ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-410/2016 от 12.02.2016 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело №2-410/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Барнаул 12 февраля 2016 года

Октябрьский районный суд г.Барнаула в составе председательствующего судьи Козловой Н.П., при секретаре Слепушкиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Якубовой И.А. к АО «Банк Русский Стандарт» о защите прав потребителей,

у с т а н о в и л:

Истец Якубова И.А. обратилась в суд с иском к ответчику о возложении на последнего обязанности предоставить ей копии документов по кредитному делу заемщика Якубовой И.А., находящиеся в АО «Банк Русский Стандарт» (далее Банк): кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, приложения к кредитному договору, графика платежей, расширенную выписку по лицевому счету ) с момента заключения договора на выдачу кредитной карты по день подачи искового заявления в суд.

В качестве оснований исковых требований указывает, что между ней и ответчиком был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на выдачу кредитной карты посредством подписания заявления о предоставлении кредита, по условиям которого Банк открыл истцу текущий счет в рублях и обязался осуществлять его обслуживание и предоставить истцу кредит, а истец обязался возвратить кредитору полученный кредит и выплатить проценты за пользование им. При заключении договора права истца были ущемлены путем предоставления неполной информации до заключения договора. Таким образом, истец желает получить полную информацию относительно своих обязательств по договору. ДД.ММ.ГГГГ в Банк была направлена претензия об истребовании копий документов по кредитному делу, а именно указанных в просительной части иска, ответа на претензию не получено. По смыслу положений Закона РФ «О защите прав потребителей» информация по заключенному договору должна быть предоставлена Банком заемщику бесплатно. Недостаточность предоставления информации кредитором о кредите, порядке его возврата, очередность списания денежных средств с лицевого счета заемщика является грубым нарушением законодательства, в связи с чем истица вынуждена обратиться в суд с иском.

В судебное заседание истица не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание также не явился, извещен надлежаще, представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения иска.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, на основании Заявления от ДД.ММ.ГГГГ между Банком и Якубовой И.А. был заключен Договор банковского обслуживания от ДД.ММ.ГГГГ., по условиям которого, открыт на имя истца счет банковской карты, а также открыт лимит по банковской карте в размере <данные изъяты>., сроком действия карты 24 месяца.

Заключение сторонами Договора о карте в письменной форме, осуществляется путем направления в соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации названного Заявления - оферты физическим лицом на заключение договора и последующего акцепта его Банком путем выполнения им предложений оферты - открытие банковского счета.

Никакого отдельного договора о карте с истцом не заключалось.

При подписании Заявления Якубова И.А. указала, что она ознакомлена полностью, согласна с редакциями Условий, действующих на дату подписания Заявления, их содержание понимает, условия договора обязуется выполнять. Кроме того, Якубова И.А. подтвердила получение на руки по одному экземпляру Условий, Заявления, Тарифов, своей подписью в заявлении, а также данное обстоятельство не оспаривается истцом в исковом заявлении.

Заключение вышеуказанного договора в порядке, предусмотренном ст.435 ГК РФ не противоречит действующему законодательству и не требует заключения договора, путем составления и подписания сторонами отдельного документа.

В иске указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец направил в Банк претензию об истребовании копий документов по кредитному делу, однако ответа на претензию не получила.

Между тем направление ДД.ММ.ГГГГ в адрес Банка претензии о предоставлении информации не находит своего подтверждения.

При этом ответчик в письменном отзыве также указывает, что при получении претензии по почте Банк лишен возможности идентифицировать и установить личность заявителя - заемщика, в связи с чем, предоставление информации лицу, личность которого не установлена, может явиться со стороны Банка нарушением банковской <данные изъяты> предусмотренной ст.26 Закона «О банках и банковской деятельности». Согласно п. 2 ст. 857 ГК РФ Сведения, составляющие банковскую <данные изъяты> могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Действительно, в деле не представлены доказательства тому, что именно претензия, копия которой приложена к иску, была направлена в банк и получена им, поскольку из незаверенной надлежащим образом ксерокопии реестра почтовой корреспонденции следует, что в адрес ответчика направлялась претензия, однако идентифицирующих признаков данной претензии в реестре нет, что не позволяет ее соотнести с представленной в деле копией претензии. В деле нет уведомления о вручении претензии Банку. Кроме того, данный реестр составлен в г. Казани, в то время как из иска следует, что истец проживает в г. Барнауле, что также не позволяет суду сделать однозначный вывод об относимости и допустимости данного доказательства к настоящему делу. В любом случае при получении подобной претензии по почте ответчик лишен возможности идентифицировать и установить личность заявителя - заемщика, в связи с чем, предоставление информации лицу, личность которого не установлена, может явиться со стороны ответчика нарушением банковской <данные изъяты> предусмотренной ст.26 Закона «О банках и банковской деятельности». Согласно п. 2 ст. 857 ГК РФ Сведения, составляющие банковскую <данные изъяты> могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Ответчик, также ссылаясь на указанную норму закона, обоснованно указывает, что истцом не представлено доказательств тому, что ответчиком было отказано истцу в предоставлении информации по договору, для получения которой, по смыслу вышеуказанной нормы, истцу необходимо явиться в Банк лично. Истец лично в Банк с требованием о предоставлении копий документов не обращался. Доказательств обратному истцом также не представлено.

Согласно п.1,2 ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Информация в наглядной и доступной: о сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на ФИО1 языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается, в том числе, на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

При этом, при определении обоснованности заявленных требований необходимо учитывать, что действующее законодательство предусматривает право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ст.2, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, п. 1 1, 8 ГК РФ, ст. 2 ГПК РФ).

В связи с тем, что Банк своих обязательств перед истцом не нарушал, все документы были предоставлены при оформлении кредитного договора, доказательств нарушения прав истца путем отказа в предоставлении копий документов суду не представлено, суд полагает требования истца не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Якубовой И.А. к АО «Банк Русский Стандарт» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г.Барнаула в течение 1 месяца с момента принятия его в окончательной форме.

Судья: Козлова Н.П.