Кинельский районный суд Самарской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кинельский районный суд Самарской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинель Самарской области 30 марта 2011 года
Кинельский районный суд Самарской области
в составе председательствующего Смолиной О.К.
при секретаре Грибовой Н. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-411 по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кинеле и Кинельском районе Самарской области, третьему лицу Управлению по вопросам семьи и демографического развития администрации муниципального района Кинельский о признании незаконным отказа в во включении в стаж периодов педагогической работы и назначении досрочной пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного Фонда РФ в г. Кинеле и Кинельском районе (далее УПФ (ГУ) в г. Кинеле и Кинельском районе) о признании незаконным отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии, указывая, что 22.09.2010 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку имела необходимый для этого стаж работы, однако решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кинеле и Кинельском районе Самарской области от 07.10.2010 г. № 73 ей было отказано в назначении досрочной пенсии.
В судебном заседании истица ФИО1. свои требования поддержала и пояснила, что ответчик не включил в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью периоды работы в должности воспитателя Центра реабилитации детей-инвалидов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( 5 лет 1 мес. 18 дней), полагая что указанное учреждение не является учреждением социального обслуживания населения, а также период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 11 лет 2 мес. 22 дня) в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, полагая что у указанного учреждения отсутствует статус учреждения социального обслуживания населения.
Истица также уточнила свои требования, уточнив периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 3 г. 5 мес.13 дней), а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 11 лет 2 мес. 22 дня) и поставив вопрос о назначении досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты, когда у нее наступает такое право.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования ФИО1 не признала пояснив при этом, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г. в п.1.13 предусмотрены учреждения социального обслуживания: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Действовавший до 14.11.2002 г. Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утв. Постановлением Правительства № 1067 от 22.09.1999 г., в п. 13 также предусматривал: учреждения социального обслуживания; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Действовавший до 01.11.1999 г. Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 г., не предусматривал, что работа в подобных учреждениях дает право на пенсию за выслугу лет.
На основании изложенного, период работы ФИО1 с 25.04.1994 г. по 13.06.1999 г. в Центре реабилитации детей-инвалидов не может быть засчитан в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, т.к. Центр реабилитации детей-инвалидов не предусмотрен ни действующим, ни ранее действовавшими Списками, у Центра отсутствует статус учреждения социального обслуживания.
Период работы ФИО1 с 01.07.1999 г. по 22.09.2010 г. в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями не может быть засчитан в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, т.к. у Центра отсутствует статус учреждения социального обслуживания.
Приложенные к исковому заявлению документы подтверждают факт работы ФИО1 в учреждении, не имеющем статуса учреждения социального обслуживания.
Существуют нормативные правовые акты, устанавливающие требование о включении статуса «учреждение социального обслуживания» в именование «реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», это Список, утвержденный Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 и Список, утвержденный Постановлением Правительства № 1067 от 22.09.1999 г.
Доводы представителя ФИО1 о том, что «цели и задачи центра реабилитации детей-инвалидов по сравнению с целями и задачами реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями не изменились и характер работы ФИО1 в центре полностью соответствует нормативным документам» не могут быть приняты во внимание, т.к. к исковому заявлению приложены только копии Устава центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, нет для сравнения копии Устава центра реабилитации детей-инвалидов. Каким именно «нормативным документам» соответствует характер работы ФИО1, из искового заявления не усматривается.
Из Уставов центра для детей и подростков с ограниченными возможностями следует, что правой статус учреждения определен следующим образом: «учреждение предназначено для осуществления в стационарных и нестационарных условиях социально-педагогической, социально-психологической, социально-бытовой и социально-медицинской реабилитации, социально-экономической и социально-правовой мощи детям и подросткам с ограниченными возможностями, а также социальной реабилитации воспитывающих их семей» (п.2.1). «Предметом деятельности учреждения являются и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством» (п. 3.1.2.), т.е.правовое положение, предмет, цели и направления деятельности Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, в котором работает ФИО1, намного шире статуса «учреждение социального обслуживания», предусмотренного вышеуказанными Списками.
Кем и когда утвержден ГОСТ Р 52881-2007, предусматривающий, по мнению представителя ФИО1, такой тип учреждений социального обслуживания населения, как Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, представитель ФИО1 не указывает.
Также не представлены доказательства, что учреждения, в которых работала и работает ФИО1 полностью соответствуют ГОСТу. Не представлено примерное положение о реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, утвержденное Минсоцзащиты РФ от 14.12.1994 г. № 249, на которое ссылается представитель ФИО1, что не позволяет установить, соответствуют ли Уставы учреждений, в которых работала ФИО1, указанному положению.
Полагает, что иск ФИО1 удовлетворению не подлежит.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, полагаю уточненные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
При этом согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г.
Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 5 мес. 13 дней) работала в должности воспитателя в Центре реабилитации детей-инвалидов. Данное обстоятельство подтверждается как записью в ее трудовой книжке, так и архивными документами: справкой о заработной плате за период с 1996 г. по 1998 г., личной карточкой истицы ФИО1, приказами о приеме на работу т увольнении с работы с ДД.ММ.ГГГГ, ведомостями по заработной плате за 1996-1999 г.г.
При этом из постановления администрации Кинельского района от 27.09.1993 г. № 1052 " Об открытии центра по реабилитации детей инвалидов при районном отделе по делам семьи, материнства и детства» следует, что такой Центр создается в целях осуществления государственной, семейной и демографической политики, усиления правовой, медико-социальной, психолого-педагогической и социально-бытовой помощи семье, матери и ребенку. Постановлением администрации Кинельского района от 27.04.1994 г. № 178 " Об открытии центра реабилитации для детей, страдающих церебральным параличом» установлено, что такой Центр должен быть открыт 01.05.1994 г. в . Деятельность Центра должна была определяться соответствующим Положением.
16.09.1997 г. администрация Кинельского района принимает постановление № 1052 " О регистрации муниципального учреждения Кинельской районной администрации «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями», Устав был зарегистрирован 16.09.1997 г.
Распоряжением администрации Кинельского района от 10.02.2000 г. № 66 « Об организационных мерах по подготовке ликвидации учреждения Кинельской районной администрации «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями в » была создана ликвидационная комиссия, а постановлением администрации Кинельского района от 20.11.2001 г. № « О государственной регистрации ликвидации МУ администрации Кинельского района было предписано зарегистрировать ликвидацию муниципального учреждения администрации Кинельского района « Центр реабилитации детей-инвалидов».
Согласно записям в трудовой книжке истицы, она была принята на работу в центр реабилитации детей-инвалидов , поскольку как запись о приеме ее на работу с ДД.ММ.ГГГГ, так и запись об увольнении с работы с ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией Центра, заверены одной печатью «Администрация . Центр реабилитации детей-инвалидов » «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями в ». Записей об изменении наименования Центра в трудовой книжке истицы не имеется.
Каких-либо промежуточных постановлений администрации Кинельского района об изменении наименования Центра, в период работы истицы не принималось. Расхождение в наименовании Центра следует объяснить стремлением поименовать указанный Центр с учетом требований времени, однако при этом надлежащего оформления изменения наименования не производилось.
Вместе с тем, судом установлено, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в реабилитационном центре, расположенном в , что подтверждается также показаниями представителя ГУ Самарской области «Кинельский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» по доверенности ФИО3, которая суду пояснила, что указанный Центр был создан для реабилитации детей с детским церебральным параличом, умственно отсталых детей, чтобы адаптировать их к жизни в социальной среде.
Цели и задачи центра не менялись, характер работы воспитателя также не менялся и при создании центра в г. Кинеле его с 1999 г. посещают те же дети, что были и в .
Почему учредительные документы не были приведены в соответствие, пояснить не может.
Ей известно, что ФИО1 была занята на полную ставку и работала полный рабочий день.
В материалах дела имеется также Устав муниципального учреждения Кинельской районной администрации « Реабилитационный центр детей с ограниченными возможностями», датированный 1997 г.
Согласно п.1.1 Устава, данный Центр для детей с ограниченными возможностями является муниципальным учреждением, предназначенным для медико-психо-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов, больных ДЦП от 1 года до 14 лет.
Целью деятельности Центра является оказание детям-инвалидам с ДЦП квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимальной полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица работает в должности воспитателя муниципального учреждениям администрации города Кинеля « Реабилитационный центр для детей-подростков и детей с ограниченными возможностями», имеется Устав Центра, зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что центр предназначен для психолого-медико-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов от 2 до 14 лет с патологией центральной нервной системы (ЦНС), опорно-двигательного аппарата (ОДА). Основной профиль- детский церебральный паралич ( ДЦП).
Целью Центра является оказание детям и подросткам с ограниченными возможностями (ДиПсОВ) квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимального полной адаптации к жизни в обществе, в семье, к обучению и труду.
Цели и задачи деятельности реабилитационных центров, в которых работала ФИО1, полностью соответствуют требованиям ФЗ № 195 от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», поскольку ст. 1 вышеуказанного закона установлено, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Согласно ст. 3 п.3 названного Закона социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
Кроме того, ст. 17 ФЗ № 195 от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» установлено, что помимо перечисленных в указанной статье центров социального обслуживания, к их числу относятся и иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Как видно из п.13 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г. в нем предусмотрены учреждения социального обслуживания: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом - интернат для умственно отсталых; детский дом - интернат для детей с физическими недостатками. Отсутствие в Уставе Центра непосредственного указания на то, что он является учреждением социального обслуживания, не умаляет цели и задачи, стоящие перед центром. При этом на воспитателях, занятых в Центре, лежит обязанность по оказанию социальной помощи детям с ограниченными возможностями для их адаптации к жизненным условиям.
Поскольку ч.2 ст. 6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, 18,19 и ч.1 55 Конституция РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, исковые требования ФИО1 следует удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кинеле и Кинельском районе Самарской области включить в специальный стаж работы, дающий ФИО1 право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. 19 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», периоды ее работы в должности воспитателя в Центре реабилитации детей-инвалидов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 5 мес. 13 дней), в должности воспитателя в Кинельском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кинеле и Кинельском районе Самарской области назначить ФИО1 досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 05. 01.2011 г.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья- Смолина О.К.
Решение принято в окончательной форме 04.04.2011 года
Судья- Смолина О.К.