ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4115/13 от 10.09.2013 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2- 4115\13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Г.Южно- Сахалинск Сахалинской области                   10 сентября 2013 года.

Южно- Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Бойковой М.Н.,

при секретаре судебного заседания Бабиченко Д.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Федеральные управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного в результате перевозки тяжеловесного груза,

                                                 УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании <данные изъяты>.- ущерб, причиненный перевозкой тяжеловесного груза. Свое требование обосновывает тем, что согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, составленному на стационарном пункте весового контроля, расположенному на СПТК <данные изъяты> км федеральной автомобильной дороги <адрес> при инструментальном контроле весовых параметров автомобиля <данные изъяты> регистрационный знак №, полуприцеп № принадлежащего ответчику были выявлены нарушения превышения весовых параметров. У водителя отсутствовало разрешение органов управления дорожного хозяйства на право перевозки тяжеловесных грузов. ФЗ от 08.11.2007ш №257 –ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» определено что порядок возмещения вреда и его размер устанавливается Правительством РФ. Перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, чем наносится дополнительный ущерб федеральной собственности. Ответчику в добровольном порядке предлагалось возместить причиненный материальный ущерб. Заявленное требование истца ответчиком оставлено без ответа.

Определением <адрес> городского суда от 13.05.2013г. гражданское дело передано по подсудности на рассмотрение Южно-Сахалинского городского суда.

О времени и месте судебного заседания истец был уведомлен в установленном законом порядке. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик ФИО1 также не явился в судебное заседание. Согласно полученной телефонограммы просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признал. Представил суду письменные возражения на иск, в которых указывает, что в нарушение Регламента функционирования службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации не производилось контрольное взвешивание автомобиля истца по причине отсутствия на стационарном посту контрольных весов. В материалах дела отсутствует протокол об отсутствии разрешения на перевозку тяжеловесного груза. По техническому паспорту вес автомобиля составляет <данные изъяты> кг, прицепа к нему <данные изъяты> кг. По транспортной накладной вес груза составлял <данные изъяты>. Всего вес автомобиля с грузом <данные изъяты> кг, что не соответствует данным указанным в акте взвешивания. Кроме того форма акта № не соответствует установленным требованиям предъявляемым к данным актам, утвержденных Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствуют строки 14 и 15, в п.17 и 18 не отражен размер нанесенного ущерба и реквизиты для его оплаты.

Выслушав представителя ответчика, огласив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно копии Устава ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» Управление является юридическим лицом (п.2.1), является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (п.1.2).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.2002г. №79 «О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства транспорта РФ» за истцом закреплена федеральная автомобильная дорога <адрес> и поставлена им на баланс учреждения.

Статьей 31 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007г № 257 –ФЗ установлено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Орган, выдающий специальное разрешение, указанное в части 1 настоящей статьи, согласовывает маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, а маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритных грузов, с владельцами автомобильных дорог и с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется:

Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения.

Согласно пункту 1.4 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации от 08.08.1996 N 1146 (в редакции Приказа Минтранса РФ от 22.01.2004 N 8 действовавшей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названной Инструкцией.

Пунктом 6.1 указанной Инструкции предусмотрено, что контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.

Весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организация на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта").

Установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником автомобиля <данные изъяты> № регистрационный знак № (снят с учета ДД.ММ.ГГГГ) и полуприцепа <данные изъяты> регистрационный знак №

Согласно акта № ДД.ММ.ГГГГ. на автомобильной дороге федерального значения <адрес> на пункте весового контроля СПТК <данные изъяты> км на весах автомобильных <данные изъяты> заводской номер №, №, прошедших государственную поверку ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается свидетельством о поверке № действительным до ДД.ММ.ГГГГ., было произведено контрольное взвешивание транспортного средства автомобиля ФИО1 под его управлением.

Согласно акта превышение осевых нагрузок составило на ось <данные изъяты>

Как следует из акта ФИО1 отказался от проставления своей подписи на акте. Отказ ответчика от подписи удостоверен двумя свидетелями сотрудниками ГИБДД Х.Б. и Ш.Р.

Суд находит не состоятельными доводы представителя ответчика о недопустимости данного акта как доказательства по дела. Поскольку установлено, что взвешивание производилось на весах прошедших госповерку.

Общий расчет представителя ответчика массы автомобиля по данным технического паспорта и накладной, не может свидетельствовать о фактической массе автомобиля с грузом на момент его взвешивания, поскольку не исключает несоответствие веса груза по накладной превышению фактического веса перевозимого груза.

Также несостоятельны доводы представителя ответчика о том, что представленная копия акта не соответствует форме утвержденной распоряжением Минтранса России от 10 ноября 2002 г. N ИС-1004-р (действовавшего по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ). Поскольку в представленном акте имеются п.14 и п.15. Отсутствие п. 17 и 18 не может являться основанием для признания данного акта недействительным.

Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортным средствам, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г №934(в редакции действовавшей ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что данные Правила устанавливают порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.

Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:

а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений:

предельно допустимой массы транспортного средства;

предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;

б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;

в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;

г) базового компенсационного индекса текущего года.

Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по следующей формуле:

,

где:

- размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (рублей);

- размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на <данные изъяты> километров);

- размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на <данные изъяты> километров);

i - количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение предельно допустимых осевых нагрузок;

S - протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров);

- базовый компенсационный индекс текущего года, рассчитываемый по следующей формуле:

,

где:

- базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс ДД.ММ.ГГГГ принимается равным 1, = 1);

- индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

Истцом представлен расчет суммы ущерба, причиненного федеральной дороге в результате перевозки ответчиком тяжеловесного груза без соответствующего разрешения на его перевозку. Суд полагает необходимым данный расчет произвести следующим образом.

<данные изъяты>. размер вреда на <данные изъяты> км при превышении предельно допустимой массы транспортного средства до <данные изъяты> т включительно.

При превышении осевых масс размер вреда составил: по трем осям превышение по которым составило от <данные изъяты>. за <данные изъяты> км., и по одной оси превышение по которой составило до <данные изъяты> % включительно - <данные изъяты>.за <данные изъяты> км.

Протяженность федеральной трассы, по которой осуществлялась перевозка тяжеловесного груза «<данные изъяты>» согласно ведомости данных по дороге начало дороги <данные изъяты> км и конец <данные изъяты> км. Таким образом, протяженность составляет <данные изъяты> км.

Индекс – дефлятор инвестиций в основной капитал в ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>% к предыдущему году, что подтверждается представленными истцом суду данными.

Размер платы в счет возмещения ущерба, согласно приведенной выше формулы представляется следующим образом <данные изъяты>

Данная сумма подлежит взысканию в счет возмещения ущерба причиненного перевозкой тяжеловесного груза по автомобильной дороге в пользу балансодержателя данной дороги, т.е. истца.

С ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные в связи с оплатой государственной пошлины при подаче иска в суд в размере пропорционально удовлетворенным требованиям (<данные изъяты>).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального казенного учреждения «Федеральные управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного в результате перевозки тяжеловесного груза, удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, урож. <адрес> в пользу Федерального казенного учреждения «Федеральные управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» <адрес>, <данные изъяты>. – ущерб причиненный в результате перевозки тяжеловесного груза, <данные изъяты>. –возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через Южно-Сахалинский городской суд.

Судья                                                                                      М.Н. Бойкова