Дело № 2-4111/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2013 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Кивилевой А.А.,
с участием представителя заявителя ФИО1,
представителя заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по заявлению ФИО3 о признании в части незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г.Перми
установил:
Заявитель обратилась в суд с заявлением, в порядке главы 25 ГПК РФ, о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми в утверждении № от ДД.ММ.ГГГГ. в части отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по мотиву формирования границ образуемого земельного участка без учета местоположения границ смежного земельного участка с условным номером № и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, по адресу: по адресу: <Адрес> на кадастровом плане территории.
В обоснование заявленных требований заявитель указала, что Департаментом земельных отношений администрации г.Перми (далее – ДЗО) было принято решение об отказе в утверждении схемы, основанием для отказа послужило несоответствие представленной схемы требованиям к разработке схем, а именно местоположение границ образуемого земельного участка определено без учета границ смежного земельного участка с условным номером №. Однако при запросе сведений о принадлежности земельного участка, на который якобы налагается разрабатываемый земельный участок, ДЗО сообщил, что информация о предоставлении земельного участка отсутствует. Таким образом, считает, что основания отказа являются надуманными. Также указывает, что в соответствии с п.3.3 Постановления администрации г.Перми №108 от 06.03.2009г. ДЗО не вправе отказать в утверждении схемы, а может лишь в последующем, при наличии оснований, отменить утверждение.
Заявитель в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом (л.д.63)
Представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявления настаивал, уточнил, что в заявлении имеется опечатка, просит возложить на ДЗО обязанность утвердить схему расположения земельного участка по адресу: <Адрес>, а не ул.<Адрес>. Дополнительно в судебном заседании пояснил, что исходя из смысла и назначения гражданского права, с учетом ранее действовавшей редакции Постановления администрации г.Перми №108 от 06.03.2009г., срок действия схемы на земельный участок по адресу: <Адрес> уже истек, поскольку лицо, согласовавшее схему не реализовало свое право на проведение процедуры межевания и государственной регистрации права на земельный участок, в связи с чем данную схему необходимо аннулировать. Поскольку на момент согласования схемы заявителя, схема на земельный участок по адресу: г<Адрес> не соответствовала требованиям действующего законодательства, считает отказ незаконным и необоснованным.
Представитель заинтересованного лица – ДЗО в судебном заседании с заявленными требованиям не согласилась, поддержала доводы письменных возражений в соответствии с которыми в силу п.3.2.1 Правил разработки, утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории схема разрабатывается с учетом местоположения границ смежных земельных участков, в данном случае земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес>. По сведениям ДЗО администрации г.Перми в ДД.ММ.ГГГГ г. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории № от ДД.ММ.ГГГГ., расположенного по адресу: <Адрес>. Указанная схема была утверждена с целью образования земельного участка под объектом недвижимого имущества- домовладения. Однако указанные обстоятельства заявитель не учла (л.д.38-39). Также дополнительно пояснила, что испрашиваемый заявителем земельный участок накладывается на земельный участок по адресу: <Адрес>, в отношении которого утверждена схема, что подтверждается схематическим планом земельных участков (л.д. 69).
Заинтересованное лицо – ФИО4 о месте и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом (л.д.62), в судебное заседание не явилась, заявлений и ходатайств не представила.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии неявившихся лиц и постановить решение, что не противоречит требованиям ст. 257 ГПК РФ.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, проанализировав представленные суду доказательства, суд считает требования ФИО3 необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как следует из положений ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с пунктами 2, 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Постановлением Администрации г. Перми от 06.03.2009 № 108 утверждены "Правила разработки, утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее – Правила)
Разделом 3 Правил предусмотрено, что создание Схемы включает следующие этапы:
подготовительные работы,
разработка Схемы и формирование дела,
утверждение и выдача Схемы.
В соответствии с подпунктом 3.2.1 Правил в процессе разработки Схемы рассматриваются возможные варианты расположения Участка(ов) с учетом следующих факторов:разработка Схемы осуществляется на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
наличие характеристик, присущих только этому земельному участку: местоположение границ земельного участка, разрешенного использования или цель использования, площадь, ограничения в использовании, обременения правами иных лиц (сервитуты, проектируемые сервитуты),
определение местоположения границ Участка(ов) и его площади с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства,
определение местоположения границ Участка(ов) с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством, местоположения границ смежных земельных участков, в отношении которых утверждены Схемы (до 01.11.2008 - проекты границ земельных участков), естественных границ земельного участка, документации по планировке территории,
включение в границы земельного участка всех объектов, входящих в состав недвижимого имущества, подъездов и проходов к ним, а также обеспечение доступа ко всем объектам социальной инженерно-транспортной инфраструктуры,
при определении границ Участка(ов) должно быть предусмотрено обеспечение прав других лиц на пользование необходимыми для них объектами в границах Участка(ов): частями подземного и надземного пространства, занятыми или предназначенными для размещения магистральных инженерных коммуникаций, пешеходными проходами и проездами к объектам, расположенным за пределами Участка(ов), если иной доступ к ним невозможен,
обеспечение доступом (проходом или проездом от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
Подпунктом 3.3.1 разработан порядок утверждения и выдачи Схемы, в соответствии с которым функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в сфере земельных отношений (далее - орган, уполномоченный в сфере земельных отношений), в месячный срок со дня поступления заявления утверждает согласованные материалы Схемы и выдает заявителю. Схема утверждается путем проставления утверждающей подписи должностного лица, даты утверждения на графической части Схемы (утверждается каждый лист графической части Схемы) и титульном листе Схемы. Подпись должностного лица заверяется печатью органа. Заявитель уведомляется о принятом решении в письменной форме (в случае принятия решения об отказе в утверждении Схемы - с указанием причин). Один экземпляр утвержденной схемы остается в органе, уполномоченном в сфере земельных отношений.
В случае если Схема разрабатывается в рамках процедуры предварительного согласования места размещения объекта, утвержденная Схема выдается заявителю вместе с копией решения о предварительном согласовании места размещения.
Таким образом, из указанных норм федерального закона следует, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают заявления в соответствующий орган местного самоуправления.
При этом для решения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность либо аренду является необходимым согласование и утверждение схемы границ земельного участка соответствующим органом.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства дела.
ФИО3 на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: <Адрес> (л.д.22).
ООО «Земля и недвижимость» была разработана схема расположения земельного участка по адресу: <Адрес> на кадастровом плане территории ООО «Землеустройство и Градостроительство» (л.д. 9-29).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ. № ДЗО отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с тем, что представленная заявителем Схема не соответствует требованиям, установленным действующим на момент подачи заявления Правилам разработки, утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в частности местоположение границ образуемого земельного участка определено без учета местоположения границ смежного земельного участка с условным номером №, что противоречит п.3.2.1 Правил; копии правоудостоверяющих документов и технической документации на объекты недвижимости в границах образуемого земельного участка не заверены разработчиком схемы, что не соответствует п.2.2 Правил (л.д.6-7).
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ДЗО утверждена схема расположения земельного участка по адресу: г<Адрес> на кадастровом плане территории (л.д.70-114).
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд считает, что отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане является законным и обоснованным, поскольку разработка cхемы произведена с нарушением п.3.2.1 Правил, в частности границы образуемого земельного участка определены без учета местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес>, в отношении которого схема была утверждена ДД.ММ.ГГГГ.
То обстоятельство, что с момента утверждения схемы прошло более двух лет, не является основанием для признания отказа ДЗО незаконным, поскольку Правилами не установлен срок действия схемы.
Ссылка заявителя на то, что ранее действовавшим законодательством был установлен срок действия схемы – 2 года, судом отклоняется, поскольку п.3.6 Правил, предусматривающий, что срок действия утвержденных схем составляет 2 года, на основании Постановление Администрации г. Перми от 24.08.2010 № 517 "О внесении изменений в Постановление администрации города Перми от 06.03.2009 N 108 "Об утверждении Правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" утратил силу с 27.08.2010г. (с момента официального опубликования). Таким образом, на момент утверждения схемы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес>, отсутствовали какие-либо ограничения по сроку действия схемы.
Доводы заявителя о том, что схема в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес> на сегодняшний день не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку домовладение по ул.Ирбитской, 45 фактически отсутствует, судом отклоняется, так как Правилами не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления при решении вопроса об утверждении схемы, проверять законность и обоснованность утвержденных схем смежных земельных участков.
Также не основаны на законе доводы заявителя об отсутствии у ДЗО полномочий по отказу в утверждении схемы, поскольку п.3.4.1 Правил предусмотрено, что функциональный орган администрации города Перми уполномоченный в сфере земельных отношений, в месячный срок со дня поступления заявления утверждает согласованные материалы Схемы и выдает заявителю. Схема утверждается путем проставления утверждающей подписи должностного лица, даты утверждения на графической части Схемы (утверждается каждый лист графической части Схемы) и титульном листе Схемы. Подпись должностного лица заверяется печатью органа. Заявитель уведомляется о принятом решении в письменной форме (в случае принятия решения об отказе в утверждении Схемы - с указанием причин). Один экземпляр утвержденной схемы остается в органе, уполномоченном в сфере земельных отношений.
Таким образом, п.3.4.1 Правил прямо установлена возможность принятия решения об отказе в утверждении схемы.
Следовательно, поскольку на момент разработки заявителем схемы расположения земельного участка по адресу: <Адрес> на кадастровом плане территории, требования п.3.2.1 Правил выполнены не были – не учтены границы смежного земельного участка, в отношении которого утверждена схема, решение ДЗО об отказе в утверждении схемы является законным и обоснованным, оснований для возложения на ДЗО обязанности утвердить схему не имеется.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
решил:
ФИО3 в удовлетворении требований о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г.Перми в части отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности утвердить схему – отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий: подпись (Л.Ю. Дульцева)