ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4112/17Г от 22.11.2017 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2 – 4112/2017 г.

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2017 года г. Липецк

Октябрьский районный суд города Липецка в составе:

председательствующего судьи Хуторной А.А.,

при секретаре Копыловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Липецка к Берестневу М.В. о запрете совершения действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурора Советского района г. Липецка обратился в суд с иском к ответчику Берестневу М.В. о запрете совершения действий. В обоснование заявленных требований указывал, что прокуратурой Советского района г. Липецка проведена проверка исполнения налогового законодательства на территории Советского района г. Липецка. В результате проведенной проверкой установлено, что ИП Берестнев М.В. осуществляет деятельность по приему наличных денежных средств от физических лиц с целью пополнения сотовой связи и других платежей, через пункт приема платежей без фискального регистратора (в нефискальном режиме), без применения электронной контрольной защищенной ленты. Просил признать действия отетчика незаконными и запретить ему осуществлять деятельность по приему платежей посредство мплатежного терминала , расположенного по адресу: <адрес> в туристическим агентстве «Евразия» до установки контрольно – кассовой техники и её регистрации в налоговом органе.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Липецка Моисеева А.С. заявленные требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в иске.

Ответчик в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен своевременно, надлежащим образом.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 3.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной щи и. или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Согласно ч. 12 ст. 2 Федерального закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В силу ч.ч. 1 – 3, ч. 8 Федерального закона № 103-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не соответствующая требованиям настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей до 1.01.2014 при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 1.01.2011. Контрольно – кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники после дня вступления в настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей только в случае ее соответствия требованиям настоящего Федерального закона. После 1.04.2010 прием платежей без применения контрольно-кассовой техники,, указанной в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 103-ФЗ платежные агенты при приеме платежей и с пользовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме: 1) предоставление плательщикам информации, усмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона; 2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; 3) прием денежных средств, вносимых плательщиками; 4) печать кассовых чеков и их выдачу направление) плательщикам после приема внесенных денежных средств.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О вменении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Пользователи обязаны, в том числе: применять контрольно-кассовую технику с установленным внутри корпуса фискальным накопителем, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; выдавать оправлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных стоящим Федеральным законом; осуществлять замену фискального накопителя и материалов, требующих регулярной замены (расходных материалов).

Согласно ст. 4 Федерального закона № 54 – ФЗ контрольно-кассовая техника должна отвечать, в том числе следующим требованиям: иметь устройство для печати фискальных документов; обеспечивать возможность установки фискального накопителя внутри корпуса и при применении контрольно-кассовой техники содержать фискальный накопитель внутри корпуса; передавать фискальные данные в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса; обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме; обеспечивать печать фискальных документов, за исключением случая осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»; обеспечивать возможность печати на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 х 20 мм), содержащего в кодированном виде реквизиты проверки кассового чека или бланка строгой отчетности (дата и время осуществления расчета, порядковый тер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) в отдельной выделенной области кассового чека и бланка строгой отчетности; обеспечивать для проверяющего липа налогового органа возможность печати фискального документа «отчет о текущем состоянии расчетов» в любое время (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет», в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует); обеспечивать возможность поиска любого фискального документа, записанного в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса контрольно – кассовой техники, по его номеру и его печать на бумажном носителе (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет», в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует) и (или) передачу в электронной форме.

Прокуратурой Советского района г. Липецка проведена проверка исполнения налогового законодательства на территории Советского района г. Липецка. В результате проведенной проверкой установлено, что ИП Берестнев М.В. осуществляет деятельность по приему наличных денежных средств от физических лиц с целью пополнения сотовой связи и других платежей, через пункт приема платежей без фискального регистратора (в нефискальном режиме), без применения электронной контрольной защищенной ленты.

Установлено, что с 24.08.2015г. ИП Берестнев М.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ИНН ), осуществляет, в том числе деятельность с использованием вычислительной техники и информационных технологий, деятельность туристических агентств, деятельность по предоставлению туристических информационных услуг, деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг и др.

Из акта проверки от 28.03.2017г следует, что при осуществлении денежных расчетов посредством платежного терминала (технического устройства, работающего в автоматическом режиме) в момент оплаты за услуги сотовой связи «МТС» денежный расчет произведен без применения контрольно-кассовой техники.

ИП Берестнев М.В.. осуществляет свою деятельность посредством платежного терминала , расположенного по адресу: <адрес> в туристической агентстве «Евразия – ТУР».

По результатам проверки установлено, что ИП Берестнев М.В. осуществляет деятельность приему платежей от физических лиц через автоматическое устройство для расчетов, полностью подпадающее под понятие платежного терминала.

Как следует из п. 8 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ «О применении ККТ» и п. 6 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009г. №103-Ф3 платежным терминалом признается любое устройство, работающее в автоматическом режиме и осуществляющее наличные денежные расчеты (прием платежей) без уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты». Согласно п.1, п.2 ст. 1.2 Федерального закона от 12.05.2003г. №54-ФЗ Контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Постановлением и.о. начальника Межрайонной инспекции ФПС России № 6 по Липецкой области от 25.04.2017г. Берестнев М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 ч. 2 КоАП РФ (неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно – кассовой техники случаях), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в мере <данные изъяты> рублей.

Также 25.04.2017г. и.о. начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Липецкой области в отношении ИП Берестнева М.В. внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а именно: в течении месяца привести в соответствие с требованиями п. 1 ст. 1.2, п. 1,2 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа». Однако до настоящего времени представление не исполнено.

Таким образом, в нарушение требований вышеуказанных Федеральных законов прием платежей от физических лиц через платежный терминал осуществляется ИП Берестневым М.В. без применения контрольно-кассовой техники, что не позволяет налоговому органу провести проверку полноты учета выручки, которая подтверждается исключительно фискальным отчетом, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются данной услугой.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Поскольку исковые требования удовлетворяются, с ответчика в пользу бюджета г. Липецк взыскивается государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия индивидуального предпринимателя Берестнева М.В. по приему платежей посредством платежного терминала , расположенного по адресу: <адрес> в туристическом агентстве «Евразия ТУР», без применения контрольно-кассовой техники.

Запретить индивидуальному предпринимателю Берестневу Михаилу Викторовичу осуществлять деятельность по приему платежей посредством платежного терминала , расположенного по адресу: <адрес> в туристическом агентстве «Евразия – ТУР» до установки контрольно-кассовой техники и ее регистрации в налоговом органе.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Берестнева М.В. государственную пошлину в доход бюджета г. Липецка в размере <данные изъяты> рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Липецкий областной суд течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий А.А. Хуторная

Решение в окончательной форме изготовлено 27.11.2017 г. в силу ч. 2 ст. 108 ГПК РФ.