Центральный районный суд г. Омска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-4112/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 сентября 2011 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сибул Ж.А. при секретаре судебного заседания Назаровой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации города Омска о понуждении исполнить обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику о понуждении исполнить обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома. В обоснование требований указали, что являются собственниками квартир в многоквартирном доме , и проживают по указанному адресу. Дом введен эксплуатацию в 1969 году. Срок эксплуатации в настоящее время составляет 42 года. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт не производился. Согласно ВСН 58-88 продолжительность эксплуатации здания из кирпича с железобетонными перекрытиями до постановки на капитальный составляет 15-20 лет. Срок службы как отдельных элементов, так и всего дома, истек. Согласно заключению ЗАО «СМУ-4» в 2009 году все конструктивные элементы находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют ремонта или замены.
По срокам эксплуатации элементов здания до капитального ремонта (замены) согласно ВСН 58-88р исчерпан срок эксплуатации системы электроснабжения, системы отопления, ХГВС, системы водоотведения, крыши, фасада, инженерного оборудования.
Ссылаясь на ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», с учетом уточненных исковых требований просили суд обязать Администрацию города Омска за счет средств соответствующего бюджета без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме, провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в срок до 31 июля 2013 года. Просили взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины - 200 рублей в пользу истца ФИО1
В судебном заседании истцы заявленные требования с учетом представленных уточнений поддержали.
Истец ФИО2 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще.
Представитель ответчика Администрации города Омска ФИО5 против удовлетворения заявленных требований возражала. Представлен письменный отзыв, в котором указано, что единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта многоквартирных домов является порядок, определенный Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель УК ООО «ЖКХ «Сервис», ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования полностью поддержала, указав, что в доме с 1969 года капитальный ремонт не проводился, все конструктивные элементы дома требуют замены или ремонта. При этом обязанность по проведению капитального ремонта должна быть возложена на Администрацию г. Омска как бывшего наймодателя.
Представители Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, Департамента городского хозяйства администрации города Омска в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истцы ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО2 являются собственниками квартир №, №, №, №, соответственно, расположенных в доме в г. Омске (л.д. 7-10). Указанный дом находится на балансе обслуживающей организации УК ООО «ЖКХ «Сервис».
Согласно представленному письму Департамента имущественных отношений администрации г. Омска жилой дом, 1969 года постройки, расположенный по адресу , был включен в состав муниципальной собственности города Омска и в Реестр муниципального имущества города Омска (далее - Реестр) на основании решения Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24 декабря 1992 года № 245 «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска», до передачи в муниципальную собственность жилой дом числился за ПЖРЭУ № 1.
Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения.
Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 № 25.
В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).
Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил).
В 2009 году ЗАО «Трест № 4» выполнено обследование технического состояния многоквартирного жилого дома . В результате проведенного обследования конструктивов здания сделан вывод о необходимости произвести капитальный ремонт дома. Указано, что для обеспечения полноценного функционирования здания и исключения опасности повреждения общего и личного имущества необходимо произвести полную замену мягкой кровли с заменой свесов и примыканий к стенам и стойкам антенн, восстановление вентиляционных каналов, системы водоотведения дождевых и талых вод, произвести капитальный ремонт лежаков систем холодного и горячего водоснабжения, отопления и канализования сточных вод, установку приборов учета тепла, выполнить капитальный ремонт системы электроснабжения с заменой ВРУ, магистральных внутридомовых кабельных разводок с учетом новых нормативных требований, произвести капитальный ремонт цоколя здания с восстановлением входных ступеней.
Выявлено разрушение верхнего и местами нижних слоев покрытия; вздутия, требующие замены более 25 % кровельного покрытия; ржавление и разрушение настенных желобов или водоприемных устройств, свесов и компенсаторов; протечка кровли местами; массовые (см. фото в приложении к отчету), что оценивается как износ кровли более 61 % и требует полной замены кровли с исправлением разуклонок подкровельной стяжки.
Установлено, что инженерные сети отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализования сточных вод, энергоснабжения выполнены на момент ввода здания в эксплуатацию, сведения о капитальном ремонте в течении срока эксплуатации, отсутствуют, сети поддерживались в рабочем состоянии текущими и неотложно-аварийными ремонтами сетей. В настоящее время сети находятся в неудовлетворительном состоянии, протечки и свищи на сетях появляются практически ежемесячно, повсеместное разрушение теплоизоляции и антикоррозионной защиты труб, что требует больших затрат на содержание сетей.
Фактически состояние систем холодного и горячего водоснабжения оценивается как неудовлетворительное. Наблюдается неисправность смесителей и запорной арматуры; следы ремонта трубопровода и магистралей (хомуты, заплаты, замена отдельных участков); неудовлетворительная работа полотенцесушителей; значительная коррозия трубопроводов, что свидетельствует об общем износе сетей ХГВС более 61 %, что требует полной замены систем, установки приборов учета.
Фактическое состояние системы канализования также оценивается как неудовлетворительное. Наблюдаются массовые течи в местах присоединения приборов, повреждение чугунных трубопроводов, неудовлетворительное выполнение работ по замене чугунных труб на полимерные, укладка с контруклонами, отсутствие упоров в углах поворота трасс, что свидетельствует об общем износе сетей канализации более 50 %, что требует замены чугунных водопроводных труб на магистралях, исправление прокладки трубопроводов из пластиковых труб, устранение течей, устройство опор и упоров согласно нормативных требований.
Фактическое состояние системы отопления оценивается как неудовлетворительное. Наблюдаются капельные течи в отопительных приборах и местах их врезки; следы протечек в отопительных приборах, следы их восстановления, большое количество хомутов на стояках и в магистралях, следы их ремонта отдельными местами и выборочной заменой; коррозия трубопроводов магистралей; неудовлетворительная работа калориферов, отсутствие теплоизоляции, что свидетельствует об общем износе системы более 50 % и требует частичной замены магистралей, частичная замена стояков и отопительных приборов, восстановление теплоизоляции, замена калориферов замены запорной арматуры, установки автоматизированной системы учета тепла.
Наблюдается неисправность системы: проводки, щитков, приборов, ВРУ; отсутствие части приборов, в том числе и приборов учета; оголение проводов, следы больших ремонтов (провесы проводов, повреждения шкафов, щитков, ВРУ), что свидетельствует об общем износе системы более 61 % и требует замены отдельных участков сетей, приборов, ВРУ, замена проводки, восстановления освещения мест общего пользования и технических помещений.
Наблюдается отпадение штукатурки и листов большими массивами на площади более 50 %, при простукивании легко отстает или разбирается руками, что свидетельствует об общем износе до 60 % и требует полной замены штукатурки на цоколе с подготовкой поверхности, ремонта кирпичной кладки парапетов замены отделок на фасаде из кровельной (л.д. 31-72).
Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения капитального ремонта жилого дома, где проживают истцы, действительно, возникла у его первого собственника задолго до приватизации квартир жильцами.
Вместе с тем, при смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник муниципальное образование городской округ город Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем.
С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.
Судом установлено, что спорный жилой дом построен в 1969 году. Дом был передан в муниципальную собственность в 1992 году, то есть через 23 года после ввода в эксплуатацию. Материалами дела подтверждается необходимость проведения капитального ремонта.
Таким образом, дом нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи его в муниципальную собственность и до передачи квартир в собственность граждан.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта дома по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, выступает именно Администрация г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи с чем возлагает на нее обязанность выполнить такой ремонт.
Расширение круга бывших наймодателей или их правопреемников является необоснованным, поскольку при указанном толковании любой субъект, являвшийся наймодателем по отношению к истцу в период когда, истец являлся нанимателем, может ссылаться на предыдущего наймодателя и требовать замены ненадлежащего ответчика. Однако переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда, предполагает в том числе и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств, что при передаче жилого дома в муниципальную собственность предусматривалась обязанность по проведению капитального ремонта дома бывшим собственником.
При таких обстоятельствах судом делается вывод, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта на собственника жилого помещения возможно только в случае исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В рассматриваемом случае такая обязанность не была исполнена бывшим наймодателем - Администрацией города Омска.
Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007 года.
Поскольку на момент приватизации первых квартир жилой дом уже объективно нуждался в капитальном ремонте, а бывший наймодатель собственник дома Администрация г. Омска - муниципальное образование город Омск, обязанность по производству капитального ремонта дома не исполнил, то на Администрацию города Омска возлагается обязанность по проведению капитального ремонта в указанном жилом доме.
Доказательств иного суду не представлено.
В части предложения об установлении срока для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома до 31 июля 2013 года, суд с учетом мнения сторон считает возможным проведение капитального ремонта в указанные сроки.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истец ФИО1 при подаче искового заявления оплатил 200 рублей 00 копеек (л.д. 2). Размер государственной пошлины исчислен верно, иск удовлетворен, а потому указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
ре ш и л:
Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома в городе Омске за счет средств соответствующего бюджета в срок до 31 июля 2013 года.
Взыскать с Администрации города Омска в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной посредством подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Сибул Ж.А.