодными для постоянного проживания граждан (л.д. 133-134 том 1).

На основании пункта 47 Положения Межведомственна комиссия по результатам работы приняла решение об оценке соответствия многоквартирного дома установленным в настоящем Положении требованиям, а именно выявила основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Принятие решений, указанных в пункте 47 Положения, является исключительной компетенцией межведомственной комиссии, которая в данном случае выполнила требования пунктов 43 и 44 Положения, а именно при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверила его фактическое состояние.

С учетом того, что решение Межведомственной комиссии ни ответчиком, ни другими собственниками многоквартирного <адрес> микрорайона 1Д в г. Урай не был оспорено, муниципальное образование город Урай действовало в соответствии с пунктом 49 Положения, а именно на основании полученного заключения как орган местного самоуправления приняло оспариваемое постановление от 28.09.2018 № 2518 о признании названного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, в котором также дало распоряжение с указанием сроков расселения граждан, проживающих в жилых помещениях, в срок до 2022 года.

При этом на основании постановления о администрации города Урай № 3340 от 20.12.2018 был утвержден перспективный перечень № 6 жилых домов, подлежащих сносу с учетом их фактического состоянии. Согласно приложению № к данному постановлению определен срок рначала расселения по дому микрорайона 1Д в 2020 году (л.д. 160-161 том 1).

Оспаривая заключение Межведомственной комиссии от 21.09.2018 года и представляя рецензию на результаты обследования многоквартирного дома ООО «Верховина» (л.д. 208-231 том 1), истец Васильев В. А. исковые требования к межведомственной комиссии не предъявил, данное заключение предметом спора не является.

Учитывая, что в силу ст. 196 ГПК РФ суд разрешает иск в пределах заявленных требований, и учитывая, что оснований для признания незаконным постановления администрации города Урай от 28.09.2018 № 2518 о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не имеется, в удовлетворении иска Васильева В. А. следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Васильева Владимира Александровича к муниципальному образованию город Урай, представляемому администрацией города Урай, о признании незаконным постановления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Урайский городской суд.

Мотивированное решение составлено 12 ноября 2020 года.

Председательствующий судья Г. К. Орлова