ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4111/2023 от 28.11.2023 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело 2-4111/2023

32RS0027-01-2023-002523-14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 28 ноября 2023 года

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи Курнаевой Г.В.

при секретаре Ведмедера Т.А.,

с участием представителя истца Колесник Д.М.,

представителя ответчика Ширшовой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сениной Ольги Владимировны к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о признании права, понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Сенина О.В. обратилась в суд с иском к ГУ-отделению Пенсионного фонда РФ по Брянской области о признании незаконным решения об отказе в распоряжении средствами материнского капитала, признании права, понуждении к совершению действий, в обоснование которого указала, что она обратилась к ответчику с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Уведомлением № 0252 от 28.02.2022 года в удовлетворении данного заявления ей было отказано на основании пункта 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», так как нарушен установленный порядок подачи заявления о распоряжении (акт освидетельствования основных работ не выдавался).

Полагала, что ею была произведена реконструкция жилого дома, в связи с чем, произошло увеличение его общей площади с 50.7 кв. м, то есть на 201.6 кв. м, что подтверждается решением Володарского районного суда гор. Брянска от <дата>, выпиской из ЕГРН от <дата>. <дата>С.С. подписал нотариальное обязательство оформить жилой дом, расположенный <адрес>.

С отказом истец не согласен.

Просила признать незаконным решение ГУ - отделения Пенсионного фонда РФ по Брянской области от 28.02.2022 года № 0252 об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала.

Признать за Сениной Ольгой Владимировной право на распоряжение материнским капиталом на улучшение жилищных условий.

Обязать ГУ - отделения Пенсионного фонда РФ по Брянской области, направить денежные средства материнского капитала (по сертификату серии №... от <дата>) на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного <адрес>.

Определением Советского районного суда гор. Брянска от 27.06.2023 года произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ - отделения Пенсионного фонда РФ по Брянской области на надлежащего ответчика отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области.

Письменным заявлением от 28.11.2023 года представитель истца, в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказался от требований о признании незаконным решения ГУ - отделения Пенсионного фонда РФ по Брянской области от 28.02.2022 года № 0252 об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала.

В судебном заседании представитель истца Колесник Д.М., действующий на основании доверенности поддержал уточненные требования, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Ширшова С.Н., действующий на основании доверенности, иск не признала, просила в удовлетвори иска, отказать.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, являются меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации, независимо от места их жительства, в частности, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

При этом, согласно преамбуле данного Федерального закона, его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей достойную жизнь.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий.

В силу пункта 2 части 1 статьи 10 вышеприведенного Федерального закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862.

Согласно части 1.1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 вышеуказанного закона лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке: копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства; копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге), либо копии уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, направленного указанным лицом, его супругом (супругой) в уполномоченные на выдачу разрешения на строительство орган государственной власти, орган местного самоуправления; выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции; письменного обязательства лица (лиц) в течение шести месяцев со дня получения кадастрового паспорта либо со дня получения уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, указанного в пункте 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

Из приведенных выше норм права следует, что в случае направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий должны фактически измениться в лучшую сторону условия проживания семьи, имеющей детей.

Сенина О.В. и С.С. состоят в зарегистрированном браке с <дата>.

Сенина О.В. и С.С. являются родителями С.Д., <дата> и С.В., <дата> рождения.

Как следует из материалов дела, истец является обладателем государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии №... от <дата>.

С.С. является собственником жилого дома, расположенного <адрес>, площадью 210.6 кв.м.

В период с 2019 по 2022 годы истцом и ее супругом без привлечения строительной организации были проведены работы по реконструкции жилого дома, в результате чего его общая площадь увеличилась.

Увеличение площади жилого дома произошло в связи с возведением второго этажа. Указанные изменения зарегистрированы в Росреестре в Брянской области на основании технического плана здания от <дата>.

В материалы дела сторонами представлено обязательство от 25.05.2023 года в соответствии с которым С.С. дал обещание о перераспределении долей в праве общей долевой собственности на жилой дом.

Истец обратилась к ответчику с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Уведомлением № 0252 от 28.02.2022 года в удовлетворении данного заявления ей было отказано на основании пункта 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», так как нарушен установленный порядок подачи заявления о распоряжении (акт освидетельствования основных работ не выдавался).

Судом достоверно установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что проведение работ по реконструкции принадлежащей супругу истицы жилого дома путем возведения второго этажа, безусловно, улучшит условия проживания семьи истицы и членов ее семьи, в том числе несовершеннолетних детей.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что истицей избран предусмотренный законом способ улучшения жилищных условий, а отказ пенсионного органа в удовлетворении заявления Сениной О.В. о выплате средств материнского капитала на реконструкцию жилого дома носит формальный характер, поскольку противоречит целям и задачам Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Постановления Правительства РФ от 12.12.2007 № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».

Каких-либо иных оснований для отказа в выдаче средств материнского капитала ответчиком приведено не было.

С учетом изложенного у ответчика отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении заявления истицы о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, в связи с чем исковые требования Сениной О.В. подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.

Учитывая, что исковые требования удовлетворены, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в указанном размере.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать за Сениной Ольгой Владимировной (паспорт <данные изъяты>) право на распоряжение материнским капиталом на улучшение жилищных условий.

Обязать ОСФР по Брянской области (ИНН 3202002268), направить денежные средства материнского капитала (по сертификату серии №... от <дата>) на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного <адрес>.

Взыскать с ОСФР по Брянской области (ИНН 3202002268) в пользу Сениной Ольги Владимировны (паспорт <данные изъяты>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Г.В.Курнаева

Решение принято в окончательной форме 04.12.2023 года