ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4112/2017 от 29.11.2017 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело №2-4112/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2017 года г.Калининград

Центральный районный суд г.Калининграда

в составе:

председательствующего судьи Оксенчук Ж.Н.,

при секретаре Перфирьевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным распоряжение от < Дата > об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, признании нуждающейся в жилом помещении для участия в данной подпрограмме,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, обосновав его тем, что < Дата > она обратилась к ответчику с заявлением о признании ее молодой семьи, состоящей из трех человека (она и двое детей), нуждающейся в жилом помещении, для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Распоряжением от < адрес > в удовлетворении данного заявления было отказано. С данным решением она не согласна. Так, ее семья зарегистрирована по адресу: < адрес >, в жилом помещении, общей площадью < ИЗЪЯТО > кв.м., принадлежащем на праве общей долевой собственности по < ИЗЪЯТО > доли ей и бывшему супругу Б3, брак с которым прекращен < Дата >. В вышеуказанном жилом помещении всего постоянно зарегистрировано 6 человек (она, двое ее детей, бывший супруг, его настоящая супруга и ребенок от данного брака), при этом бывший супруг, его настоящая супруга, а так же их дочь членами семьи истца не являются. Данная квартира фактически является коммунальной, поскольку бывший супруг истца со своей семьей в ней не проживает, а сдает ее в наем посторонним лицам. Фактически в распоряжении семьи истца, состоящей на данный момент из 3 человек, находится < ИЗЪЯТО > доля квартиры, то есть < ИЗЪЯТО > кв. м. (< ИЗЪЯТО > кв.м. на человека), что менее учетной нормы. Полагает, что вынесенное ответчиком распоряжение не соответствует требованиям действующего законодательства и является незаконным. В связи с чем просила признать незаконным распоряжение от < Дата > и признать ее семью, состоящую из трех человек, нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить, дополнив, что ее семья, состоящая из трех человек постоянно зарегистрирована и проживает по адресу < адрес >. Данное жилое помещение, общая площадь которого составляет < ИЗЪЯТО > кв.м, принадлежит ей и ее бывшему супругу Б3 по < ИЗЪЯТО > доли каждому, брак с которым прекращен < Дата >. Следовательно, на долю истца приходится < ИЗЪЯТО > кв.м (< ИЗЪЯТО > кв.м на человека), что менее учетной нормы. Фактически ее семья проживает в одной из комнат данной квартиры, во второй комнате проживает посторонние лица по договору аренды, заключенному с бывшим супругом. Кроме истца и ее детей, в квартире так же зарегистрированы ее бывший супруг, его настоящая супруга и дочь, которые в квартире не проживают, членами семьи истца не являются. При наличии данных обстоятельств, оснований для отказа в признании ее молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в программе по обеспечению жильем молодых семей, не имеется, следовательно, вынесенное ответчиком распоряжение является незаконным.

Представитель администрации городского округа «Город Калининград» в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 17.10.2014 № 1632 утверждена муниципальная программа «Социальная поддержка населения городского округа «Город Калининград», а также подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в городском округе «Город Калининград», которая предусматривает предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья на условии софинансирования расходов за счет средств местного, областного и федерального бюджетов, и направлена на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050.

Участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 N 466)

Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.

При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что семья ФИО1 состоит из 3 человек: она, сын - Б., и сын - Б2, которые зарегистрированы по адресу: < адрес >, в жилом помещении общей площадью < ИЗЪЯТО > кв.м., принадлежащем на праве общей долевой собственности по < ИЗЪЯТО > доли ФИО1 и её бывшему супругу Б3, брак с которым прекращен < Дата > на основании решения Мирового судьи < ИЗЪЯТО >. < Дата >Б3 заключил брак с Н

Согласно данным, содержащимся в лицевом счете и поквартирной карте, в вышеуказанном жилом помещении всего постоянно зарегистрировано 6 человек: истец и двое ее детей, бывший муж истца со своей семьей (супруга и дочь).

Общая площадь данного помещения составляет < ИЗЪЯТО > кв.м, таким образом, на долю истца приходится < ИЗЪЯТО > кв.м, что составляет < ИЗЪЯТО > кв.м на долю члена ее семьи, состоящей из трех человек < ИЗЪЯТО > :3).

< Дата >ФИО1 обратилась в управление учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» с заявлением о признании ее семьи (она и двое детей) нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».

Распоряжением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > молодой семье было отказано в признании нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ.

По мнению Администрации, молодая семья представила документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку на молодую семью, состоящую из трех человек, приходится по < ИЗЪЯТО > кв.м. на человека. При определении уровня обеспеченности молодой семьи в жилых помещениях, ответчиком было принято во внимание доля бывшего супруга истца в указанном жилом помещении, в связи с чем произведен расчет следующим образом < ИЗЪЯТО > кв.м. (общая площадь жилого помещения) : 4 человека (истец, двое детей и бывший супруг) = < ИЗЪЯТО > кв.м на человека.

Вместе с тем, суд полагает, что указанный расчет уровня обеспеченности для участия в подпрограмме не основан на действующем законодательстве, поскольку как указано выше, расчет должен производиться на членов молодой семьи.

В соответствии с решением городского Совета депутатов Калининграда от 30.11.2005г. № 408 учетная норма в г. Калининграде составляет 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи для граждан, проживающих в отдельных и коммунальных квартирах.

В судебном заседании было установлено, что брак между супругами ФИО1 и Б3 прекращен < Дата > на основании решения мирового судьи от < Дата >, в настоящее время Б3 создан новую семьи – вступил в брак, от которого у него родилась дочь. Указанные лица так же зарегистрированы в квартире по адресу < адрес >

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Учитывая, что Б3 членом семьи истца не является, доводы ответчика являются несостоятельными.

Таким образом, суд полагает, что молодая семья ФИО1, состоящая из трех человек, на каждого из которых приходится по < ИЗЪЯТО > кв.м общей площади (< ИЗЪЯТО > кв.м. (доля площади жилого помещения, приходящаяся на ФИО1) : 3 человека (она и двое детей)), что ниже учетной нормы, является нуждающейся в жилом помещении, а соответственно соответствует всем предъявляемым условиям для участия в целевой программе.

При наличии указанных обстоятельств, вынесенное < Дата > комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» распоряжение об отказе молодой семье ФИО1 в признании нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, является необоснованным.

В связи с чем заявленные ФИО1 требования являются законными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > об отказе в признании молодой семьи ФИО1 нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы составом семьи 3 человека.

Признать молодую семью ФИО1 нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы составом семьи 3 человека.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный райсуд г.Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2017 года.

СУДЬЯ